Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 22, № 4 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

4-11 736
Аннотация

Современные дипломированные специалисты нуждаются в навыках работы с электронными устройствами. На лабораторных работах студенты проводят эксперименты по решению практических задач исследования реальных проблем, возникающих в проектировании и эксплуатации электронных устройств. Однако нехватка лабораторного оборудования, его высокая стоимость и недостаток лаборантов для обслуживания и помощи в работе уменьшает качество выполнения лабораторных работ. С другой стороны, современное образование всё больше и больше использует сетевой ресурс. У виртуальных лабораторий есть свои преимущества, но даже при проведении в них физического эксперимента пропадает ощущение реальности происходящего. Эффективные решения эффективности и качества проведения лабораторных занятий могут быть найдены при помощи системы виртуальных приборов, которые могут быть доступны через Интернет или непосредственно в университете.

Цель исследования состоит в том, чтобы на примере одного экспериментального устройства, выполненного на платформе ELVIS компании National Instruments, показать преимущества комбинированного подхода к обучению – удачного сочетания виртуального ресурса и реального физического эксперимента. Описываемый в статье лабораторный макет весьма практичен для изучения радиотехнических устройств, и он идеологически может служить основой для других подобных разработок.

Основу исследования составили макетная плата по изучению основ аналоговой электроники для рабочей станции NI ELVIS, цикл лабораторных работ по общетехнической дисциплине «Электроника», результаты их защиты и итоги промежуточных контролей студентов. В работе использованы методы: лабораторного эксперимента, моделирования, педагогическое тестирование.

Результаты исследования показывают, что студенты испытывают потребность в большем знании о реальных процессах и системах. Это потребность наиболее очевидна направлении подготовки бакалавров техники и технологий. Они ожидают от лабораторных работ реальный физический эксперимент, но с удобством компьютерной обработки результатов. Новая парадигма изучения радиоэлектронных устройств на основе физических экспериментов в системе виртуальных приборов дает улучшение качества обучения и позволяет студентам эффективно изучать схемотехнику аналоговых устройств. Идеология виртуальных приборов приводит к большей мотивации студентов, они получают навыки работы с современным измерительным оборудованием и одновременно навыки коммуникации в группе, так как компьютерный ресурс используется как инструмент исследования, а не цель обучения.

Физический эксперимент с использованием виртуальных измерительных приборов, доступность и мобильность лабораторных установок, дополнительная мотивация обучающихся являются главными преимуществами использования в учебном процессе аппаратно-программной платформы NI ELVIS со специализированной макетной платой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

12-20 897
Аннотация

Целью работы является анализ моделей, описывающих процессы, которые протекают в образовании. В статье сделан вывод, что в настоящее время в сфере высшего образования России наметились важные сдвиги и новые тренды: развитие высшего образования осуществляется в условиях эффективного использования современных информационных технологий. Автор сделал акцент на анализе использования дистанционных технологий в системе высшего образования, так как дистанционное образование особенно актуально из-за обширности территории, отдаленности многих регионов от центров образовательных услуг, из-за растущей дороговизны данных услуг.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных средств в совокупности с ростом популярности Интернет делает возможным «постановку» образования на качественно новый уровень. Именно поэтому сегодня спрос на дистанционные формы обучения в России сравнялся, а в некоторых вузах превзошел спрос на очную дневную форму обучения. Представляется, что в ближайшее время дистанционное образование возьмет на себя основную нагрузку и по обучению в системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов благодаря своей мобильности, массовости, доступности и относительной дешевизны.

Кроме того, в данной статье определены основные количественные закономерности рынка высшего образования Ярославской области применительно к экономике.

Акцент сделан на регрессионных моделях принятия решений в системе высшего образования. Эти модели необходимы для оценки потребностей рынка в образовательных услугах. В статье в качестве инструмента для органов управления в области профессионального образования выбрано эконометрическое моделирование. Это связано с тем, что оно способно выявить тенденции и закономерности изменения индикаторов развития образования в регионе, определить последствия той или иной стратегии развития, способствующее пониманию сути происходящих процессов в системе высшего образования.

В работе проанализированы эконометрические модели, применяемые для прогнозирования в системе образования, выявлены их достоинства и недостатки. Некоторые из них раскрыты в работе на примере моделирования системы высшего образования Ярославской области.

