Некоторые замечания об оценке знаний студентов университетов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-66-72

Полный текст:


Аннотация

Данная работа посвящена исследованию и моделированию процесса приобретения знаний студентами университетов.
Основной же задачей работы является построение процесса приобретения знаний студентом, а также его анализ, с целью определения индивидуального подхода к обучающемуся. В работе рассматривается простейший случай построения процесса приобретения знаний у студентов, который приводит к грубому (первоначальному) описанию процесса приобретения знаний.
Рассматривается описание процесса приобретения знаний и схема контроля его переменных.
Исходными данными для поставленной задачи являлись опросы студентов, проводимые на протяжении семестра в некоторых группах. Первый опрос состоял из вопросов по школьной программе, и далее были вопросы по дисциплине по мере изучения материала. В результате таких опросов для каждого студента была получена обучающая выборка, представляющая собой количество баллов, полученных за ответы на вопросы.
Эта выборка в дальнейшем была использована для построения модели получения знаний студентом. С математической точки зрения подобная задача близка к задаче восстановления функции по наблюдениям. Существует два подхода для решения данной задачи: параметрический и непараметрический.
Параметрический подход состоит в выборе вида функции с точностью до вектора параметров и последующей оценки этих коэффициентов по обучающей выборке. Таким образом, каждому студенту группы будут соответствовать свое уравнение с отличающимися от других своими коэффициентами. Непараметрический подход не предполагает этапа предварительной параметризации модели, а необходимы лишь некоторые качественные свойства последней. Это следует из того факта, что непараметрические аппроксимации относятся к классу локальных.
В итоге каждый студент по окончанию эксперимента будет иметь свою кривую процесса приобретения знаний, и соответственно свое собственное уравнение образовательного процесса (своеобразная «визитная карточка» в данный момент), со своими коэффициентами. Конечно, процесс накопления знаний для каждого студента будет различным, несмотря на то, что изучение новой дисциплины начинается одновременно. Так, более старательные и заинтересованные в обучении студенты начинают сразу изучение материала, по мере его поступления, в то время как другие, растягивают этот процесс до конца семестра. Также в работе приводится сравнение и анализ процесса приобретения знаний для студентов разного уровня (успешный, средний и неуспешный уровень знаний студентов).
Таким образом, в процессе анализа «визитной карточки» студента можно увидеть, как приобретаются знания студентами.
В настоящей статье моделирование процесса приобретения знаний у студентов в университете рассматривается с достаточно общей точки зрения. Безусловно, важным является формирование показателей образования, их анализ и оценивание. Имея данные наборы показателей можно увидеть, как учатся студенты в университетах, и, возможно, обнаружить слабые места, провалы в знаниях, которые надо исправлять.
Также анализируя подобную «визитную карточку» студента преподаватель может скорректировать свой индивидуальный подход к его обучению.


Об авторе

Д. И. Ярещенко
Сибирский федеральный университет
Россия
Аспирант, ассистент НУЛ «Системный анализ и управление» кафедры информатики Института космических и информационных технологий Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия


Список литературы

1. Дискуссия об образовании // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. 2010. Вып. 5. С. 197–206.

2. Осенняя. Жаркая. Наша. Пять высших наград завоевала Российская сборная на олимпиаде по робототехнике // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. 2014. № 49. URL: www.poisknews.ru (дата обращения: 12.05.2015).

3. Соломин Ю.М. «Раньше на экране показывали душу, а сегодня – злато» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2013. № 40. URL: www.aif.ru (дата обращения: 14.03.2016).

4. Михалков Н.С. «У меня нет врагов. И Ксюша мне не враг!» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2014. №41. URL: www.aif.ru (дата обращения: 05.02.2016).

5. Миронов С.М. «Я категорический противник ЕГЭ в любой форме» // Палата депутатов партии Справедливая Россия. URL: www.srduma.ru (дата обращения: 29.11.2015).

6. Медведев А.В. Некоторые замечания об образовательном процессе // Т. 8: Проблемы управления в социальных системах / Гл. ред. Ф.П. Тарасенко. Томск: изд. Томского университета, 2015. Вып. 12. С. 151–171.

7. Медведев А.В., Ярлыкова Л.К. О компьютерном «портрете» образовательного процесса // Труды IX Всероссийской научно-практической конференции «Системы автоматизации в образовании, науке и производстве (AS’2013)». Новокузнецк, 2013. С. 12–19.

8. Медведев А.В., Ярещенко Д.И. О моделировании процесса приобретения знаний студентами в университете // Журнал «Высшее образование сегодня». 2017. Вып. 1. С. 7–10.

9. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. СПб.: КАРО, 2008. 142 с.

10. Аскеров Ш.Г. Методологические основы оценки знаний // Вестник РУДН. 2005. № 1 (17). 154 с.

11. Дианова В.М. О внедрении новых методик оценивания знаний студентов // Развитие научно-образовательного сотрудничества вузов России и США в области гуманитарных наук: сборник материалов Международного научно-практического семинара / сост. канд. пед. наук Тепоян Т.А. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. С. 78–93.

12. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления // перевод с англ. В.А. Лотоцкого, А.С. Манделя. М.: Изд-во «Мир», 1975. 7 с.

13. Цыпкин Я.З. Основы информационной теории идентификации. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. 320 с.

14. Надарая Э.А. Непараметрическое оценивание плотности вероятностей и кривой регрессии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1983. 194 с.

15. Васильев В.А., Добровидов А.В., Кошкин Г.М. Непараметрическое оценивание функционалов от распределений стационарных последовательностей / отв. ред. Н.А. Кузнецов. М.: Наука, 2004. 508 с.

16. Большая советская энциклопедия // гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972.

17. Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. URL: https://slovar.cc/rus/tolk.html (дата обращения: 28.09.2016).

18. Академик URL: dic.academic.ru (дата обращения: 28.08.2016).

19. Медведев А.В. Основы теории адаптивных систем: монография. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т., 2015. 526 с.

20. Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. М.: ФИЗМАТЛИТ, 1958. 336 с.

21. Медведев А.В. Н-модели для организационных процессов // Т. 8: Проблемы управления в социальных системах / Гл. ред. Ф.П. Тарасенко. Томск: изд. Томского университета, 2015. Вып. 12. С. 11–25.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ярещенко Д.И. Некоторые замечания об оценке знаний студентов университетов. Открытое образование. 2017;(4):66-72. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-66-72

For citation: Yareshchenko D.I. Some comments on the assessment of students’ knowledge at the University. Open Education. 2017;(4):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-66-72

Просмотров: 289

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)