Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-4-13

Полный текст:


Аннотация

Целью исследования является разработка структурно-методической модели организации обучения, проведения тестирования и контроля теоретических знаний курсантов, с учетом особенностей организации учебного процесса в ведомственном ВУЗе МЧС России. Проведенный обзор компьютерных программ, используемых в образовательном процессе, показал, что количество самостоятельно созданных в образовательных организациях программных продуктов, имеющих широкий набор функций для подготовки и контроля теоретических знаний, встречаются достаточно редко. В основном используются готовые компьютерные программы, который носят универсальный характер и предназначены для широкого применения, без учета специфики ВУЗов.

Исследование и разработка структурно-методической модели проводилось с применением теоретического анализа положений педагогики по проблемам контроля, оценивания и анализа уровня теоретических знаний, методов теории алгоритмов и принятия решений, методов синтеза и анализа информационных процессов. В основе разработанной структурно-методической модели организации обучения, проведения тестирования и контроля теоретических знаний курсантов лежит ассоциативно-рефлекторная теория обучения, теория развития мотивации и теория модульного обучения.

Для реализации структурно-методической модели разработана многоуровневая автоматизированная система обучения, контроля и анализа уровня теоретических знаний, на которую получено свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ № 2017613078 от 10 марта 2017 г.

Структурно-методическая модель и компьютерная программа обеспечивают эффективную работу преподавателя и курсантов, за счет широкого списка функций, эргономики, методического обеспечения и применения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ преподавателей и курсантов к работе с учебным материалом посредством сети Интернет, используя стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Компьютерная программа полностью адаптирована к образовательному процессу академии и имеет ряд существенных отличий от других программных продуктов, предназначенных для обучения и контроля теоретических знаний. Основные отличия заключаются в методике организации обучения, тестирования и контроля, направленной на стимулирование курсантов к самостоятельной работе. Основным стимулирующим фактором является допуск курсантов к сессии при наличии определенного процента самостоятельно изученных вопросов и успешного прохождения тестирования по уровню подготовки.

Функциональная структура компьютерной программы позволяет добавлять новые специальности или направления подготовки, кафедры, дисциплины и формировать по ним базы теоретических вопросов.

В качестве примера рассмотрена методика реализации в компьютерной программе основной функции, предназначенной для организации контроля теоретических знаний курсантов посредством тестирования по отдельным дисциплинам и по уровням подготовки.

Таким образом, программа значительно расширяет возможности обучения и контроля, способствует повышению качества знаний курсантов, а также формирует у преподавателей и курсантов навыки работы со средствами информационно-коммуникационных технологий и мобильного обучения. Апробация многоуровневой автоматизированной системы обучения, контроля и анализа уровня теоретических знаний показала высокую ее эффективность в области теоретической подготовки курсантов академии.


Об авторе

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Россия

Владислав Васильевич Булгаков 

Иваново



Список литературы

1. Исаева П.М. Роль информационно-образовательной среды в повышении эффективности образовательного процесса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 2. С. 75–79.

2. Раджабалиев Г.П., Зияудинова С.М., Зияудинов М.Д. Роль информационной образовательной среды в повышении качества образования // Мир образования – образование в мире. 2016. № 3. С. 176–180.

3. Шунина Л.А. Об особенностях разработки педагогами электронных курсов для дистанционного обучения // Вестник Московского городского педагогического университета. 2016. № 1. С. 94–97.

4. Алехин И.А., Тренин И.В., Захаренко С.В. Инновационные процессы интеграции информационных и дидактических ресурсов в высшем образовании // Мир образования – образование в мире. 2016. № 4. С. 254–258.

5. Булысова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии и средства в подготовке будущих специалистов-криминалистов в ведомственном вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 124–127.

6. Лепешинский И.Ю., Лепешинская Т.А. Дистанционные образовательные технологии в системе профессиональной подготовки военнослужащих // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4. С. 12–18.

