Практики управления знаниями в нефтяных компаниях


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-27-38

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. В экономике XXI века знания являются главным источником получения устойчивых конкурентных преимуществ предприятий, а управление знаниями (УЗ) – основным механизмом их обеспечения и поддержания. Люди и знания, которыми они обладают, ноу-хау, способность к инновациям, доверительные отношения с клиентами и партнерами и другие нематериальные активы становятся наиболее важными источниками развития организации. УЗ традиционно осуществляется с помощью следующих компонент: информационные технологии, организационные процессы и структуры, корпоративная культура и люди. Кроме того выделяют комплексные инструменты УЗ, которые, как правило, сочетают несколько компонент УЗ: библиотека документов (база знаний, корпоративная память), сообщества практиков, извлеченные уроки и др. Цель данного исследования – проиллюстрировать применение практик УЗ в компаниях нефтяной отрасли РФ.

Материалы и методы. В данной статье использовался анализ вторичных источников данных, а также подробно рассмотрены два кейса, описывающие УЗ в деятельности нефтяных компаний России. Для того чтобы понять, на какой стадии находится развитие системы управления знаниями (СУЗ) в нефтяных компаниях России необходимо сравнивать использование инструментов УЗ в зарубежной и отечественной практике, в данной статье это выполнено на основе информации, предоставленной в открытых источниках. Наблюдения сформированы тезисно, указаны наиболее результативные примеры использования инструментов УЗ.

Результаты. В статье представлен обзор инструментов УЗ, рассмотрены примеры их использования в нефтегазовой отрасли, а также исследована отечественная практика их применения на основе кейсов российских нефтяных компаний. Представлены примеры использования инструментов УЗ, основанных на технологиях и сотрудниках, в зарубежных и российских нефтяных компаниях. На примере кейсов двух известных российских нефтяных компаний были рассмотрены этапы становления и развития СУЗ в компании, представлены конкретные практики УЗ, которые появлялись в компаниях на соответствующих этапах развития СУЗ, а также приведены особенности УЗ в каждой компании.

Заключение. По ряду причин нефтяные компании являются сторонниками проактивного использования систем УЗ. В процессе анализа были выявлены тенденции УЗ в нефтяном секторе экономики России, это: комплексность использования, слабое принятие инноваций, не касающихся производственных/технологических процессов, начало зарождения политики активного обмена знаниями, движение в сторону создания гибкой системы УЗ. Данная статья позволит привлечь внимание российских руководителей к проблематике управления знаниями и другими нематериальным активами и выявить управленческие практики, которые помогут российским компаниям успешно развиваться и конкурировать, опираясь на свой интеллектуальный капитал. Статья будет интересна также специалистам по управлению знаниями и практикам из смежных сфер.


Об авторах

Ю. А. Безгинова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Юлия Александровна Безгинова – Институт «Высшая школа менеджмента»

Санкт-Петербург



Т. А. Гаранина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Татьяна Александровна Гаранина – кандидат экономических наук учета, Институт «Высшая школа менеджмента» 

Санкт-Петербург



Д. В. Кудрявцев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Дмитрий Вячеславович Кудрявцев – кандидат техническихнаук, доцентт кафедры информационных технологий в менеджменте

Санкт-Петербург



А. Ю Плешкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Анастасия Юрьевна Плешкова – менеджер по сопровождению проектов, Институт «Высшая школа менеджмента»

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Bair J.H. The state of the product in knowledge management // Journal of Knowledge Management. 1998. №2 (2). P. 20–27.

2. Marwick A. D. Knowledge management technology // IBM systems journal. 2001. №40 (4). P. 814–830.

3. Maier R., Hädrich T., Peinl R. Enterprise knowledge infrastructures. Springer Science & Business Media, 2009.

4. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В. Глава 25 Информационные технологии управления знаниями // Монография «Инновационное развитие: экономика, интеллектуальное развитие, управление знаниями» под ред. Мильнера Б.З. М.: Инфра-М, 2009. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://bigc.ru/publications/bigspb/km/itkm/ (дата обращения: 08.04.2018)

5. King W.R. Integrating knowledge management into IS strategy // Information Systems Management. 1999. №3. P. 70–72.

6. Harman C. and Brelade S. Knowledge Management and the Role of HR: Securing Competitive advantage in the knowledge economy. Harlow: Financial Times/Prentice Hall, 2000.

