Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Интеграция информационных ресурсов открытого доступа для обеспечения научно-образовательного процесса в учреждениях высшего образования

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-53-63

Аннотация

Цель исследования. Целью настоящей статьи является анализ текущего состояния и перспектив внедрения принципов открытого доступа к научным публикациям и научным данным в сферу науки и образования Беларуси. Ее актуальность связана с необходимостью разработки мер, позволяющих ускорить процесс цифровой трансформации науки и образования Республики Беларусь.

Материалы и методы. Информационную базу исследования составили публикации ученых и специалистов по исследуемой проблематике, нормативные документы, итоговые документы конференций по рассматриваемой тематике, данные портала «Открытые данные в Беларуси», национальные и международные агрегаторы институциональных репозиториев, репозитории открытых научных данных.

Результаты. В процессе исследования выполнен анализ состояния и перспектив внедрения принципов открытого доступа к научным публикациям и научным данным в сферу науки и образования Беларуси. Показано, что цифровая трансформация науки и образования находится на начальной стадии. Распространение принципов открытой науки и внедрение новых инструментов научной коммуникации в белорусской академической и вузовской науке осуществляется неравномерно, назрела необходимость выработки стратегии в этом направлении. Наиболее активно в практику внедряется принцип открытого доступа к публикациям посредством развития сети университетских репозиториев. В Беларуси инфраструктура открытых данных находится в самом начале своего формирования. В связи с этим существует необходимость проведения дополнительного исследования для выявления проблем, связанных с открытием научных данных. Одним из шагов перехода к открытой науке является объединение всех репозиториев на единой платформе национального агрегатора. Представлен обзор национальных и международных агрегаторов ИР. Рассмотрены вопросы по созданию национальной системы-агрегатора информационных ресурсов открытого доступа в Республике Беларусь в контексте формирования Республиканской информационно-образователь-ной среды: определены предназначение системы, используемая платформа, технические решения по организации интеграции информационных систем учреждений высшего образования и регламент взаимодействия пользователей системы.

Выводы. Создание национальной системы-агрегатора не только обеспечит единую точку доступа к ИР участников проекта, что существенно повысит удобство и полноту поиска, но и позволит решить одну из важнейших задач проекта – популяризации идеи открытого доступа к научным публикациям. Реализация предложенных мероприятий по формированию условий для открытия научных данных в Беларуси будут способствовать внедрению принципа открытого доступа к научным данным. Рассмотренные подходы позволят ускорить процесс цифровой трансформации научной и образовательной сферы Беларуси.

Об авторах

Д. А. Качан
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, Минск
Беларусь

Дмитрий Александрович Качан

Заместитель директора по научной работе



А. В. Богатко
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, Минск
Беларусь

Александра Владимировна Богатко

Заместитель начальника отдела реализации международных проектов



И. Н. Богатко
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, Минск
Беларусь

Иван Николаевич Богатко

Начальник отдела информационных технологий



С. В. Енин
ОО «Информационное общество», Минск
Беларусь

Сергей Васильевич Енин

Исполнительный директор



В. Г. Кулаженко
Белорусский государственный университет, Минск
Беларусь

Владимир Геннадьевич Кулаженко

Директор Фундаментальной библиотеки



В. С. Лазарев
Белорусский национальный технический университет, Минск
Беларусь

Владимир Станиславович Лазарев
Ведущий библиограф Научной библиотеки



П. А. Лис
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, Минск
Беларусь

Павел Анатольевич Лис
Директор



А. В. Скалабан
Национальный Электронно-Информационный Консорциум (НЭИКОН), Москва
Россия

Алексей Витальевич Скалабан
Эксперт



И. В. Юрик
Белорусский национальный технический университет, Минск
Беларусь

Инна Викторовна Юрик
Директор Научной библиотеки



Список литературы

1. Попков С. П. Стандартизация ИКТ – доминанта цифровой трансформации экономики // Веснік сувязі. 2017. № 4. С. 8–12.

