Разработка системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38
Аннотация
В данной статье приведено математическое описание модели перевода баллов, полученных студентами по результатам выполнения заданий в оценку уровня усвоения ими компетенций, приведено описание разработанной согласно математической модели системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода, а также результаты оценки ее эффективности. Цель исследования: выявить взаимосвязь между балловыми оценками обучающегося и уровнем усвоения компетенций и сделать процесс определения уровня усвоения компетенций автоматическим. Для достижения этой цели разработана математическая модель перевода баллов в оценку усвоения компетенций. Представлены формулы, решающие эту задачу. На основе разработанной математической модели создана программная разработка которая предназначена для: 1) создания и ведения справочников (преподаватели, студенты, компетенции, дисциплины, оценочные средства); 2) ведения электронного журнала учета успеваемости студентов; 3) определения уровня освоения компетенций в соответствии с разработанным алгоритмом; 4) поддержания механизма ограничения доступа к данным; 5) формирования отчётов установленной формы различной степени сложности. С помощью данной программной разработки поставленная задача была решена. Материалы и методы: материалами для исследования послужил фонд оценочных средств по дисциплине, который содержит сведения о количестве баллов, которые обучающийся может получить в процессе изучения дисциплины, а также непосредственное распределение количества этих баллов за определенный вид деятельности и компетенции, которые формируются в процессе изучения данной дисциплины. Журнал успеваемости, в котором отражено полученное количество баллов обучающегося в процессе изучения дисциплины по каждому виду занятий. Результаты: в результате использования разработанного программного продукта получен уровень усвоения каждой из компетенций, формирующихся в процессе изучения конкретной дисциплины, выраженный в процентах. Для получения результатов исследования был проведен ряд экспериментов. Результаты двух экспериментов представлены в данной статье. Для наглядности результаты также представлены и графически в виде диаграмм. Выводы: по проведенным экспериментам можно сделать вывод, что данная программная разработка полностью удовлетворяет поставленными задачам и дает возможность автоматически оценивать не только количество полученных знаний, но и их качество.
Об авторах
Л. А. МакушкинаРоссия
М. Ф. Фадеева
Россия
Список литературы
1. Подольная Н.Н., Лещайкина М.В., Еремеева М.А., Архипова К.Н. Применение статистических методов в исследовании успеваемости студентов ВУЗа как составляющей качества образования // Фундаментальные исследования. 2013. No.10-2.
2. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Анализ факторов, использованных для аппроксимации средней успеваемости студентов // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2013): сборник материалов X Междун. научн.-методич. конф., (Екатеринбург, 6–8 февраля, 2013). Екатеринбург: УрФУ, 2013.
3. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И., Шевелева Л.В. «Проблемы статистического анализа средней успеваемости студентов» // Fundamental Research. 2013. No.10 С. 316–320.
4. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Оценка возможности аппроксимации успеваемости студентов по данным тестирования // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2012): сборник материалов IX Междун. научн.-методич. конф., (Екатеринбург, 8–10 февраля, 2012) Екатеринбург: УрФУ. 2012. С. 522–529.
5. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И. Вероятностный подход к анализу успеваемости студентов // Fundamental Research. 2014. No. 8. С. 734–738.
6. Ташкенова Т. Проект информационной системы «учет успеваемости студентов» // Матер. рег. научн.-практ. конф. обучающихся и студентов. Тюмень, 2014. С. 21–23.
7. Наумова Н.А. Моделирование информационной системы управления качеством образования // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2011. No. 1. С. 164–169.
8. Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Технология определения весовых коэффициентов сложности тем дистанционного курса на основе алгоритма Саати // Открытое и дистанционное образование. 2016. No. 1. C. 69–79.
9. Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Форматы и системы команд, методы адресации. Квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме // Педагогические измерения. 2015. No. 1. C. 50–58.
10. Сосницкий В.Н., Потанин Н.И., Шевелёва Л.В. Проблемы внедрения рейтинговой системы в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013 No.13. С.111–115
11. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2010.
12. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2012. 101 с.
13. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи, 2011.
14. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2010. No. 5. C. 3–12.
15. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: матер. II междунар. науч. конф. (Москва, декабрь, 2012). М.: Буки-Веди, 2012.
16. Федоров С.Е. Психологические и педагогические аспекты проведения компьютерного тестирования студентов. Оценка качества образования при реализации компетентностного подхода URL : http://www.masters.donntu.edu. ua/2008/mech/odinokova/library/1.htm
17. Михайленко Т.С. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. No. S22. С. 51–55.
18. Рыбанов А. Методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики // Педагогические измерения. 2015. No. 1. С. 75–85.
19. Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам образования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. No. 4(91). С. 24.
20. Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. С. 13.
21. Кайкова Л.В., Евстафьева А.В., Тихомирова Л.Ф. Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов // Ярославский педагогический вестник. 2011. No. 3. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 55.
Рецензия
Для цитирования:
Макушкина Л.А., Фадеева М.Ф. Разработка системы мониторинга учебной деятельности на базе компетентностного подхода. Открытое образование. 2017;(3):29-38. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38
For citation:
Makushkina L.A., Fadeeva M.V. Development of the educational activity monitoring system on the basis of competence-based approach. Open Education. 2017;(3):29-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-29-38