В результате исследования статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области были построены: модель, показывающая как связано применение дистанционных технологий в высшем образовании с социально-экономическими показателями; регрессионная модель связи между системой высшего образования и экономикой (ВРП); модель прогнозирования числа обучаемых, переходящих из одной образовательной категории в другую; эконометрическая модель связи расходов на образование и экономическими факторами. В работе проведена оценка влияния образовательно-демографических показателей на индекс уровня образования Ярославской области. Построенные в исследовании эконометрические модели являются информационной основой для модернизации региональной системы высшего образования и разработки социально-экономических стратегий развития региона. Предложенный статистический инструментарий оценки и прогнозирования развития системы образования может быть использован для принятия решений и планирования на региональном уровне.

21-33 581
Аннотация

Основной упор на обучение иностранных граждан в городе Пенза делается на образовательные учреждения высшего образования: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС), Пензенский государственный университет (ПГУ), Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ) и д.р. В вузах хорошо развита подготовка специалистов с высшим образованием по разным направлениям не только производственной, но и научной деятельности. Выпускники в основном возвращаются на родину, чтобы там применить свои знания, умения и навыки в различных отраслях народного хозяйства. При этом многие бизнесмены вовлекают в свою работу иностранных граждан, и желание работать с иностранцами с каждым годом увеличивается. Большим недостатком является то, что все они или не имеют профессии, или им требуется переобучение, или повышение квалификации, вследствие чего возникают проблемы с трудоустройством и получением образования, как на бюджетных условиях, так и при получении платных образовательных услуг.

По нашему мнению, практика обучения иностранных граждан на Пензенской земле должна касаться не только вузов, но и учреждений среднего профессионального образования (СПО). Существует категория иностранных граждан, которые имели немного шансов хорошо окончить среднюю школу и успешно поступить в какой-либо российский вуз на бюджетное отделение, предпочли бы получить квалифицированную рабочую профессию или специальность в СПО, что позволит решить ряд проблем, связанных с адаптацией к другой культуре и менталитету, а также станет первым шагом на пути к получению высшего образования.

Проводимые исследования показали, что большинство иностранцев не имеет документов об образовании и не являются квалифицированными специалистами в отраслях, где они работают. Мигранты стран Востока: Китая, Турции, Сирии, Ирана и др. в большинстве случаев имеют основное общее образование, или другой вариант: их дипломы не соответствует профессии, по которой работают многие иностранцы в России. Как результат: в большинстве случаев многим не хватает знаний для карьерного роста, создания малого бизнеса, развитие которого позволит привлечь капитал в различные проекты и увеличить инвестиционный потенциал Пензенской области [4].

Совокупность данных причинно-следственных связей привела к необходимости создать на базе колледжей систему среднего профессионального образования обучения иностранных граждан, возможно, в виде структурных подразделений, групп. Организация обучения, по нашему мнению и опыту учебно-методической деятельности, может представлять параллельный процесс по программам профессиональной подготовки, программам дополнительного образования, позволяющим, успешно закончившим полный курс обучения по дуальной системе получить необходимые знания для практической деятельности, включающие не только стандартные методы производства работ,  но и последние разработки в области науки и техники. При освоении данных программ иностранные граждане смогут не только быстро адаптироваться к условиям работы в различных отраслях экономики, но также грамотно и качественно изучить систему менеджмента качества (GMP).

В настоящее время профессиональное образование переходит к новым механизмам управления, при этом в содержании отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.

34-41 1000
Аннотация

Цель исследования: целью исследования является разработка и экспериментальная апробация комплекса организационно-педагогических условий развития ИКТ-компетентности педагога в системе повышения квалификации с точки зрения решения профессиональных задач в работе с современными школьниками. Авторы предполагают, что повышение качества дополнительных профессиональных программ может быть обеспечено реализацией модели учитель-центрированного электронного обучения, выстраиваемого с учётом результатов диагностики и андрагогических принципов обучения.

Материалы и методы. В основу исследования положены данные нормативных документов в области профессиональных требований к педагогу, материалы зарубежных и отечественных учёных в области исследования отличительных характеристик представителей поколения – Z и адекватных способов их обучения и воспитания, в области формирования и развития профессиональной ИКТ-компетентности педагога, а также в области обучения взрослых и андрагогики.

