Геоинформационный мониторинг образовательного риска в учебных заведениях высшего образования


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-58-65

Полный текст:


Аннотация

Эффект, полученный человеком и обществом от освоения основных профессиональных образовательных программ, проблематично оценить количественно, что приводит к появлению риска, который характеризует качество процедур принятия управленческих решений по реализации образовательного процесса в учреждениях высшего образования с точки зрения уровня достижения поставленной критериев и показателей.
Целью работы является разработка технологии мониторинга образовательного риска на основе геоинформационного подхода и методов интеллектуального анализа данных. Оценку образовательного риска предлагается реализовать через мониторинг качества реализации основных профессиональных образовательных программ учреждения. Под мониторингом образовательного риска при реализации образовательного процесса в учреждениях высшего образования понимается сбор, каталогизацию, предварительную обработку, анализ и визуализацию данных, нацеленные на повышение эффективности и качества предоставления образовательных услуг. Для выполнения поставленной цели применяются следующие методы и подходы: геоинформационный подход, кластерный анализ, теория вероятностей, методы классификации данных, методы прогнозирования, прогнозирование, технологии визуализации данных. Рассмотрены научно-методические аспекты развития методического, информационного и инструментального обеспечения системы управления образовательным риском в учебных заведениях высшего образования. По результатам выполнения работы выявлено, что использование геоинформационных технологий повышает эффективность управления за счет автоматизации сбора, обработки и анализа данных о реализации образовательных программ. Современные геоинформационные технологии предоставляют возможность создания и интеграции системы, имеющей инновационный аналитический функционал, и реализующей новые эффективные технологии, методы и алгоритмы в задачах мониторинга образовательных программ. Использование геоинформационных технологий обеспечит комплексирование атрибутивных и пространственно-временных данных с учетом географической привязки к картографической основе от подразделений образовательных учреждений, позволит оперативно моделировать процессы и производить оценку реализации ОП. Разработаны математическая модель, метод и алгоритм оценки эффективности реализации образовательных программ в образовательных учреждениях. Оценка характеристик направлений подготовки осуществляется за счет применения метода классификации, используется алгоритм дерева принятия решений, которое позволяет упорядочивать множество специальностей и направлений подготовки в иерархическую, последовательную структуру по установленным правилам. Предлагаемая модель оценки образовательного риска в учебных заведениях позволит всесторонне подойти к оценке процессов, происходящих в подразделениях, поскольку учитывает педагогические, экономические и социальные аспекты. Проведен анализ компонентов и функций образовательного риска. Выполнена программная реализация предлагаемых подходов в системе управления базой данных. Для реализации приложения используются следующие средства разработки: система управления базами данных PostgreSQL; интегрированная среда разработки Microsoft Visual Studio Community 2015; технология создания веб-приложений ASP.NET 5; языки программирования SQL, C#, JavaScript.
Приведены результаты апробации предложенной технологии на основе данных приемной комиссии учебного заведения. В заключении можно отметить, что научный подход к оценке образовательного риска приводит к существенным обобщениям в области результата реализации образовательных программ в высших учебных заведениях.


Об авторах

А. Н. Колесенков
Рязанский государственный радиотехнический университет
Россия
К.т.н., доцент кафедры космических технологий Рязанский государственный радиотехнический университет, Рязань, Россия


Д. С. Журавлев
Рязанский государственный радиотехнический университет
Россия
Студент Рязанский государственный радиотехнический университет, Рязань, Россия


Список литературы

1. Глебова Л.Н., Кузнецова М.Д. Мониторинг качества высшего педагогического образования. М.: Логос, 2012. 368 с.

2. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 199–208.

3. XIN Tao, LI Feng & LI Ling-yan An International Comparison of Elementary Education Quality Assessment // Journal of Beijing Normal University (Social Science Edition). 2007. P. 5–10.

4. Brown G. The Quality of Learning of Learning and How to Assess it // Lifelong Learning in Europe. 1999. Vol. 4. Issue 1. P. 47–54.

5. Dohmen G. Lifelong Learning for All – innovative perspectives of continuing education // Lifelong Learning in Europe. 1999. Vol. IV. Issue 3. P. 154–158.

6. Dinham S. The quality teaching movement in Australia encounters difficult terrain: a personal perspective // Australian Journal of Education. 2013. № 57. P. 91–106. DOI: 10.1177/0004944113485840.

7. Гуров В.С., Корячко В.П., Таганов А.И., Моисеенко В.П., Таганов Р.А. Опыт создания и применения ресурсов электронной информационно-образовательной среды по направлению ИПИ (CALS) и CASE (САПР) – технологий // Труды VII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2010». 2010. Том 1. С. 166–167.

8. Heyneman S.P., Lee B. The impact of international studies of academic achievement on policy and research // Handbook of international large-scale assessment: Background, technical issues and methods of data analysis. 2014. P. 37–72.

9. Kamens D.H., McNeely C.L. Globalization and the growth of international educational testing and national assessment. Comparative Education Review. 2009. № 54. P. 5–25. DOI: 10.1086/648471.

10. Таганов А.И., Таганов Р.А. Методические основы создания информационных систем сферы образования. Рязань: РГРТУ, 2006. 342 с.

11. Attfield I., Vu B.T. A rising tide of primary school standards: The role of data systems in improving equitable access for all to quality education in Vietnam // International Journal of Educational Development. 2013. № 33. P. 74–87. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2012.02.003.

12. Колесенков А.Н. Таганов А.И. Концепция геоинформационной технологии мониторинга образовательных программ онлайн-обучения // Открытое и дистанционное образование. 2015. Вып. № 60. С. 69–73.

13. Колесенков А.Н. Информационная поддержка принятия решений при организации и построении систем дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 5 (107). С. 62–68.

14. Колесенков А.Н., Таганов А.И. Применение геоинформационных технологий в задачах управления образовательным процессом вуза // Управление качеством инженерного образования. Возможности ВУЗов и потребности промышленности: Тезисы докладов второй международной научно-практической конференции. 2016. С. 121.

15. Костров Б.В., Баранчиков А.И. Теория и методы исследования моделей и алгоритмов представления данных для предметных областей с ранжируемыми атрибутами // Вестник РГРТУ. 2013. № 5. выпуск 47. С. 59–64.

16. Барсегян А., Куприянов М., Холод И., Тесс М., Елизаров С. Анализ данных и процессов. СПб: БХВ-Петербург, 2009, 544 с.

17. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: ФиС, 1996, 192 с.

18. Чернова Г.В., Кудрявцева А.А. Управление рисками. М.: Из-во Проспект, 2003. 160 с.

19. Вяткин В.Н., Вяткин И.В., Галуза В.А. Риск менеджмент. М.: Дашков и К, 2003, 512 с.

20. Саркисян С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. М: Высшая школа, 1977, 351 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Колесенков А.Н., Журавлев Д.С. Геоинформационный мониторинг образовательного риска в учебных заведениях высшего образования. Открытое образование. 2017;(4):58-65. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-58-65

For citation: Kolesenkov A.N., Zhuravlyov D.S. Geoinformation monitoring of the educational risk in educational institutions of higher education. Open Education. 2017;(4):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-58-65

Просмотров: 280

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)