Система управления знаниями как основа смарт-обучения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-42-52
Аннотация
Цель исследования заключается в выработке подхода к совершенствованию информационного обеспечения разработки содержания программ высшего образования и учебных методических материалов. Перед системой высшего образования стоят задачи по поддержке развития цифровой экономики за счет подготовки кадров и результатов исследований. С учетом высоких темпов развития цифровых технологий и методов их использования создание соответствующего содержания образования становится трудной задачей. В настоящий момент в исследованиях смарт-обучения технические аспекты организации учебного процесса часто затмевают аспекты, связанные с методологией или содержанием смарт-обучения. Однако именно вопросы содержания образования становятся наиболее актуальными. Исследования в области управления знаниями сохраняют свою актуальность поскольку, чем совершеннее становятся технологии, замечающие алгоритмизированный труд специалистов, тем выше ценность творчества для общества и экономики.
Материалы и методы исследования включают дискурс-анализ отечественных и зарубежных научных источников, посвященных проблематике смарт-образования и управления знаниями, систематизацию материала. Методологической основой для разработки подхода к совершенствованию информационного обеспечения служат методы и технологии теории управления знаниями.
Результаты исследования показывают, что необходимость развития цифровой экономики предъявляет высокие требования не только к технологиям, но в первую очередь к компетенциям по их использованию. Логика развития ИТ в образовании свидетельствует о том что происходит постепенная смена этапов информатизации: от дистанционных образовательных технологий к электронному обучению и затем к смарт-обучению. Каждый этап информатизации образования позволяет решать актуальные для экономики и общества задачи. Выделены факторы, влияющие на формирование требований к содержанию образовательных программ: технологический, экономический, социальный и геополитический. Сформированы следующие требования смарт-обучения к содержанию образовательных программ: актуальные сведения и задачи в учебном курсе; возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся; распределенная информационная система смарт-обучения; интеграция образовательной среды с профессиональными сообществами; индивидуализация содержания обучения.
Заключение. Технологии и методы управления знаниями способны обеспечить необходимый уровень скорости и качества разработки образовательных материалов. В статье описывается система управления знаниями, которая на основе базы знаний, сообществ и инструментов сотворчества обеспечивает актуальность и востребованность разрабатываемого контента и наполняет смарт-обучение необходимым содержанием.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ДнепровскаяРоссия
Наталья Витальевна Днепровская - к.э.н., доцент кафедры управления информационными системами и программирования
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 г. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.
3. Агентство стратегических инициатив. Атлас новых профессий 2.0 М.: Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. URL: https://asi.ru/reports/34983/, http://atlas100.ru/
4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 208 с.
5. Андреев А. И. Насколько Россия встроена в глобальные процессы, влияющие на развитие цифровой экономики // Взгляд поколения XXI века на будущее цифровой экономики сборник статей преподавателей IX Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». 2018.
6. Афанасьев М.А., Староверова О.В., Уринцов А.И. Адаптация как процесс управления хозяйствующим субъектом // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 201–206.
7. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования. Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135–146.
8. Вайндорф-Сысоева М. Е. Современные подходы к организации превышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 16–23.
9. Ведомости. Министр образования поддержала запрет сотовых телефонов на уроках. 30.08.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/08/30/731626-ministrobrazovaniya-zapret
10. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Big Data и экономическая кибернетика // Государственное управление. Электронный вестник, 2017 № 63 С. 43–66.
11. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2017. № 1. С. 14–19. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-14-19
12. Гиляревский Р.С., Родионов И.И., Залаев Г.З., Цветкова В.А., Барышева О.В., Калин А.А. Информатика как наука об информатике; под ред. Р.С. Гиляревского. М.: ФАИР-Пресс, 2006/
13. Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Уровни управления знаниями при разработке электронных курсов. Открытое образование. 2017. № 1. С. 20–26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-20-26
14. Живайкин А.Л. Теневая сторона цифровой трансформации // Взгляд поколения XXI века на будущее цифровой экономики сборник статей преподавателей IX Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». 2018.
15. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 27–33. DOI:10.21686/1818-4243-2017-1-27-33
16. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
17. Мариничева М.К. Профессиональное управление знаниями из первых рук URL: https://kak-upravliat-znaniyami.com/
18. Мироненко Е.С. Проблемы и перспективы реализации идей смарт-образования при обучении экономическим дисциплинам // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 4 (48). С. 81–92
19. Молчанов А.С., Калашникова Т.Г. Новая модель отбора абитуриентов в университеты в условиях Smart-общества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 51–58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58
20. РИА Новости. В Киргизии предлагают запретить смартфоны в школах. URL: https://ria.ru/world/20171213/1510829641.html (дата обращения: 13.12.2017)
21. Селезнев П.С., Соснило А.И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть. 2014. № 1. С. 14–23.
22. Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13 № 2. С. 146–152.
23. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т.1. № 11. С. 9–13.
24. Уринцов А.И., Староверова О.В. Некоторые тенденции информатизации общества // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 125–128.
25. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197–215.
26. RT на русском. Министр образования Франции намерен запретить в школах использование смартфонов. URL: https://russian.rt.com/world/news/459186-franciya-smartfonyshkoly (дата обращения: 12.12.2017)
27. Hammad, R., Ludlow, D. Towards a Smart Learning Environment for Smart City Governance. 2016 IEEE/ACM 9th International Conference on Utility and Cloud Computing (UCC), Shanghai, 2016. P. 185–190.
28. Kim T., Cho J. Y., Lee B. G. Evolution to Smart Learning in Public Education: A Case Study of Korean Public Education // Open and Social Technologies for Networked Learning. IFIP Advances in Information and Communication Technology. 2013. Vol. 395. P. 170–178.
29. Merzon E. E., Ibatullin R. R. Architecture of smart learning courses in higher education. 2016 IEEE 10th International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT), Baku. 2016. P. 1–5.
30. Noh K. S., Ju S. H. Jung J. T. An Exploratory Study on Concept and Realization Conditions of Smart Learning. The Korea Society of Digital Policy & Management. 2011. Vol. 9. № 2. P. 79–88.
31. Parry M. Online, Bigger Classes May Be Better Classes. The chronicle of higher education, 2013. URL: http://chronicle.com/article/OpenTeaching-When-the/124170
32. Shehabat I., M. Berrish M. E-learning content enhanced by active knowledge management techniques. 2013 IEEE 63rd Annual Conference International Council for Education Media (ICEM), Singapore. 2013. P. 1–8.
33. Townsend A. Smart Cities: big data, civic hackers, and the quest for new utopia. W.W. Norton&Company, 2013.
34. Zhu Z., Yu M., Riezebos P. A research framework of smart education // Smart Learning Environments. 2016. Vol. 3 (4).
Рецензия
Для цитирования:
Днепровская Н.В. Система управления знаниями как основа смарт-обучения. Открытое образование. 2018;22(4):42-52. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-42-52
For citation:
Dneprovskaya N.V. Knowledge management system as a basis for smart learning. Open Education. 2018;22(4):42-52. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-42-52