Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-49-61
Аннотация
Цель исследования – выявление путей повышения эффективности применения ИКТ преподавателями вуза. Соответственно, задачами исследования были: диагностика уровня сформированности ИКТ-компетентности преподавателей вуза, изучение мнения студентов об эффективности применения ИКТ в вузе, анализ взаимосвязи ИКТ-компетентности и коммуникативной компетентности у преподавателей вуза, выявление запроса преподавателей на повышение квалификации в области ИКТ.
Методы исследования: анкетирование преподавателей (анкета «Применение ИКТ преподавателем вуза» О.А. Чувгуновой), студентов (анкета «Применение ИКТ в образовательном процессе глазами студентов» О.А. Чувгуновой), психологическое тестирование («Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона), методы математической статистики. Выборку исследования составили 102 преподавателя и 198 студентов СПбГУ.
Результаты исследования показали, что преподаватели владеют основными навыками пользователя персонального компьютера, умеют работать с мультимедийным оборудованием, использовать ИКТ, необходимые для преподавания конкретных дисциплин, применять ИКТ как средство для передачи информации и общения со студентами в рамках образовательного процесса. Однако большинство участников исследования еще не в полной мере используют ИКТ как инструмент для повышения эффективности обучения, развития мышления, творческих способностей и креативности студентов.
Обратная связь от студентов свидетельствует о положительной оценке применения преподавателями ИКТ в образовательном процессе. Большинство опрошенных студентов считает, что ИКТ повышают эффективность обучения. При этом, для студентов важен учет их индивидуальных особенностей и оптимальный баланс между виртуальным и «живым» общением.
Выявлены положительные взаимосвязи между коммуникативной компетентностью преподавателей, показателями ИКТ-компетентности и самооценкой ИКТ-компетентности преподавателей. То есть, высокой коммуникативной компетентности преподавателя соответствует высокая ИКТ-компетентность и высокая самооценка ИКТ-компетентности.
Преподаватели вуза заинтересованы в повышении квалификации в области ИКТ, но деятельность по повышению квалификации преподавателей вуза в области ИКТ мало упорядочена. Большинство преподавателей не планируют повышение квалификации в этой области и повышают ее стихийно, от случая к случаю. Основные форма повышения квалификации – самообразование и посещение курсов повышения квалификации.
Заключение. Исследование позволило выявить следующие пути развития ИКТ-компетентности преподавателя вуза:
– расширение взгляда преподавателя на ИКТ как на источник повышения качества обучения, развития мышления и творческих способностей студентов, изменение ограниченного представления об ИКТ лишь как вспомогательном техническом средстве;
– учет индивидуальных особенностей обучающихся и мнения студентов при применении ИКТ в обучении, регулярное получение обратной связи от студентов по вопросам применения ИКТ в вузе;
– совершенствование коммуникативной компетентности педагога при работе со студентами через интерактивные ИКТ;
– повышение эффективности системы повышения квалификации преподавателей вузов в области ИКТ. В условиях быстрого развития ИКТ одним из эффективных путей повышения ИКТ-компетентности представляется сопутствующее обучение, предусматривающее создание в вузе обучающей среды для преподавателей и наличие консультантов и тьюторов.
Об авторе
О. А. ЧувгуноваРоссия
Ольга Анатольевна Чувгунова – начальник отдела координации инновационных программ и проектов
SPIN-код: 8223-1630
Санкт-Петербург
Список литературы
1. UNESCO ICT competency framework for teachers [Электрон. ресурс] 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf, (дата обращения 28.12.2018).
2. Пластинин А.В. ИКТ-компетентность преподавателя в свете требований профессионального стандарта педагога // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения: Материалы региональной научно-методической интернет-конференции, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. С. 101–106.
3. Дочкин С.А. ИКТ-компетенции педагогов как основа модернизации дополнительного профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 50–59
4. Кривцова С.В., Достанова М.Н., Кнорре Е.Б., Климова Е.А., Кукушкин Е.Б., Махортова Г.Х. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997. 288 с.
5. Lim M.L. How Singapore teachers in a pioneer ‘School of the Future’ context ‘deal with’ the process of integrating information and communication technology into the school curriculum // The Australian Association for Research in Education. 2015. Vol. 42. № 1. P. 69–96. doi:10.1007/s13384-014-0153-0
6. Wastiau P., Blamire R., Kearney C., Quittre V., van de Gaer E., Monseur C. The Use of ICT in Education: a survey of schools in Europe // European Journal of Education. 2013. Vol. 48. № 1. P. 11–27. https://doi.org/10.1111/ejed.12020
7. Almerich G., Orellana N., Suarez- Rodriguez J., Diaz-Garcia I. (Teachers’ information and communication technology competences: A structural approach // Computer and education. 2016. Vol. 100. P. 110–125. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.05.002
8. Markauskaite L. Exploring the structure of trainee teachers’ ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. Vol. 55. № 6. P. 547–572. https://doi.org/10.1007/s11423-007-9043-8
9. Чувгунова О.А., Костромина С.Н. Особенности информационно-коммуникативной компетентности преподавателей СПбГУ // Ананьевские чтения-2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. СПб.: Скифия-Принт, 2014. С. 201–202
10. Горбунова Л.Н., Лаврентьева И.В., Цвелюх И.П. Модель повышения квалификации педагогов с сопутствующим обучением информационно-коммуникационным технологиям // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 117–121
11. Tondeur J., van Braak J., Siddiq F., Scherer R. Time for a new approach to prepare future teachers for educational technology use: Its meaning and measurement // Computer and education. 2016. Vol. 94. P. 134–150. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2015.11.009
Рецензия
Для цитирования:
Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие. Открытое образование. 2019;23(3):49-61. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-49-61
For citation:
Chuvgunova O.A. ICT-competence of university lecturers: diagnostics and development. Open Education. 2019;23(3):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-49-61