2. Резолюция I Международной специализированной научно-технической выставки-форума «Информационные технологии в образовании» ITE-2017 // Цифровая трансформация. 2017. № 1. С. 45–50.

3. Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting. 2018. URL: https://www.openarchives.org/. (accessed: 08.07.2018).

4. What is open data? URL: https://www.library.yorku.ca/web/open/overview/open-data/. (accessed: 08.10.2017).

5. Стратегия развития информатизации в Республики Беларусь на 2016–2022 гг. Одобрено Постановлением коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, 30.09.2015 г., № 35 // Научно-методическое обеспечение развития информатизации в Беларуси. 2015. URL: http://nmo.basnet.by/concept/strategia2022.php. (accessed: 26.07.2018).

6. Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 марта 2016 г., № 235 // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.

7. Исследование спроса на открытые данные в Беларуси: что мы узнали. 2018. URL: https://opendata.by/open-data-survey. (дата обращения: 24.07.2018).

8. Registry of Open Access Repository Mandates and Policies (ROARMAP). 2017. URL: http://roarmap.eprints.org/. (дата обращения: 08.07.2018).

9. BASE. 2018. URL: https://www.base-search.net/. (дата обращения: 08.07.2018).

10. Chinese Academy of Science Institutional Repositories Grid. 2018. URL: http://irgrid.ac.cn/. (дата обращения: 08.07.2018).

11. CALIS. 2018. URL: http://www.ir.calis.edu.cn/. (дата обращения: 08.07.2018).

12. Horizon 2020 projects. 2018. URL: http://www.horizon2020projects.com/. (дата обращения: 08.07.2018).

13. NARCIS. 2018. URL: https://www.narcis.nl/. (дата обращения: 08.07.2018).

14. CeON Aggregator. 2018. URL: http://agregator.ceon.pl/. (дата обращения: 08.07.2018).

15. RCAAP: Repositorios Cientificos de Acesso Aberto de Portugal. 2018. URL: https://www.rcaap.pt/. (дата обращения: 08.07.2018).

16. BUSCADOR DE CIENCIA ABIERTA. 2018. URL: https://buscador.recolecta.fecyt.es/. (дата обращения: 08.07.2018).

17. OpenAIRE. 2018. URL: https://www.openaire.eu/. (дата обращения: 08.07.2018).

18. La Referencia. 2018. URL: http://www.lareferencia.info/joomla/en/ (дата обращения: 08.07.2018).

19. NORA: Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. 2018. URL: https://openrepository.ru/. (дата обращения: 08.07.2018).

20. Лис П. А. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики // Цифровая трансформация образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 30 мая 2018 г.). 2018. URL: http://dtconf.unibel.by/doc/Lis.pdf. (дата обращения: 08.07.2018).

21. DURASPACE. 2018. URL: https://duraspaceorg/dspace/. (дата обращения: 08.07.2018).

22. Качан Д. А. Открытые данные : анализ тенденций // Цифровая трансформация. 2018. № 1. С. 72–78.

23. Dublin Core Metadata Initiative. 1995–2018. URL: http://dublincore.org/. (дата обращения: 08.07.2018.)


Рецензия

Для цитирования:


Качан Д.А., Богатко А.В., Богатко И.Н., Енин С.В., Кулаженко В.Г., Лазарев В.С., Лис П.А., Скалабан А.В., Юрик И.В. Интеграция информационных ресурсов открытого доступа для обеспечения научно-образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Открытое образование. 2018;22(4):53-63. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-53-63

For citation:


Kachan D.A., Bogatko A.V., Bogatko I.N., Enin S.V., Kulazhanka U.G., Lazarev V.S., Lis P.A., Skalaban A.V., Yuryk I.V. Integration of information resources of open access to provide the scientific and educational process in the institutions of higher education. Open Education. 2018;22(4):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-53-63

Просмотров: 3093


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)