Эконометрическое моделирование системы высшего образования Ярославской области


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-12-20

Полный текст:


Аннотация

Целью работы является анализ моделей, описывающих процессы, которые протекают в образовании. В статье сделан вывод, что в настоящее время в сфере высшего образования России наметились важные сдвиги и новые тренды: развитие высшего образования осуществляется в условиях эффективного использования современных информационных технологий. Автор сделал акцент на анализе использования дистанционных технологий в системе высшего образования, так как дистанционное образование особенно актуально из-за обширности территории, отдаленности многих регионов от центров образовательных услуг, из-за растущей дороговизны данных услуг.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных средств в совокупности с ростом популярности Интернет делает возможным «постановку» образования на качественно новый уровень. Именно поэтому сегодня спрос на дистанционные формы обучения в России сравнялся, а в некоторых вузах превзошел спрос на очную дневную форму обучения. Представляется, что в ближайшее время дистанционное образование возьмет на себя основную нагрузку и по обучению в системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов благодаря своей мобильности, массовости, доступности и относительной дешевизны.

Кроме того, в данной статье определены основные количественные закономерности рынка высшего образования Ярославской области применительно к экономике.

Акцент сделан на регрессионных моделях принятия решений в системе высшего образования. Эти модели необходимы для оценки потребностей рынка в образовательных услугах. В статье в качестве инструмента для органов управления в области профессионального образования выбрано эконометрическое моделирование. Это связано с тем, что оно способно выявить тенденции и закономерности изменения индикаторов развития образования в регионе, определить последствия той или иной стратегии развития, способствующее пониманию сути происходящих процессов в системе высшего образования.

В работе проанализированы эконометрические модели, применяемые для прогнозирования в системе образования, выявлены их достоинства и недостатки. Некоторые из них раскрыты в работе на примере моделирования системы высшего образования Ярославской области.

В результате исследования статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области были построены: модель, показывающая как связано применение дистанционных технологий в высшем образовании с социально-экономическими показателями; регрессионная модель связи между системой высшего образования и экономикой (ВРП); модель прогнозирования числа обучаемых, переходящих из одной образовательной категории в другую; эконометрическая модель связи расходов на образование и экономическими факторами. В работе проведена оценка влияния образовательно-демографических показателей на индекс уровня образования Ярославской области. Построенные в исследовании эконометрические модели являются информационной основой для модернизации региональной системы высшего образования и разработки социально-экономических стратегий развития региона. Предложенный статистический инструментарий оценки и прогнозирования развития системы образования может быть использован для принятия решений и планирования на региональном уровне.


Об авторе

В. В. Жолудева
Ярославская государственная сельскохозяйственная академия, Ярославль
Россия

Вера Витальевна Жолудева - К.п.н., доцент



Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики URL: www.gks.ru

2. Карамзина Ю.А. Образование как инве-стиции в человеческий капитал // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 345–351.

3. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70304190 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Корень А.В., Извергина К.Е. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков системы электронного образования в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3.

5. Федеральный закон № 273-ФЗ – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Постановление от 22 ноября 2017 г. № 1406 «О внесении изменений в федеральную целевую программу развития образования на 2016–2020 годы и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации».

7. Порядок – приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 года, регистрационный № 29444) URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html (дата обращения: 07.06.2018).

8. Жолудева В.В., Панарский Н.С. Проблема соотношения традиционных и электронных форм обучения. Опыт математико-социологического исследования. Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Религия, религиозность, философия и гуманитаристика в современном информационном пространстве: национальные и интернациональные аспекты», Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля, г. Рубежное, Луганская область. Часть 2. 2011, с. 215–217.

9. Шибанова Е.К. Моделирование системы высшего образования: зарубежный опыт и российские тенденции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.

10. Дмитренко Д.Р., Сидорчук Н. А. Научное прогнозирование в демографии. М.: Дело, 2004. 420 с.

11. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.

12. Исарова Н.С. Эконометрическое моделирование развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Экономи-ческие науки. 2011. № 6. С. 186–189.

13. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Применение статистических методов в оценке социально-экономического развития территорий // Сборник статей Второго Международного конгресса «Региональный маркетинг». Ярославль, 2013. С.61–66.

14. Гохберг Л.М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г. и др. Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с.

15. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.

16. Эконометрика: учебник. Под ред. И.И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. 576 с.

17. Образовательный рейтинг регионов России URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/174270


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жолудева В.В. Эконометрическое моделирование системы высшего образования Ярославской области. Открытое образование. 2018;22(4):12-20. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-12-20

For citation: Zholudeva V.V. Econometric modeling of the higher education system in Yaroslavl region. Open Education. 2018;22(4):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-12-20

Просмотров: 189

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)