Разработка системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38

Полный текст:


Аннотация

В данной статье приведено математическое описание модели перевода баллов, полученных студентами по результатам выполнения заданий в оценку уровня усвоения ими компетенций, приведено описание разработанной согласно математической модели системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода, а также результаты оценки ее эффективности. Цель исследования: выявить взаимосвязь между балловыми оценками обучающегося и уровнем усвоения компетенций и сделать процесс определения уровня усвоения компетенций автоматическим. Для достижения этой цели разработана математическая модель перевода баллов в оценку усвоения компетенций. Представлены формулы, решающие эту задачу. На основе разработанной математической модели создана программная разработка которая предназначена для: 1) создания и ведения справочников (преподаватели, студенты, компетенции, дисциплины, оценочные средства); 2) ведения электронного журнала учета успеваемости студентов; 3) определения уровня освоения компетенций в соответствии с разработанным алгоритмом; 4) поддержания механизма ограничения доступа к данным; 5) формирования отчётов установленной формы различной степени сложности. С помощью данной программной разработки поставленная задача была решена. Материалы и методы: материалами для исследования послужил фонд оценочных средств по дисциплине, который содержит сведения о количестве баллов, которые обучающийся может получить в процессе изучения дисциплины, а также непосредственное распределение количества этих баллов за определенный вид деятельности и компетенции, которые формируются в процессе изучения данной дисциплины. Журнал успеваемости, в котором отражено полученное количество баллов обучающегося в процессе изучения дисциплины по каждому виду занятий. Результаты: в результате использования разработанного программного продукта получен уровень усвоения каждой из компетенций, формирующихся в процессе изучения конкретной дисциплины, выраженный в процентах. Для получения результатов исследования был проведен ряд экспериментов. Результаты двух экспериментов представлены в данной статье. Для наглядности результаты также представлены и графически в виде диаграмм. Выводы: по проведенным экспериментам можно сделать вывод, что данная программная разработка полностью удовлетворяет поставленными задачам и дает возможность автоматически оценивать не только количество полученных знаний, но и их качество. 


Об авторах

Л. А. Макушкина
Волжский политехнический институт, (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Россия


М. Ф. Фадеева
Волжский политехнический институт, (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Россия


Список литературы

1. Подольная Н.Н., Лещайкина М.В., Еремеева М.А., Архипова К.Н. Применение статистических методов в исследовании успеваемости студентов ВУЗа как составляющей качества образования // Фундаментальные исследования. 2013. No.10-2.

2. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Анализ факторов, использованных для аппроксимации средней успеваемости студентов // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2013): сборник материалов X Междун. научн.-методич. конф., (Екатеринбург, 6–8 февраля, 2013). Екатеринбург: УрФУ, 2013.

3. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И., Шевелева Л.В. «Проблемы статистического анализа средней успеваемости студентов» // Fundamental Research. 2013. No.10 С. 316–320.

4. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Оценка возможности аппроксимации успеваемости студентов по данным тестирования // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2012): сборник материалов IX Междун. научн.-методич. конф., (Екатеринбург, 8–10 февраля, 2012) Екатеринбург: УрФУ. 2012. С. 522–529.

5. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Вероятностный подход к анализу успеваемости студентов // Fundamental Research. 2014. No. 8. С. 734–738.

6. Ташкенова Т. Проект информационной системы «учет успеваемости студентов» // Матер. рег. научн.-практ. конф. обучающихся и студентов. Тюмень, 2014. С. 21–23.

7. Наумова Н.А. Моделирование информационной системы управления качеством образования // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2011. No. 1. С. 164–169.

8. Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Технология определения весовых коэффициентов сложности тем дистанционного курса на основе алгоритма Саати // Открытое и дистанционное образование. 2016. No. 1. C. 69–79.

9. Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Форматы и системы команд, методы адресации. Квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме // Педагогические измерения. 2015. No. 1. C. 50–58.

10. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И., Шевелёва Л.В. Проблемы внедрения рейтинговой системы в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013 No.13. С.111–115

11. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2010.

12. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2012. 101 с.

13. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи, 2011.

14. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2010. No. 5. C. 3–12.

15. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: матер. II междунар. науч. конф. (Москва, декабрь, 2012). М.: Буки-Веди, 2012.

16. Федоров С.Е. Психологические и педагогические аспекты проведения компьютерного тестирования студентов. Оценка качества образования при реализации компетентностного подхода URL : http://www.masters.donntu.edu. ua/2008/mech/odinokova/library/1.htm

17. Михайленко Т.С. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. No. S22. С. 51–55.

18. Рыбанов А. Методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики // Педагогические измерения. 2015. No. 1. С. 75–85.

19. Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам образования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. No. 4(91). С. 24.

20. Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. С. 13.

21. Кайкова Л.В., Евстафьева А.В., Тихомирова Л.Ф. Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов // Ярославский педагогический вестник. 2011. No. 3. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 55.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Макушкина Л.А., Фадеева М.Ф. Разработка системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода. Открытое образование. 2017;(3):29-38. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38

For citation: Makushkina L.A., Fadeeva M.V. Development of the educational activity monitoring system on the basis of competence-based approach. Open Education. 2017;(3):29-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38

Просмотров: 273

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)