Система открытого образования в подготовке управленческих кадров в сфере цифровой экономики


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Предлагается методология в системе открытого образования по формированию уровневых моделей компетенций управленческих кадров в сфере цифровой экономики.

Материалы и методы. Цифровая трансформация является общегосударственной задачей. Она становится результативной, если ее принципы и технологии внедряются на всех уровнях государственного управления и во многом зависит от компетенций в этой сфере управленческого аппарата, как федерального, так и региональных уровней.

Система открытого образования базируется на широкомасштабных технологиях дистанционного обучения, одновременно охватывая огромный контингент обучающихся, и направлена на личностно-ориентированное обучение и компетентностный подход. Поэтому она является наиболее эффективной методологией подготовки т. к., с одной – стороны связанна с синергетическими подходами и моделями, а с другой – может стать общегосударственной основой по формированию компетенций управленческого аппарата, как федерального, так и региональных уровней в сфере цифровой трансформации.

В течение последних лет в европейских странах на основе единой системы квалификаций (ЕСК) происходит активная разработка национальных систем квалификаций (НСК), направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования и обучения. Каждому уровню соответствует свой набор компетенций. Для формирования сфер компетенций в цифровой экономике для каждого уровня управления предлагается модель «Основы эффективного лидерства», которую активно используют в различных странах.

Компетентностные уровни формируются посредством широкомасштабного образовательного процесса в системе открытого образования, которые, в свою очередь, определяются на основе знаний, умений и навыков, включающих в себя личностные и профессиональные результаты. Таким образом, каждый уровень описывается в терминах результатов, которые можно сопоставить с системой квалификаций.

Результаты. Показано, что необходимыми элементами конкурентоспособной цифровой трансформации и формирующегося информационного общества являются:

  1. Модель цифровых компетенций управленческих кадров, охватывающая рассмотренные роли с вариантами, относящимися к различным областям деятельности.
  2. Цифровая среда деятельности управленческих кадров – инфраструктура и сквозные цифровые технологии, которые поддерживают стратегии информационного общества и цифровой экономики, обеспечивая реализацию цифровых компетенций.
  3. Система сертификации цифровых компетенций, обеспечивающая конкурентоспособность трудовых ресурсов и управляемость ими в рамках цифровой трансформации.

Рассмотрены компетенции управленческих кадров в сфере цифровой экономики с их группировкой на функциональные блоки. Проведен анализ квалификационных уровней управленческих компетенций в сфере цифровой трансформации, а также базовые понятия, которыми должны обладать управленческие кадры. Предложены принципы формирования учебных модулей в системе открытого образования по формированию уровневых моделей компетенций управленческих кадров в сфере цифровой экономики.

Заключение. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности управления государственными органами и организациями на основе максимальной интеграции образования и цифровой экономики. С учетом вышесказанного можно констатировать, что методология и технологии открытого образования являются чрезвычайно ценными инструментами повышения качества управленческой деятельности в экономикой и социальной сфере цифровой трансформации государственного управления.


Об авторе

Л. П. Ганчарик
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Беларусь

Леонид Павлович Ганчарик кандидат технических наук, доцент кафедры управления информационными ресурсами

Минск



Список литературы

1. Абрамчик Е.Л. Новые возможности информационных технологий // Кіраванне ў адукацыі. 2017. № 9. С. 69–72.

2. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие М.: КноРус, 2017. 248 c.

3. Бануляк Н. Информационно-коммуникационные технологии как движитель политических перемен // Гос. служба. 2016. № 4. С. 73–75.

4. Бойченко А.В., Лукинова О.В. Платформы цифровой экономики // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(16) Материалы Юбилейной Х Международной научно-практической конференции «Электронная Казань» (Информационные технологии в современном мире). Казань, 2018.

5. Видясова Л.А., Чугунов А.В., Видясов Е.Ю. Развитие электронного управления в странах Евразийского экономического союза: прогресс, вызовы и перспективы // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 66–80.

6. Волкова В.Н., Черный Ю.Ю. Закономерности информационных процессов в открытых системах: переосмысливая Л. фон Берталанфи // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. научных трудов XX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 94–107.

7. Ганчарик Л.П. Совершенствование национальной системы квалификации в Беларуси изменит механизм продвижения по служебной лестнице // Белорус. телеграф. агентство 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/comments/Leonid-Gancharik_i_0000514521.html (Дата обращения: 31.03.2018).

8. Ганчарик Л.П. Совершенствование системы формирования кадрового потенциала государственных органов и иных государственных организаций в условиях инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. тр. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. С. 180–193.

9. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие. Науч. ред. Д.И. Полывянный. М.: Инфра-М, 2015. 120 с.

10. Лазаревич А.А. Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания. Науч. ред. И.Я. Левяш. НАН Беларуси, Ин-т философии. Минск: Беларус. навука, 2017. 536 с.

11. Морозевич А.Н. Пути совершенствования подготовки кадров в Академии управления // Проблемы управления. 2011. № 3. С. 4–13

12. Рогожкин А. Отбор и подбор молодых специалистов на государственную службу [Электрон. ресурс] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2017. № 3. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/otbor-i-podbor-molodyhspecialistov-na-gosudarstvennuyu-grazhdanskuyusluzhbu. (Дата обращения: 14.02.2019).

13. Соколова Г.Н. Феномен модернизации в глобализирующемся мире: методологический аспект анализа // Социологический альманах. 2014. Вып.5. С. 103–113.

14. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 352 c.

15. Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления России. М.: ИНИОН РАН, 2018. 118 c.

16. Тедеев А. А., Усанов В. Е. Электронное государство М.: Элит, 2015. 312 c.

17. Чернов С. Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг. М.: ИПКгосслужбы, 2017. 304 с.

18. Цифровая экономика России [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php.

19. Шваб К. Четвертая промышленная революция: перевод с англ. М.: Изд-во «Э», 2017. 208 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ганчарик Л.П. Система открытого образования в подготовке управленческих кадров в сфере цифровой экономики. Открытое образование. 2019;23(2):23-30. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30

For citation: Gancharik L.P. Open Education System in Management Training in the Digital Economy. Open Education. 2019;23(2):23-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30

Просмотров: 17

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)