Результаты. На основе выделенных дефицитов педагогов Красноярского  края в области достижения необходимого уровня ИКТ-компетентности и необходимости принятия мер по его выравниванию спроектирована модель и среда реализации учитель-центрированного электронного обучения, направленного на развитие и выравнивание ИКТ-компетентности педагога с учетом андрагогических особенностей. Разработанная модель реализуется через дистанционный курс в системе Moodle на базе Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Заключение. Разработанная модель и среда реализации учитель-центрированного электронного обучения направлена на развитие и выравнивание ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации непрерывного обучения с учетом андрагогических особенностей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации в КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

42-52 894
Аннотация

Цель исследования заключается в выработке подхода к совершенствованию информационного обеспечения разработки содержания программ высшего образования и учебных методических материалов. Перед системой высшего образования стоят задачи по поддержке развития цифровой экономики за счет подготовки кадров и результатов исследований. С учетом высоких темпов развития цифровых технологий и методов их использования создание соответствующего содержания образования становится трудной задачей. В настоящий момент в исследованиях смарт-обучения технические аспекты организации учебного процесса часто затмевают аспекты, связанные с методологией или содержанием смарт-обучения. Однако именно вопросы содержания образования становятся наиболее актуальными. Исследования в области управления знаниями сохраняют свою актуальность поскольку, чем совершеннее становятся технологии, замечающие алгоритмизированный труд специалистов, тем выше ценность творчества для общества и экономики.

Материалы и методы исследования включают дискурс-анализ отечественных и зарубежных научных источников, посвященных проблематике смарт-образования и управления знаниями, систематизацию материала. Методологической основой для разработки подхода к совершенствованию информационного обеспечения служат методы и технологии теории управления знаниями.

Результаты исследования показывают, что необходимость развития цифровой экономики предъявляет высокие требования не только к технологиям, но в первую очередь к компетенциям по их использованию. Логика развития ИТ в образовании свидетельствует о том что происходит постепенная смена этапов информатизации: от дистанционных образовательных технологий к электронному обучению и затем к смарт-обучению. Каждый этап информатизации образования позволяет решать актуальные для экономики и общества задачи. Выделены факторы, влияющие  на формирование требований к содержанию образовательных программ: технологический, экономический, социальный и геополитический. Сформированы следующие требования смарт-обучения к содержанию образовательных программ: актуальные сведения и задачи в учебном курсе; возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся; распределенная информационная система смарт-обучения; интеграция образовательной среды с профессиональными сообществами; индивидуализация содержания обучения.

Заключение. Технологии и методы управления знаниями способны обеспечить необходимый уровень скорости и качества разработки образовательных материалов. В статье описывается система управления знаниями, которая на основе базы знаний, сообществ и инструментов сотворчества обеспечивает актуальность и востребованность разрабатываемого контента и наполняет смарт-обучение необходимым содержанием.

53-63 3027
Аннотация

Цель исследования. Целью настоящей статьи является анализ текущего состояния и перспектив внедрения принципов открытого доступа к научным публикациям и научным данным в сферу науки и образования Беларуси. Ее актуальность связана с необходимостью разработки мер, позволяющих ускорить процесс цифровой трансформации науки и образования Республики Беларусь.

Материалы и методы. Информационную базу исследования составили публикации ученых и специалистов по исследуемой проблематике, нормативные документы, итоговые документы конференций по рассматриваемой тематике, данные портала «Открытые данные в Беларуси», национальные и международные агрегаторы институциональных репозиториев, репозитории открытых научных данных.

Результаты. В процессе исследования выполнен анализ состояния и перспектив внедрения принципов открытого доступа к научным публикациям и научным данным в сферу науки и образования Беларуси. Показано, что цифровая трансформация науки и образования находится на начальной стадии. Распространение принципов открытой науки и внедрение новых инструментов научной коммуникации в белорусской академической и вузовской науке осуществляется неравномерно, назрела необходимость выработки стратегии в этом направлении. Наиболее активно в практику внедряется принцип открытого доступа к публикациям посредством развития сети университетских репозиториев. В Беларуси инфраструктура открытых данных находится в самом начале своего формирования. В связи с этим существует необходимость проведения дополнительного исследования для выявления проблем, связанных с открытием научных данных. Одним из шагов перехода к открытой науке является объединение всех репозиториев на единой платформе национального агрегатора. Представлен обзор национальных и международных агрегаторов ИР. Рассмотрены вопросы по созданию национальной системы-агрегатора информационных ресурсов открытого доступа в Республике Беларусь в контексте формирования Республиканской информационно-образователь-ной среды: определены предназначение системы, используемая платформа, технические решения по организации интеграции информационных систем учреждений высшего образования и регламент взаимодействия пользователей системы.

