Самоорганизующиеся экспертные среды в образовательных проектах


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-38-47

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является проблема формирования модели знаний специалиста с высшим образованием, являющейся частью образовательного проекта. Ее актуальность связана необходимостью адекватного ответа в современных условиях системы высшего образования на усиление динамики научно-технического прогресса и переходом к экономике информационных взаимодействий.

Материалы и методы. Информационную базу исследования составили законы об образовании, действующие Российской Федерации, образовательные стандарты высшего профессионального образования, публикации ученых по исследуемой проблематике. В работе использовались методы: системного анализа, теории активных систем, теории рефлексивного управления, моделирования.

Результаты. В процессе исследования выполнен анализ последствий вступления России в Баллонскую конвенцию по вопросам образования. Показано, что это породило проблему эффективности и качества подготовки специалистов, а также проблему интеграции вузов в новую социально-экономическую систему, связанной с их адаптацией к рыночным отношениям. В соответствии с принципом институциональной автономии основная ответственность за их решение лежит на университетах. Показано, что способом решения указанных проблем является переход вузов на проектно-технологический тип организации своей деятельности. Наиболее перспективной формой управления образовательным проектом является модель информационного взаимодействия в рамках активных саморазвивающихся сетевых экспертных сред. Элементарной частью такой среды является эксперт-профессионал, владеющий современными телекоммуникационными технологиями, средствами Интернета. Интеграция в сетевой структуре естественных интеллектов образует коллективный стратегический субъект, который является средством синергии знаний и действий в процессе взаимодействия. Разработана структура активной саморазвивающейся сетевой экспертной среды и два принципы ее функционирования как активной мультиагентной системы при формировании модели знаний специалиста. Построение модели знаний специалиста предложено рассматривать в контексте с корпоративными стратегиями управления знаниями в организациях для повышения конкурентоспособности, так как создаваемые системы поддержки жизненного цикла знаний организации и целостной модели знаний специалиста используются для интеграции стратегических корпоративных задач со стратегическими задачами развития корпоративного знания сотрудников. Специалист в них рассматривается как элемент производственной системы предприятия, назначение которого придать продукту предприятия, заданные количественные и качественные параметры, обеспечивающие его конкурентные преимущества. Для осуществления производственной деятельности специалист использует комплекс способностей, знаний и умений, которые следует рассматривать как модели его производственно-технологической деятельности. В каждый момент этот комплекс следует рассматривать как субъективную модель его производственно-технологической деятельности. Это создает основу для процесса саморазвития университета через вовлечение на базе сетевых технологий продвинутых потребителей в инновационный процесс совершенствования образовательных услуг, получения идей или контента путем обращения к их креативным способностям в обмен на вознаграждение, соответствующее вкладу. Предложена система, обеспечивающая направление поиска решений и идей, а также фильтрацию, обобщение информации, определение ее ценности и перспективности. Показано, что способом повышения качества решений по образовательному проекту является синтез технологий краудсорсинга, сетевой экспертизы и методологии теории активных систем.

Выводы. Предлагаемый подход позволяет рассматривать процесс извлечения новых идей и знаний при формировании модели знаний специалиста как активную систему с неоднородными агентами со встречным способом сообщения информации и активным воздействием центра в форме запросов для получения рефлексивных оценок и позволяет обеспечить взаимодействие университетов и организации при управлении их интеллектуальным капиталом. 


Об авторах

Г. П. Виноградов
Тверской государственный технический университет
Россия

Д.т.н., доцент, профессор

кафедра Информатики и прикладной математики

Тел.: 8-980-641-92-79 

SPIN-код: 7884042



В. Н. Кузнецов
Тверской государственный технический университет
Россия

Д.т.н., профессор, заведующий

кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»



Список литературы

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.

2. Виноградов Г.П., Виноградова Н.Г. Самоорганизующиеся сетевые экспертные среды в системах с эндогенным принципом целеуказания // Онтология проектирования. 2016. Т. 6. № 1(19). C. 36-54. DOI: 10.18287/2223-9537- 2016-6-1-39-54.