7. Заславская О.Ю., Андрейкина Е.К. Опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия информатика и информатизация образования. 2016. № 1. С. 69–74.

8. Макуха Л.В., Селезова А.А., Сидоров А.Ю. Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 78–84.

9. Лаврентьев С.Ю. Формирование конкурентоспособности студента вуза с использованием элементов дистанционного обучения LMS Moodle // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 8-2. С. 31–34.

10. Лученецкая-Бурдина И. Ю., Федотова А.А. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 131–135.

11. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS Moodle // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1. С. 172–174.

12. Савицкая Т.В., Егоров А.Ф., Глуханова А.А., Никитин С.А., Захарова А.Ю. Учебно-исследовательские и информационно-образовательные ресурсы в междисциплинарной автоматизированной системе обучения на основе интернет-технологий // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 5. С. 11–26.

13. Абушкин Д.Б., Селезнева Н.Н. Применение облачных сервисов GOOGLE для организации проверки знаний учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2015. № 4. С. 38–46.

14. Шаверская О.Н. Использование приложений Google в работе учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 4. С. 44–49.

15. Чайкина Е.В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 3. С. 91–96.

16. Ларина Л.В. Проведение входного контроля знаний студентов по «Информатике» с использованием специализированной компьютерной системы // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 2. С. 14–20.

17. Лукичева Н.М. Программа для тестирования знаний студентов. – Наука молодых – будущее России. Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. 2017. С. 302–305.

18. Карышев А.А. Автоматизированная система контроля знаний // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2016. № 1. С. 83–93.

19. Антипин А.Ф. О разработке сетевой автоматизированной системы для контроля знаний по программированию // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10–1. С. 19–23.

20. Лаптев В.Н., Михайленко Е.В. Организация тестирования в автоматизированной контролирующей системе «Контроль» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 124. С. 461–471.

21. Шахов Я.В., Дёмкин Д.В. Сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и Unitest System // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 2. С. 385–396.

22. Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpring QuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166–167.

23. Мигачева Г.Н. Выбор компьютерной программы для проведения тестирования. – Акмеология профессионального образования. Сборник материалов 13 Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 289–293.

24. Чахалян Р.Х., Ларина И.Б. MyTestXpro – система программ для создания и проведения компьютерного тестирования в образовании. Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 95–97.

25. Гарифуллин Б.А., Бадрутдинов Р.Р. Компьютерное тестирование с использованием систем TestMaker и Adit Testdesk. Современный взгляд на будущее науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 143–145.

26. Ананченко И.В. Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся, практический опыт работы с системой тестирования INDIGO. Учитель года 2017. Сборник статей победителей II Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 63–68.

27. Припадчев А.А., Рыжков Е.И. Опыт использования автоматизированной системы тестирования в учебном процессе (на примере преподавания дисциплины «право») // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32. С. 129–135.

28. Малый И.А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы: научно-методическое издание. Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2014. 109 с.

29. АМГ института приняла участие в тушении лесного пожара // Воронежский филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. URL: http://vf.edufire37.ru/ amg-instituta-prinyala-uchastie-v-tushenii-lesnogopozhara/ (Дата обращения: 15.05.2018).

30. Аэромобильная группировка МЧС России проводит в Ставрополье аварийно-восстановительные работы и оказывает адресную помощь населению пострадавших поселков // МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33213935 (Дата обращения: 15.05.2018).

31. Курсантов МЧС привлекли к профилактическим рейдам в жилом секторе Белгородской области // Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/mchs/4424217 (Дата обращения: 15.05.2018).

32. Курсанты МЧС провели профилактические рейды в садоводческих товариществах // Электронная версия газеты «Город и горожане». URL: http://www.gig26.ru/news/obschestvo/nid10735.html (Дата обращения: 15.05.2018).

33. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Булгаков В.В. Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов. Открытое образование. 2018;22(3):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-4-13

For citation: Bulgakov V.V. Structural-methodical model of computer program for control of theoretical knowledge of cadets. Open Education. 2018;22(3):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-4-13

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)