Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования*
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34
Аннотация
проявляющихся в информационном поведении студентов с точки зрения реализации и использования преимуществ обучения на протяжении всей жизни в цифровом обществе. Авторы осуществили попытку ответить на вопрос: Какова специфика стратегий информационного поведения современных студентов?
Материалы и методы. В основу исследования было положено понятие «информационное поведение», рассматриваемое авторами как система действий, предпринимаемых для реализации процессов взаимодействия с информационной средой. В условиях развития цифрового общества эффективность стратегий информационного поведения во многом зависит от принятия ценностей непрерывного образования. В контексте деятельностного подхода информационное поведение включает мотивационный аспект (принятие парадигмы непрерывного образования, мотивы образовательной деятельности, отношения, интересы и ориентации в рамках текущего этапа обучения) и деятельностный аспект (общие стратегии обучения, подходы к приобретению новой информации, стратегии самоуправления в процессе обучения, а также владение современными средствами для реализации этих стратегий – инструментами ИКТ).
Методы исследования включали анкетирование и статистическую обработку полученных данных. В ходе анкетирования российским и польским студентам было предложено оценить степень выраженности ряда характеристик информационного поведения по пятибалльной шкале. Статистический анализ ответов включал описательную статистику по всем вопросам, в том числе распределение ответов для всех респондентов, сравнительную статистику для польских и российских респондентов и корреляционный анализ.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что студенты осознают значение непрерывного образования и принимают его как ценность и требование XXI века. Однако их информационное поведение не всегда основано на эффективных стратегиях. Образовательная активность недостаточно поддерживается применением ИКТ-инструментов для самоуправления, целеполагания, построения индивидуального образовательного маршрута. Выявлены прямые корреляции между готовностью к непрерывному образованию и развитием инициативности, ответственности, способности к самоуправлению, в том числе при активном использовании специализированных электронных инструментов. Информационное поведение связано с будущей профессиональной деятельностью. Например, студенты, ориентированные на профессии социального профиля, в информационном поведении проявляют черты коммуникативной открытости и эмпатии.
Заключение. На основании полученных результатов могут быть сформулированы рекомендации для преподавателей высшей школы по поддержке процесса овладения студентами передовыми стратегиями информационного поведения. Во-первых, необходимо побуждать студентов к использованию открытых электронных ресурсов не только для доступа к новейшей информации, но и для включения в процессы совместного создания качественно нового знания (самоуправляемое обучение, обучение в партнерстве, коллаборативное обучение). Во-вторых, важно создавать условия для расширения профессионального опыта через усиление роли практико-ориентированных заданий, а также включения студентов в проектную, конкурсную и грантовую деятельность.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. НосковаРоссия
Татьяна Николаевна Носкова – доктор педагогических наук, профессор, директор института компьютерных наук и технологического образования
Санкт-Петербург
О. В. Яковлева
Россия
Ольга Валерьевна Яковлева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики информационного и технологического образования
Санкт-Петербург
Т. Б. Павлова
Россия
Татьяна Борисовна Павлова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики информационного и технологического образования
Санкт-Петербург
Е. Смирнова-Трибульска
Польша
Евгения Смирнова-Трибульска– доктор педагогических наук, профессор факультета этнологии и наук об образовании
Катовице
Список литературы
1. Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. ред. Л.А. Карпенко. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС. 1998. 512 с.
2. Фаблинова О.Н. Поведение в Интернете как объект изучения социальных наук // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 543–549 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedeniev-internete-kak-obekt-izucheniya-sotsialnyh-nauk.
3. Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование. 2018. № 22 (1). С. 4–12. doi:10.21686/18184243-2018-1-4-12 URL: https://www.class-central.com/collection/top-free-online-courses?utm_source=top-50-course-page
4. Lafuente M. Getting looped in to the web: Characterizing learning processes and educational responses. Interactive Learning Environments. 2017. Vol. 25 (1). P. 72–84. doi:10.1080/1049482 0.2015.1116014.
5. Noskova T., Pavlova T., Iakovleva O. Web.3 technologies and transformation of pedagogical activities. In: Artificial Intelligence Technologies and the Evolution of Web 3.0 (Ed.) T. Issa, P. Isaías. IGI Global, 2015. P. 16–36. doi: 10.4018/978-14666-8147-7.ch002.
