Система открытого образования в подготовке управленческих кадров в сфере цифровой экономики
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30
Аннотация
Цель исследования. Предлагается методология в системе открытого образования по формированию уровневых моделей компетенций управленческих кадров в сфере цифровой экономики.
Материалы и методы. Цифровая трансформация является общегосударственной задачей. Она становится результативной, если ее принципы и технологии внедряются на всех уровнях государственного управления и во многом зависит от компетенций в этой сфере управленческого аппарата, как федерального, так и региональных уровней.
Система открытого образования базируется на широкомасштабных технологиях дистанционного обучения, одновременно охватывая огромный контингент обучающихся, и направлена на личностно-ориентированное обучение и компетентностный подход. Поэтому она является наиболее эффективной методологией подготовки т. к., с одной – стороны связанна с синергетическими подходами и моделями, а с другой – может стать общегосударственной основой по формированию компетенций управленческого аппарата, как федерального, так и региональных уровней в сфере цифровой трансформации.
В течение последних лет в европейских странах на основе единой системы квалификаций (ЕСК) происходит активная разработка национальных систем квалификаций (НСК), направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования и обучения. Каждому уровню соответствует свой набор компетенций. Для формирования сфер компетенций в цифровой экономике для каждого уровня управления предлагается модель «Основы эффективного лидерства», которую активно используют в различных странах.
Компетентностные уровни формируются посредством широкомасштабного образовательного процесса в системе открытого образования, которые, в свою очередь, определяются на основе знаний, умений и навыков, включающих в себя личностные и профессиональные результаты. Таким образом, каждый уровень описывается в терминах результатов, которые можно сопоставить с системой квалификаций.
Результаты. Показано, что необходимыми элементами конкурентоспособной цифровой трансформации и формирующегося информационного общества являются:
- Модель цифровых компетенций управленческих кадров, охватывающая рассмотренные роли с вариантами, относящимися к различным областям деятельности.
- Цифровая среда деятельности управленческих кадров – инфраструктура и сквозные цифровые технологии, которые поддерживают стратегии информационного общества и цифровой экономики, обеспечивая реализацию цифровых компетенций.
- Система сертификации цифровых компетенций, обеспечивающая конкурентоспособность трудовых ресурсов и управляемость ими в рамках цифровой трансформации.
Рассмотрены компетенции управленческих кадров в сфере цифровой экономики с их группировкой на функциональные блоки. Проведен анализ квалификационных уровней управленческих компетенций в сфере цифровой трансформации, а также базовые понятия, которыми должны обладать управленческие кадры. Предложены принципы формирования учебных модулей в системе открытого образования по формированию уровневых моделей компетенций управленческих кадров в сфере цифровой экономики.
Заключение. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности управления государственными органами и организациями на основе максимальной интеграции образования и цифровой экономики. С учетом вышесказанного можно констатировать, что методология и технологии открытого образования являются чрезвычайно ценными инструментами повышения качества управленческой деятельности в экономикой и социальной сфере цифровой трансформации государственного управления.
Ключевые слова
Об авторе
Л. П. ГанчарикБеларусь
Леонид Павлович Ганчарик – кандидат технических наук, доцент кафедры управления информационными ресурсами
Минск
Список литературы
1. Абрамчик Е.Л. Новые возможности информационных технологий // Кіраванне ў адукацыі. 2017. № 9. С. 69–72.
2. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие М.: КноРус, 2017. 248 c.
3. Бануляк Н. Информационно-коммуникационные технологии как движитель политических перемен // Гос. служба. 2016. № 4. С. 73–75.
4. Бойченко А.В., Лукинова О.В. Платформы цифровой экономики // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(16) Материалы Юбилейной Х Международной научно-практической конференции «Электронная Казань» (Информационные технологии в современном мире). Казань, 2018.
5. Видясова Л.А., Чугунов А.В., Видясов Е.Ю. Развитие электронного управления в странах Евразийского экономического союза: прогресс, вызовы и перспективы // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 66–80.
6. Волкова В.Н., Черный Ю.Ю. Закономерности информационных процессов в открытых системах: переосмысливая Л. фон Берталанфи // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. научных трудов XX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 94–107.
7. Ганчарик Л.П. Совершенствование национальной системы квалификации в Беларуси изменит механизм продвижения по служебной лестнице // Белорус. телеграф. агентство 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/comments/Leonid-Gancharik_i_0000514521.html (Дата обращения: 31.03.2018).
8. Ганчарик Л.П. Совершенствование системы формирования кадрового потенциала государственных органов и иных государственных организаций в условиях инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. тр. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. С. 180–193.
9. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие. Науч. ред. Д.И. Полывянный. М.: Инфра-М, 2015. 120 с.
10. Лазаревич А.А. Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания. Науч. ред. И.Я. Левяш. НАН Беларуси, Ин-т философии. Минск: Беларус. навука, 2017. 536 с.
11. Морозевич А.Н. Пути совершенствования подготовки кадров в Академии управления // Проблемы управления. 2011. № 3. С. 4–13
12. Рогожкин А. Отбор и подбор молодых специалистов на государственную службу [Электрон. ресурс] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2017. № 3. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/otbor-i-podbor-molodyhspecialistov-na-gosudarstvennuyu-grazhdanskuyusluzhbu. (Дата обращения: 14.02.2019).
13. Соколова Г.Н. Феномен модернизации в глобализирующемся мире: методологический аспект анализа // Социологический альманах. 2014. Вып.5. С. 103–113.
14. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 352 c.
15. Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления России. М.: ИНИОН РАН, 2018. 118 c.
16. Тедеев А. А., Усанов В. Е. Электронное государство М.: Элит, 2015. 312 c.
17. Чернов С. Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг. М.: ИПКгосслужбы, 2017. 304 с.
18. Цифровая экономика России [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php.
19. Шваб К. Четвертая промышленная революция: перевод с англ. М.: Изд-во «Э», 2017. 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ганчарик Л.П. Система открытого образования в подготовке управленческих кадров в сфере цифровой экономики. Открытое образование. 2019;23(2):23-30. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30
For citation:
Gancharik L.P. Open Education System in Management Training in the Digital Economy. Open Education. 2019;23(2):23-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-23-30