Выводы. Создание национальной системы-агрегатора не только обеспечит единую точку доступа к ИР участников проекта, что существенно повысит удобство и полноту поиска, но и позволит решить одну из важнейших задач проекта – популяризации идеи открытого доступа к научным публикациям. Реализация предложенных мероприятий по формированию условий для открытия научных данных в Беларуси будут способствовать внедрению принципа открытого доступа к научным данным. Рассмотренные подходы позволят ускорить процесс цифровой трансформации научной и образовательной сферы Беларуси.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

64-73 1054
Аннотация

Источником развития всех сфер жизнедеятельности во все времена являлись инновации. В настоящее время на управление любой организацией оказывает огромное влияние активное развитие инновационные технологий третьей и четвертой промышленных революций. При этом инновационные технологии могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому при управлении инновационной деятельностью предприятия повышаются требования к тщательности их анализа. Необходимо принимать решения о целесообразности выбора инноваций для конкретного предприятия (организации) с учетом полезности и последствий внедрения, выбирать такие модели, которые позволяют учесть особенности конкретной ситуации, характер нововведений, их соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла технологии производства продукции, особенностям отраслевой принадлежности предприятия.

В работе поставлена цель обоснования моделей для управления инновационной деятельностью промышленного предприятия.

Для реализации цели вначале проводится краткий анализ современных технологических инноваций, рекомендуемых в работах Дж. Рифкина [19, 20], К. Шваба [24] и в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». На основе этого анализа отбираются инновации, которые могут быть использованы для развития конкретного предприятия, а затем предлагаются модели для более тщательной оценки и выбора инноваций.

В статье проводится краткий анализ технологических инноваций третьей и четвертой промышленных революций и предлагаются модели для сравнительного анализа и выбора инноваций.

При разработке моделей анализа и выборе инновационных технологий для конкретных предприятий и организаций предлагается использовать методы системного анализа, объединяемые на основе подхода, основанного на пошаговом ограничении области допустимых решений и постепенной формализации модели выбора инноваций.

Проведенный анализ инновационных технологий и предлагаемые модели полезны для учебного процесса вуза. Исследование проведено на примере судостроительного предприятия АО «Адмиралтейские верфи».

74-83 786
Аннотация

В статье рассматриваются причины и необходимость перехода к цифровой экономике, основные характеристические особенности цифровой экономики, приводится классификационная схема для определения целей и рисков при внедрении цифровой экономики, приводится концептуальная модель предметной области «принятие решений (целеполагание) в условиях неопределенности», инструменты которой предлагается использовать для анализа целеполагания при проектировании цифровой экономики.

Целью данного исследования является:

1. Обоснование необходимости перехода к ЦЭ.

2. Осмысление основных характеристических особенностей ЦЭ.

3. Выявление и анализ целей, которые следует реализовать при переходе к ЦЭ, а также прогноз и исследование возникающих рисков.

4. Логический анализ понятий, составляющих основу целеполагания при построении цифровой экономики.

В качестве материалов исследования использованы различные публикации о переходе к цифровой экономике, нормативно-правовые документы связанные с цифровой экономикой, методологические материалы по принципам целеполагания и принятию решений при создании сложных систем.

В качестве методов исследования использовался системный анализ указанных выше материалов и синтез на этой основе представлений авторов по целевым вопросам исследования.

Результатом исследования является изложение представлений авторов по следующим вопросам:

– о причинах и необходимости перехода к цифровой экономике,

– основные характеристические особенности цифровой экономики,

– классификационная схема для определения целей и рисков при внедрении цифровой экономики,

– концептуальная модель предметной области «принятие решений (целеполагание) в условиях неопределенности»,

– инструменты которой предлагается использовать для анализа целеполагания при проектировании цифровой экономики.

В заключение можно отметить следующее. В работе с точки зрения детерминизма экономической подсистемы рассмотрены характеристики цифровой экономики, концептуально отличающие ее от предшествующих этапов развития. Описаны преимущества внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества, а также возможные негативные последствия такого внедрения. Разработана классификационная схема возможных целей и рисков, сопровождающих построение цифровой экономики.

Подчеркивается, что решения при построении цифровой экономики принимаются в крайне неопределенной обстановке, в связи с чем, представлена концептуальная модель процесса принятия решений, включающая:

1. Семантическое представление процесса принятия решений,

2. Виды анализа, которые должны сопровождать формирование списков конкретизаций концептов семантической сети,

3. Методы, которые должны быть использованы при осуществлении процедур анализа.

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, заключается в следующем. Безусловно, развитие и внедрение информационных технологий в нашу жизнь не остановить, как невозможно было остановить технический прогресс в предшествующие эпохи существования человеческой цивилизации. Безусловно, понятно, что регулировать и управлять технологическими процессами такого масштаба – задача большой сложности. Безусловно, риски получить апокалиптический сценарий в рамках всей планеты велики: ИТ-техно-логии более опасны (по крайней мере, на сегодняшний день), чем какие-либо другие. Поэтому при принятии решений, связанных с переходом к цифровой экономике должна быть проявлена особая мудрость, особая ответственность, взвешенный, многофакторный подход лиц, принимающих решения и экспертного сообщества.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)