Развитие ИКТ-компетентности педагога в рамках учитель-центрированного электронного обучения в системе повышения квалификации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-34-41

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования: целью исследования является разработка и экспериментальная апробация комплекса организационно-педагогических условий развития ИКТ-компетентности педагога в системе повышения квалификации с точки зрения решения профессиональных задач в работе с современными школьниками. Авторы предполагают, что повышение качества дополнительных профессиональных программ может быть обеспечено реализацией модели учитель-центрированного электронного обучения, выстраиваемого с учётом результатов диагностики и андрагогических принципов обучения.

Материалы и методы. В основу исследования положены данные нормативных документов в области профессиональных требований к педагогу, материалы зарубежных и отечественных учёных в области исследования отличительных характеристик представителей поколения – Z и адекватных способов их обучения и воспитания, в области формирования и развития профессиональной ИКТ-компетентности педагога, а также в области обучения взрослых и андрагогики.

Результаты. На основе выделенных дефицитов педагогов Красноярского  края в области достижения необходимого уровня ИКТ-компетентности и необходимости принятия мер по его выравниванию спроектирована модель и среда реализации учитель-центрированного электронного обучения, направленного на развитие и выравнивание ИКТ-компетентности педагога с учетом андрагогических особенностей. Разработанная модель реализуется через дистанционный курс в системе Moodle на базе Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Заключение. Разработанная модель и среда реализации учитель-центрированного электронного обучения направлена на развитие и выравнивание ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации непрерывного обучения с учетом андрагогических особенностей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации в КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».


Об авторе

О. А. Фадеева
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярск
Россия

Ольга Андреевна Фадеева - методист Центра образовательных стандартов и профессионального развития



Список литературы

1. Цукер А., Аркадий Цукер о поколениях X, Y и Z URL: https://econet.ru/articles/176283-arkadiy-tsuker-o-pokoleniyah-x-y-i-z (дата обращения: 30.06.2018).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н). URL: профстандартпедагога.рф/профстандартпедагога (дата обращения: 22.07.2018).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.07.2018).

4. Зеленская В. А. Андрагогические условия качества подготовки учителей в институте повышения квалификации // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары : Интерактив плюс, 2015.

5. Дочкин С. А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация Текст: монография. СПб.: Арден, 2009. 294 с.

6. Balanskat A., Blamire R. and Kefala S. A review of study of ICT impact on schools in Europe. Brussels: European Schoolnet. 2006. URL: http://ec.europa.eu/education/pdf/doc254_en.pdf

7. Kim H.-S., Kil H.-J., & Shin A. Ananalysis of variables affecting the ICT literacy level of Korean elementary school students. Computers & Education. 2014. No. 77. P. 29–38. doi:10.1016/j.compedu. 2014.04.009

8. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционного обучения // Открытое образование. 2005. №3(50). С. 71–77.

9. Авдеева С. М., Никуличева Н. В., Хапаева С. С., Заичкина О. И. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог». М.: Психологическая наука и образование. 2016. № 4. С. 40–49

10. Змеёв С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Проблемы образования и воспитания в современной педагогической науке. 2015. №3

11. Змеёв С. И., Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Perse. 2007.

12. Фадеева О. А., Симонова А. Л. Развитие ИКТ-компетентности педагога в условиях учитель-центрированной модели повышения квалификации // Информатизация образования и методика электронного обучения, Материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 2016. С. 247–250.

13. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. [Сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании] URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/ (Дата обращения: 16.06.2018).

14. Роджерс К. Клиент – центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение [пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной]. Москва : Психотерапия, 2007 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В. И. Смирнова). 558 с.

15. Фадеева О. А., Симонова А.Л. Дефициты ИКТ-компетентности педагогов Красноярского края // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 89–99.

16. Пак Н. И., Пушкарева Т. П., Петрова И. А. Электронный курс-конструктор как средство организации личностно-центрированного обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2.

17. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Журнал: «Инновационные проекты и программы в образовании» №2/2014 URL: http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/636--z----.html.

18. Пoлевoй С. А., Павлова В.В. Oсoбеннoсти oбучения студентoв с клипoвым мышлением // Открытое образование. 2017. № 2. С. 56–67 doi:10.21686/1818-4243-2017-2-56-67.

19. Вербицкий А. А. Цифровое поколение: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13 URL: http://m-profobr.com/files/---------_40l6l4ix.pdf.

20. Светличная С. В., Яковлева Т. А. Особенности формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях муниципальной системы повышения квалификации // Вестник КГПУ. Красноярск. 2012. №1 (18).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Фадеева О.А. Развитие ИКТ-компетентности педагога в рамках учитель-центрированного электронного обучения в системе повышения квалификации. Открытое образование. 2018;22(4):34-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-34-41

For citation: Fadeeva O.A. Development of the ICT competence of the teacher within the framework of teacher-centered e-learning in the system of professional development. Open Education. 2018;22(4):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-34-41

Просмотров: 113

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)