Анализ специфики получения образовательных услуг и адаптации иностранных граждан


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-21-33

Полный текст:


Аннотация

Основной упор на обучение иностранных граждан в городе Пенза делается на образовательные учреждения высшего образования: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС), Пензенский государственный университет (ПГУ), Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ) и д.р. В вузах хорошо развита подготовка специалистов с высшим образованием по разным направлениям не только производственной, но и научной деятельности. Выпускники в основном возвращаются на родину, чтобы там применить свои знания, умения и навыки в различных отраслях народного хозяйства. При этом многие бизнесмены вовлекают в свою работу иностранных граждан, и желание работать с иностранцами с каждым годом увеличивается. Большим недостатком является то, что все они или не имеют профессии, или им требуется переобучение, или повышение квалификации, вследствие чего возникают проблемы с трудоустройством и получением образования, как на бюджетных условиях, так и при получении платных образовательных услуг.

По нашему мнению, практика обучения иностранных граждан на Пензенской земле должна касаться не только вузов, но и учреждений среднего профессионального образования (СПО). Существует категория иностранных граждан, которые имели немного шансов хорошо окончить среднюю школу и успешно поступить в какой-либо российский вуз на бюджетное отделение, предпочли бы получить квалифицированную рабочую профессию или специальность в СПО, что позволит решить ряд проблем, связанных с адаптацией к другой культуре и менталитету, а также станет первым шагом на пути к получению высшего образования.

Проводимые исследования показали, что большинство иностранцев не имеет документов об образовании и не являются квалифицированными специалистами в отраслях, где они работают. Мигранты стран Востока: Китая, Турции, Сирии, Ирана и др. в большинстве случаев имеют основное общее образование, или другой вариант: их дипломы не соответствует профессии, по которой работают многие иностранцы в России. Как результат: в большинстве случаев многим не хватает знаний для карьерного роста, создания малого бизнеса, развитие которого позволит привлечь капитал в различные проекты и увеличить инвестиционный потенциал Пензенской области [4].

Совокупность данных причинно-следственных связей привела к необходимости создать на базе колледжей систему среднего профессионального образования обучения иностранных граждан, возможно, в виде структурных подразделений, групп. Организация обучения, по нашему мнению и опыту учебно-методической деятельности, может представлять параллельный процесс по программам профессиональной подготовки, программам дополнительного образования, позволяющим, успешно закончившим полный курс обучения по дуальной системе получить необходимые знания для практической деятельности, включающие не только стандартные методы производства работ,  но и последние разработки в области науки и техники. При освоении данных программ иностранные граждане смогут не только быстро адаптироваться к условиям работы в различных отраслях экономики, но также грамотно и качественно изучить систему менеджмента качества (GMP).

В настоящее время профессиональное образование переходит к новым механизмам управления, при этом в содержании отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.


Об авторах

Н. И. Тарасеева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза
Россия

Нелли Ивановна Тарасеева

Тел.: +79272896142



О. В. Баулина
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза
Россия

Оксана Владимировна Баулина

Тел.: +79624741916



Список литературы

1. Арефьев А. Л. Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в России: Статистический и социологический анализ. Центр социологических исследований, 2014

2. Байденко В. И. Российский университет в европейском пейзаже // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

3. Горшенков В. Н., Рябкова С. Л. Формирование исследовательских навыков у иностранных студентов российских вузов строительного профиля Материалы международного научно-методического межвузовского семинара. Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011

4. Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. 2014. № 28.

5. Дмитриев Н. М. Экспортный потенциал российских вузов. М., 2003. 336

6. Левичева Е. В. Концепции изучения категории креативности в исследованиях зарубежных ученых. Материалы международного научно-методического межвузовского семинара. Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011.

7. Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму. Материалы второго международного научно-методического межвузовского семинара 18 ноября 2011 г. Сборник статей под ред. Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2012. 232 с.

8. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. 277 с.

9. Ситнова Е. С. К вопросу об адаптации иностранных студентов. Материалы международного научно-методического межвузовского семинара: Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст 78 (ред. от 27.06.2018) URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-78.php

11. Шаповалов А. А. Аз буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 123 с.

12. URL: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-studentov-pedvuza-k-nauchnoissledovatelskoi-deyatelnosti-v-usloviyakhmnogourovn#ixzz5Bk4pSrT7

13. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.03 г. № 193 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41639/

15. Инвестиционное послание губернатора Пензенской области И.А. Белозерцева 06.03.2018 года. URL: http://investinpenza.com/Investors/InvestmentMessage

16. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 2ноября 2015 г. № 831. Об утверждении списка. 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188401/

17. Тарасеева Н. И. Социальное проектирование как средство воспитания студентов // Символ науки. 2015. № 10-1 С. 194–196.

18. Тарасеева Н. И., Рахматуллина Н. И. Роль и значение молодежной субкультуры в процессе воспитания подрастающего поколения. В сборнике: «Современное образование: гипотезы и апробация результатов» Материалы Международной научно-практической конференции. НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 185–196.

19. Парфенова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и формирование психологической готовности к нему // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Международной науч.-практ. конф. 2016. С. 355–358.

20. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32). С. 19–26.

21. Тарасеева Н. И. Особенности педагогической ситуации при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» на примере дисциплины специализации//Открытое образование. 2018. Т. 22. № 1. С. 13–27.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Анализ специфики получения образовательных услуг и адаптации иностранных граждан. Открытое образование. 2018;22(4):21-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-21-33

For citation: Taraseeva N.I., Baulina O.V. Analysis of the specificity of obtaining educational services and adaptation of foreign citizens. Open Education. 2018;22(4):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-21-33

Просмотров: 194

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)