Анализ тенденций развития открытого образования в России и Канаде


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-65-72

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования заключается в описании зарубежного опыта использования открытых образовательных ресурсов в условиях высшего образования на примере Канады. Концепция открытого образования в этой стране требует федеральной и региональной поддержки со стороны правительства. В настоящий момент действует ряд инициатив, направленных на максимизацию развития открытых образовательных ресурсов. Все большее число инициатив в рамках открытых образовательных ресурсов в канадских университетах предлагают бесплатные курсы, как для канадцев, так и для иностранных студентов. Национальные инициативы в области открытого образования включают в себя следующие проекты: федеральный правительственный «пилотный» проект «Открытые данные»; поддержку Совета министров образования Канады в рамках Парижской декларации открытых образовательных ресурсов 2012 года; а также Творческое общество Канады. На региональном уровне провинции Британской Колумбии и Альберты поддерживают возможности открытых образовательных ресурсов как часть наиболее важных инициатив системы открытого образования. Однако, существует ряд поблеем, препятствующих полноценному развития системы открытого образования.

Материалы и методы исследования включают дискурс-анализ отечественных и зарубежных научных источников, посвященных проблематике открытого образования. Методологической основой является изучение законодательной базы открытого образования, ретроспективный анализ процесса развития системы открытого образования в университетах Канады и анализ действующих открытых образовательных проектов.

Результаты исследования показывают, что необходимость внедрения политики открытого образования предъявляет новые требования к процессу определения уровня освоения образовательных программ и к формированию единой системы необходимых и достаточных кредитов.

Заключение. Канадская экспертиза открытых образовательных ресурсов регламентирует все сектора образования и профессиональной подготовки в стране. Данная экспертиза представляет собой обзор результатов внедрения принципов открытого образования на национальном и региональном уровнях. В статье рассматриваются особенности функционирования как региональных, так и зарубежных проектов. Описываются преимущества открытой образовательной политики для разных слоев населения.


Об авторе

Н. Г. Соснина
Уральский государственный экономический университет
Россия

Наталья Георгиевна Соснина – кафедра иностранных языков, старший преподаватель

Екатеринбург



Список литературы

1. Dhanarajan G., Abeywardena I. S. Higher education and open educational resources in Asia: An overview. In: Perspectives on open and distance learning: Open Educational Resources: An Asian perspective. Vancouver: Commonwealth of Learning, 2013. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=441 (Дата обращения: 20.05.2018).

2. European Parliament. On new technologies and open educational resources. 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&mode=XML&reference=A7-2014-0249&language=EN#title3 (Дата обращения: 20.05.2018).

3. Downes S., Siemens G. Connectivism and connective knowledge. The Daily Archives. 2008. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://connect.downes.ca/ (Дата обращения: 28.05.2018).

4. Siemens G. МООКs are really a platform. Elearnspace. 2012. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.elearnspace.org/blog/2012/07/25/МООКs-are-really-aplatform/ (Дата обращения: 20.05.2018).

5. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cormier D. The ÌÎÎÊ model for digital practice. 2010. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.elearnspace.org/Articles/ÌÎÎÊ_Final.pdf (Дата обращения: 28.05.2018)

6. Downes S. What the “x” in “xМООК” stands for [Blog]. 2013. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://plus.google.com/+StephenDownes/posts/LEwaKxL2MaM (Дата обращения: 30.05.2018).

7. Reporter. ÌÎÎÊ on mobiles for development. COL News. 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.col.org/progServ/programmes/KM/Pages/ÌÎÎÊM4D.aspx (Дата обращения: 30.05.2018).

8. McGreal R., Mackintosh W., Taylor J. Open Educational Resources university: An assessment and credit for students’ initiative. In: Open Educational Resources: Innovation research and practice. Vancouver: Commonwealth of Learning, 2013. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.col.org/PublicationDocuments/pub_PS_ÎÎÐIRP_web.pdf (Дата обращения: 30.05.2018).

9. Hylén J., Damme D.V., Mulder F., D’Antoni S. Open Educational Resources: Analysis of responses to the OECD country questionnaire. In: OECD Education Working Papers, 76. Paris: OECD Publishing, 2012. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/cote=EDU/WKP(2012)13&docLanguage=En (Дата обращения: 28.05.2018).

10. Бойченко А.В. Коммунальные модели использования ИТ в образовании // Ученые записки ИСГЗ. 2014. Т. 12. № 1-1. С. 39–44.

11. Трембач В.М. Интеллектуальная информационная система формирования компетенций для реализации модели непрерывного образования // Открытое образование. 2010. № 4. С. 79–91.

12. Трембач В.М. Структура интеллектуальной системы с формированием индивидуальной среды обучения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 5. С. 179–183.

13. Трембач В.М. Основные этапы создания интеллектуальных обучающих систем // Программные продукты и системы. 2012. № 3. С. 147–151.

14. Чекун О.А. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ // Педагогика и психология образования. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2016. С. 71–74.

15. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции профессиограмм преподавателей – важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения // Педагогика и психология образования. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2015. С. 42–52.

16. Van der Vaart L. Berchum M. V., Bruce R., Burgess M., Hanganu G., Jacobs N., Lecarpentier D., Pinfield S., Stokes P. e-InfraNet: “Open” as the default modus operandi for research and higher education. 2013. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.surf.nl/nl/publicaties/Documents/e-InfraNetOpen-as-the-DefaultModus-Operandi-for-Research-and-HigherEducation.pdf. (Дата обращения: 28.05.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соснина Н.Г. Анализ тенденций развития открытого образования в России и Канаде. Открытое образование. 2018;22(6):65-72. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-65-72

For citation: Sosnina N.G. The overview of open education development tendencies in Russia and Canada. Open Education. 2018;22(6):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-65-72

Просмотров: 60

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)