3. Найханова Л.В., Дамбаева С.В. Методы и алгоритмы принятия решений в управлении учебным процессом в условиях неопределенности: Монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 164 с.

4. Доррер Г.А., Рудакова Г.М., Горбаченко И.М. Вероятностная модель процесса интерактивного обучения // Открытое образование. № 2. 2001.

5. Леднев В.С. Содержание образования. Сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

6. Кузнецов В.Н. Методология согласования в экономических информационных системах: дис. на соискание ученой степени д.т.н. по специальности 05.13.10. «Управление в социальных и экономических системах». М., 1998. 309 с.

7. Виноградов Г.П., Виноградова Н.Г. Эволюционные модели для систем с эндогенно формируемыми целями. Гибридные и синергетические системы: материалы III Всероссийской Поспеловской конференции с международным участием (6-11 июня 2016 г., Светлогорск, Калининградская область). Калининград: Из-во БФУ им. Канта, 2016. C. 316–324.

8. Vinogradov G.P. A Subjectve Rational Choice. IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conference Series 803 (2017) 012176 DOI: 10.1088/1742– 6506/803/1/012176.

9. G.P. Vinogradov, N.G. Vinogradova. Building a model of an intelligent agent activity modes. Advances in Computer Science Research (ACSR). Vol. 72. 2017. P. 461-464. Published by Atlantis Press. Series: Advances in Computer Science Research.

10. Сетевая экспертиза. 2-е изд. / Под ред. Новикова Д.А., Райкова А.Н.. М.: Эгвес, 2011. 166 с.

11. Виноградов Г. П., Ивашкин Ю. А. Моделирование переговорных процессов в высоко- технологичных производственных системах. // Системы управления, связи и безопасности. № 2. 2016. С. 202–248. URL: http://sccs.intelgr.com/archive/2016-02/08-Vinogradov.pdf

12. Бендлер Р. Руководство по изменению личности. М.: Эксмо, 2010. 208 с.

13. Виноградов Г.П. Кузнецов В.Н., Бур- до Г.Б. Возможностная оптимизация в целеустремленных системах. Пятнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ- 2016 (3–7 октября 2916 г., г. Смоленск, Россия). Труды конференции в 3-х томах. Т.1 Смоленск: Универсум, 2016. С. 239–247.

14. Моисеев, Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. 488 с.

15. Vinogradov G.P. Decision-Making by robotagents with endogenous aims. Нечеткие системы и мягкие вычисления. Промышленные применения: сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической мультиконференции с международным участием «Прикладные информационные системы (ПИС-2017)» (Россия, г. Ульяновск, 29–31 мая, 2017 г.). Ульяновск, УлГТУ, 2017. С. 80–89.

16. Лобан А.В., Ловцов Д.А. Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения // Открытое образование. 2017. № 2. С. 47-55. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-2-47-55

17. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

18. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании: Монография / Под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 c.

19. Калянов Г.Н. Подготовка ИТ-консультантов в разрезе проблематики отечественного консалтинга // Открытое образование. 2017. № 2. С. 40–46. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-2-40-46

20. Виноградов Г.П., Виноградова Н.Г. Моделирование принятия субъективно рациональных решений // Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно-вычислительных систем (ПИИВС-2016): сборник научных трудов I научно-практической конференции. 16–17 ноября 2016 г. Донецк, ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», 2016. C. 151–158.


Дополнительные файлы

1. САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ ЭКСПЕРТНЫЕ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Тема
Тип Чистый текст
Скачать (15KB)    
Метаданные
2. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (416KB)    
Метаданные

Для цитирования: Виноградов Г.П., Кузнецов В.Н. Самоорганизующиеся экспертные среды в образовательных проектах. Открытое образование. 2018;22(1):38-47. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-38-47

For citation: Vinogradov G.P., Kuznetsov V.N. Self-organizing expert communities in educational projects. Open Education. 2018;22(1):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-38-47

Просмотров: 168

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)