Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-92-104

Полный текст:


Аннотация

Российская система образования сегодня находится в постоянном процессе модернизации. И соответственно изменения в российском обществе, политике и экономике оказывают на этот процесс непосредственное влияние. Эти изменения определяют те условия, в которых придется получать знания, умения и владения профессиональной деятельности, а далее осуществлять трудовую профессиональную деятельность молодому специалисту. И важную роль в этом процессе играет мотивация, и одним из главных мотивов является интерес к обучению.

На начальном этапе нами был проведен констатирующих эксперимент путем анкетирования студентов 1 курса, который показал, что у студентов вуза а в начале учебной деятельности очень слабо развит интерес к обучению, и это в дальнейшем влечет за собой не полное освоение образовательных программ. Исследования психологов (Б.Г. Ананьева, А.Г. Архипова, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, В.Г. Иванова, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.), педагогов (В.А. Беликова, Р.А. Гильман, М.Е. Дуранова, В.И. Жернова, Т.Е. Климовой, Я.А. Коменского, О.В. Лешер, Д. Локка, А.К. Марковой, В.Н. Максимовой, В.П. Ушачева, К.Д. Ушинского, О.М. Шенцовой, Г.И. Щукиной и др.) показывают, что именно интерес является важным мотивом, который способствует эффективному развитию различных видов деятельности и стимулирует студента на выполнения деятельности.

Цель данной работы – рассмотрение средств создания эмоционально-комфортной образовательной среды как педагогического условия, способствующего развитию интереса к обучению у студентов вуза.

В основной части статьи рассматривается развитие интереса к обучению у студентов вуза. Педагогический подход к решению проблемы состоит в том, чтобы: представлять в педагогическом процессе возможности интересных сторон учебной деятельности; возбуждать и постоянно поддерживать у обучающихся состояние активной заинтересованности учебными процессами; целенаправленно формировать и развивать интерес как ценное свойство личности к обучению, содействующее ее познавательной активности.

Интерес к обучению – «это форма проявления потребности личности в познавательной деятельности, в силу ее эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, через активное стремление к получению знаний, умений, владений, где в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы».

Так же рассматривается личностно-деятельностное обучение, включающее личностно-ориентированный и индивидуально- познавательный и синергетический подходы, выделены уровни развития интереса к обучению; средства создания эмоционально-комфортной образовательной среды, которая влияет на эффективность развития интереса к обучению у студентов вуза. Была разработана структурная модель образовательной среды, которая включает в себя пространственно-предметный, социальный, деятельностный, информационно-технологический, содержательный и духовный компоненты, которые подробно рассмотрены авторами.

При определении типа образовательной среды мы использовали разработанную В.А. Ясвиным методику векторного моделирования, которая строится по системе координат, состоящей из оси СЗ «свобода-зависимость» и оси АП «активность-пассивность». Результаты эксперимента показали, что в начале значение свободы образовательной среды больше значения активности, а к концу значение активности образовательной среды повысилось и значение свободы стало гораздо меньше. Были разработаны критерии и показатели развития интереса к обучению.

Сравнивая полученные результаты, было отмечено, что наиболее существеннее повышение уровня развития интереса у студентов к обучению наблюдается в группе, где активно использовались все возможные средства и приемы создания эмоционально-комфортной образовательной среды в вузе. Это говорит о том, что создание эмоционально-комфортной образовательной среды в вузе имеет прямое влияние на эффективность развития интереса к обучению у студентов. 


Об авторе

О. М. Шенцова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск
Россия
Тел.: (922) 719 09 93


Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999 720 с.

2. Shentsova O.M., Savelyeva O.P., Krasnova T.V., Demenev D.N., Kayumova N.A., Mashinskaya M.S. The development of interest to the artistic and creativ as the basis of future bachelor professional self-determination in the field of architecture, art and design. The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. No. 9. С. 2234–2239. DOI: 10.3923/ sscience.2015.2234.2239

3. Беляев М.Ф. Психология интереса: Дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 1954.

4. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. 1957. Вып. 73. С. 3–14.

5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к саморазвитию. М.: Просвещение, 1985. 144 с.

6. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интерес. Ценности. М.: Просвещение. 1985. 71 с.

7. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Психология и педагогика: Учен. зап. ЛГУ. 1956. № 214. Вып. 9. С. 61–83.

8. Маркова А.К, Орлов А.М., Фридман А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика. 1983. 64 с.

9. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 1995. 184 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1977. 304 с.

11. Беккерман П.Б. Психолого-педагогические особенности дополнительного художественного образования в технических колледжах // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 24–25.

12. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Монография. Челябинск: Факел. 1995. 141 с.

13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: МГУ. 1996. 96 с.

14. Губин В.А., Авдиенко Г.Ю. Факторы образовательной среды, влияющие на развитие личности обучающегося // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 26–32.

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл. 2001. 365 с.

16. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13–23.

17. Шенцова О.М. Организация образовательной среды и ее влияние на качество профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» // Архитектура. Строительство. Образование. 2012. № 1. С. 230–240.

18. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1976. № 2–3. С. 4–6.

19. Зайнчковская Т.С., Рогатнев Ю.М., Пази- на Л.С., Стукач В.Ф., Савина Н.В., Петуховский С.Л., Сон Л.А., Помогаев В.М., Водолазская Л.В., Коротаев В.С., Захарова Е.Д., Мальцев В.В., Боровских Н.В., Кузнецова Н.А., Быкова Е.А. Современные вопросы активизации образовательного процесса / под общей редакцией Т.С. Зайнчковской. Омск: Из опыта подготовки экономистов-менеджеров: сборник методических материалов. 2007.

20. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. 1996. С. 189–199.

21. Савина Н.В. Конкурентоспособность выпускников педагогического вуза в условиях изменения образования // Образование: традиции и инновации: материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 312–314

22. Монтессори-материал: школа для малышей. М., 1992.

23. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 545–548.

24. Юдин В.В. Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса – ключевое направление реализации ФГОС // Образовательная панорама: научно-методический журнал. 2015. № 1 (3). С. 56–62.

25. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37–40.

26. Григорян М.Э., Винник В.К., Залесский М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся // Между- народная молодежная научная конференция в 4-х томах. Горохов А.А.(ред). 2015. С. 67–70.

27. Беккерман П.Б. Фестивально-конкурсные инициативы – фактор творческой самореализации детей и юношества // Искусство в школе. 2011. № 4. С. 62.

28. Григорян М.Э., Болдыревский П.Б. Междисциплинарная интеграция в реализации компетентностного подхода. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–1. С. 145–148.

29. Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.V., Usataya T.V., Usatiy D.U., Deryabina L.V. Modelling students creativity development in practice of higher education in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 29. С. 95393. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/95393


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды. Открытое образование. 2017;(6):92-104. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-92-104

For citation: Shentsova O.M. Development of interest in training by creation emotional and comfortable educational environment. Open Education. 2017;(6):92-104. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-92-104

Просмотров: 245

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)