Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке преподавателей к использованию средств информатизации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-13-25

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Социально-экономическое развитие страны, сложившаяся ситуация в образовании актуализируют проблему поиска оптимальных научных подходов к решению многогранной задачи подготовки взрослых, которые бы обеспечивали их развитие и позволяли рассматривать обучаемого как субъекта непрерывно восходящего к «акме» профессионального роста. Объектом настоящего исследования является подготовка преподавателей в системе дополнительного образования. Предметом   использование андрагогико-акмеологического подхода к подготовке преподавателей вуза. Цель – выявление направлений совершенствования подготовки взрослых, которые проявляются при рассмотрении ее в андрагогических и акмеологических аспектах.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели выполнен анализ условий целесообразности применения андрагогико-акмеологического подхода, обусловленный следующими факторами: характеристиками и особенностями организации процесса подготовки взрослых обучаемых; совокупностью целей, задач и условий обучения; спецификой применения методов, средств и технологий; выбором критериального аппарата оценки успешности подготовки взрослых.

Результаты. В результате исследования обоснована идея подготовки взрослых на основе андрагогико-акмеологического подхода. Представлена графическая интерпретация междисциплинарных связей педагогики, андрагогики и акмеологии. Областью пересечения научных интересов для названных выше отраслей знания является взрослый человек и достижение им профессионализма в том или ином виде деятельности. Следовательно, задачи подготовки взрослых в системе дополнительного образования необходимо решать комплексно, учитывая специфику педагогики, андрагогики и акмеологии. Основная функция указанных наук соответствует смыслу, заложенному в их названии – вести взрослого человека к вершине его развития. Выявлены общие принципы, отражающие адрагогические и акмеологические аспекты их реализации. К ним относятся: фундаментализация образования; персонификация; целесообразное сочетание различных форм, методов и средств решения педагогических задач подготовки взрослых обучаемых; профессиональная и академическая мобильность; профессиональная целесообразность; рефлексивное управление профессиональной подготовкой взрослых людей; фасилитация; самообразование), развитие образовательных потребностей и комплексность. Представлен процесс подготовки взрослых, отражающий его специфику и состоящий из трех блоков: социально-педагогические условия, педагогический процесс и процесс обучения. При описании процесса подготовки взрослых описана система смешанного обучения взрослых, выявлены условия и факторы применения данного подхода, рассмотрено содержание блоков, входящих в процесс подготовки взрослых.

Заключение. В заключении сформулированы следующие выводы о целесообразности применения андрагогико-акмеологического подхода при подготовке взрослых. Результатом подготовки взрослых является профессиональный рост и социальная зрелость, которые проявляются в профессиональной деятельности и ее качествах, адекватных этой деятельности. Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке взрослых, учет ее специфики позволит раскрыть их интеллектуальный потенциал, поможет взрослым найти свое место в обществе (наука, искусство, производство), реализовать свои индивидуальные способности и потребности, быть ответственным и конкурентным на резко изменяющемся рынке труда, удовлетворять образовательные запросы, планировать свое дальнейшее совершенствование и жизнедеятельность.


Об авторах

Э. Г. Скибицкий
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, (Сибстрин)
Россия
Скибицкий Эдуард Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор


Т. А. Асташова
Новосибирский государственный технический университет, (Сибстрин)

Татьяна Александровна Асташова



Список литературы

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

2. Григорьев С.Г, Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783.

3. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 506–510.

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977. 256 с.

5. Сопин В.И., Варковецкая Г.И. Проблемы подготовки преподавателей без базового педагогического образования // ЧиО. 2013. № 4 (37). С. 43–49.

6. Попова О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 112–119.

7. Грабко Е.Ю. Подготовка преподавателей вуза к дистанционному обучению: дис. канд. пед. наук. М., 2015. 24 с.

8. Колесникова Е.И. Никифорова Е.И., Шаврин Ю.В. Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения // ОТО. [Электрон. ресурс]. 2016. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-obrazovatelnyyresurs-adaptatsii-prepodavateley-vuza-k-rabote-vsisteme-distantsionnogo-obucheniya

9. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2(58). С. 56–65.

10. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // Электронный научный архив УрФУ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24760/1/ notv-2014-042.pdf.

11. Андрюшкова О.В., Миняйлов В.В., Загорский В.В., Казакова Е.Ф. Оптимизация ресурсно-методического обеспечения дисциплин химического профиля // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 5. С. 70–84.

12. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.

13. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

14. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2003. 960 с.

15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.

16. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. 746 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт.: Т 1. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. 608 с.

18. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бид-Бам; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.

19. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.

20. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Мижериков; ред. П.И. Пидкасистый. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.

21. Педагогика. Большая современная энцикл. / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.

22. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с.

23. Скибицкий Э.Г., Артюшкин О.В., Котлов В.Н. Применение принципов андрагогико-акмеологического подхода в системе дополнительного образования // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. 2018. № 1. С. 14–22 Режим доступа: www.safbd.ru

24. Холина Л.И. Проблема создания многопараметрических диагностических обучающих программ: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1991. 32 с.

25. Скибицкий Э.Г. Теоретико-методологические основы разработки дидактического обеспечения преподавания дисциплин. Новосибирск: САФБД, 2016. 228 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Скибицкий Э.Г., Асташова Т.А. Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке преподавателей к использованию средств информатизации. Открытое образование. 2018;22(5):13-25. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-13-25

For citation: Skibitskiy E.G., Astashova T.A. Application of andragogico-acmeological approach in preparation of teachers for using informatization. Open Education. 2018;22(5):13-25. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-13-25

Просмотров: 93

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)