6. Lopez-Rosenfeld M. Tell me and I forget, teach me and I may remember, involve me and I learn: Changing the approach of teaching computer organization. In Proceedings – 2017 IEEE/ACM 1st International Workshop on Software Engineering Curricula for Millennials, SECM 2017. 2017. P. 68– 71 URL: https://arxiv.org/pdf/1703.02944.pdf.
7. Morze N., Smyrnova-Trybulska E., Glazunova O. Design of a University Learning Environment for SMART Education. In Smart Technology Applications in Business Environments. Hershey, PA: IGI Global, 2017. P. 221–248. doi: 10.4018/9781-5225-2492-2.ch011.
8. Цылова Е.Г., Экгауз Е.Я. Коллаборативная фильтрация как метод учёта интересов пользователей в рекламе продукции // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 2 (27). С. 89–94 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollaborativnaya-filtratsiya-kak-metoduchyota-interesov-polzovateley-v-reklame-produktsii.
9. Погудаева М.Ю., Семенова-Слабкович Я.А. Особенности поведения потребителя в условиях информационной экономики // Экономический журнал. 2012. № 28. С. 96–104 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-povedeniya-potrebitelya-v-usloviyahinformatsionnoy-ekonomiki.
10. Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // ОТО. 2017. № 3. С. 309–329 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/makroskopicheskiypodhod-k-analizu-sovmestnoy-setevoy-deyatelnosti.
11. Jarmon L. Homo virtualis: Virtual worlds, learning, and an ecology of embodied interaction // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments. 2010. Vol. 1 (1). Pp. 38–56 doi: 10.4018/978-1-4666-0011-9.ch803.
12. Nau S.Z. From Understanding Net Generation Expectation to Sustainable Student Engagement. In: Issa T., Isaias P., Issa T. (Eds) Sustainability, Green IT and Education Strategies in the Twenty-first Century. Green Energy and Technology. Springer, Cham, 2017. P. 63–76.
13. Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York: Vintage Books, A Division of Random House, Inc., 2000. 414 P.
14. Вербицкий А.А. Цифровое поколение: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13 URL: http://m-profobr.com/files/---------_40l6l4ix.pdf.
15. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456–467 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-podhodov-kpostroeniyu-peredovyh-obrazovatelnyh-praktik-velektronnoy-setevoy-srede.
16. Пoлевoй С.А., Павлова В.В. Oсoбеннoсти oбучения студентoв с клипoвым мышлением // Открытое образование. 2017. № 2. С. 56–67 doi:10.21686/1818-4243-2017-2-56-67.
17. Hill R. L., Swanson A. and Kirwan J. EI and Learning Styles: The Effect on Learning of Generationals. In: Auer M., Guralnick D., Uhomoibhi J. (eds) Interactive Collaborative Learning. ICL 2016. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 545. Pp. 101–115 Springer, Cham, 2016.
18. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. 2017. URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml.
19. Preparing Millennials to Lead in Cyberspace 2013. URL: https://www.zogbyanalytics.com/images/PDF/Raytheon%20Zogby%20Cyber%20Millennial%20survey%20report.pdf.
20. Чернышева Е. Стратегии поиска и обработки информации // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 124–127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-poiska-iobrabotki-informatsii.
21. Астахова Л.В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 4. С 10–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatieinformatsionnoy-kompetentsii-spetsialistakognitivnyy-podhod.
22. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения y в образовательном пространстве современной России //Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. № 3 (36). С. 150–153 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-pokoleniya-y-v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennoy-rossii.
23. Мирошкина М.Р., Евладова Е.Б., Куракин А.В. Цифровое поколение в образовании: интерпретация результатов исследования // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2017. № 6. С. 12–17 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32232190_36853005.pdf.
24. Гансуар К., Неретина Е.А., Корокошко Ю.В. Опыт проектно-ориентированного обучения и организации командной работы студентов вуза // Интеграция образования. 2015. № 2 (79). С. 22–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proektno-orientirovannogo-obucheniya-i-organizatsii-komandnoy-raboty-studentov-vuza.
Рецензия
Для цитирования:
Носкова Т.Н., Яковлева О.В., Павлова Т.Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования*. Открытое образование. 2018;22(3):25-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34
For citation:
Noskova T.N., Yakovleva O.V., Pavlova T.B., Smyrnova-Trybulska E. Strategies of students’ information behaviour in the context of lifelong learning. Open Education. 2018;22(3):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-25-34