7. Egbu C.O. A conceptual framework for studying knowledge management in projectbased environments // Proceedings of the First International Conference on Postgraduate Research in the Built Environment (University of Salford, UK, 15–16 March 2001) Vol. 10. P. 186–195.

8. Fong C. Y., Ooi K. B., Tan B. I., Lee V. H., Yee-Loong Chong, A. HRM practices and knowledge sharing: an empirical study // International Journal of Manpower. 2011. № 32(5/6). P. 704–723.

9. Mentzas, G., Apostolou D., Abecker A., Young R. Knowledge Asset Management: Beyond the Process-centred and Product-centred Approaches. London: Springer, 2002. 200 p.

10. Milton N., Lambe P. The Knowledge Manager’s Handbook: A Step-by-step Guide to Embedding Effective Knowledge Management in Your Organization. Kogan Page Publishers, 2016.

11. Кудрявцев Д.В. Структура системы управления знаниями // Сборник трудов конференции «Управление знаниями и технологии семантического веба – 2010» (4–5 декабря 2010, г. Санкт-Петербург). СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. С. 68–78. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://bigc.ru/theory/km/docs/ [www.bigc.ru]_2010_KESW.pdf (дата обращения: 08.04.2018)

12. Young R. Knowledge management tools and techniques manual // Asian Productivity Organization. 2010.

13. Milton N. KM in the Oil sector. Knoco stories: from the knowledge management front-line. 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.nickmilton.com/2014/06/km-in-oil-sector html (дата обращения: 01.03.2018)

14. Grant R. M. The development of knowledge management in the oil and gas industry // Universia Business Review. 2014. № 40. С. 92–125.

15. Безяев П. П. Газпром нефть – Система управления знаниями и инновациями. 2016. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.slideshare.net/valveindustryhub/ss-62270654 (дата обращения: 01.03.2018).

16. Безяев П.П. Как управляют знаниями в компании «Газпром нефть». 2017. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://hr-tv.ru/articles/author-opinion/kak-upravljajut-znaniemv-kompanii-gazprom-neft.html (дата обращения: 01.03.2018).

17. Викторов Е.Г. Развитие Системы распространения знаний (СРЗ) в БРД: итоги года и планы // Первая интерактивная онлайн-конференция по дистанционному обучению и управлению знаниями «Территория знаний online» 30 ноября 2017 г. Газпром нефть. 2017.

18. Баронов В. В. Объединяя лучших // ITime. 2010. №1(11). С. 6–9.

19. Гросул М. В., Гаранина Т. А., Андреев А. В., А. Иванов А. Ю. Управление интеллектуальным капиталом в блоке нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки ПАО «ЛУКОЙЛ» // Инновации. 2016. № 5. С. 71–78.

20. Andreeva T., Kianto A. Does knowledge management really matter? Linking knowledge management practices, competitiveness and economic performance // Journal of Knowledge Management. 2012. № 16 (4). P. 617–636.

21. Carneiro A. Howdoesknowledgemanagement influence innovation and competitiveness? // Journal of Knowledge Management. 2000. № 4 (2). С. 87–98.

22. Adams G.L., Lamont B.T. Knowledge management systems and developing sustainable competitive advantage // Journal of Knowledge Management. 2003. № 7 (2). С. 142–154.

23. Chapman R., Magnusson M. Continuous innovation, performance and knowledge management: an introduction // Knowledge and Process Management. 2006. № 13 (3). С. 129–131.

24. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledgecreating company. New York: Oxford University Press, 1995.

25. Edvinsson L. and Malone M. Intellectual capital: realising your company’s true value by finding its hidden brainpower. New York: Harper Collins, 1997.

26. Zaim H., Tatoglu E. and Zaim S. Performance of knowledge management practices: a causal analysis // Journal of Knowledge Management. 2007. №11 (6). С. 54–67.

27. Андреева Т., Гаранина Т., Рыжко И. Управление знаниями и интеллектуальный капитал в российских промышленных компаниях. Результаты исследования 2015. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/files/folder_7/km_report_2015_gsom.pdf дата обращения: 23.11.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Безгинова Ю.А., Гаранина Т.А., Кудрявцев Д.В., Плешкова А.Ю. Практики управления знаниями в нефтяных компаниях. Открытое образование. 2018;22(6):27-38. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-27-38

For citation: Bezginova Y.A., Garanina T.A., Kudryavtsev D.V., Pleshkova A.Y. Knowledge management practices in oil companies. Open Education. 2018;22(6):27-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-27-38

Просмотров: 89

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)