Анализ ИКТ-образования в Азербайджане: современное состояние, зарубежный опыт, проблемы и перспективы
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-50-60
Аннотация
Цель исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций для совершенствования образовательных учебных программ ИКТ-специальностей, преподаваемых студентам в вузах Азербайджанской Республики.
Актуальность проблем, изложенных в настоящей статье, определяется неотложностью перехода к модернизации национальной системы образования и ее интеграции в глобальное и мировое образовательное пространство, требованиями создания информационного общества в Азербайджане.
Современному обществу нужны квалифицированные кадры, владеющие новыми информационными технологиями, и умеющие применять их в различных сферах деятельности. Поэтому, необходим процесс модернизации системы ИКТ-образования, учебные программы должны соответствовать мировым стандартам и профилю специализации.
Материалы и методы исследования. В статье дается сравнительный анализ высшего профессионального ИКТ-образования в развитых странах мира, показываются сходства и различия образовательных систем США, европейских стран, России и Азербайджана, анализируются тенденции и особенности систем образования развитых стран, представлен список востребованных сегодня и на ближайшую перспективу ИТ-специальностей. В статье также изложены проблемы, стоящие перед высшими учебными заведениями, готовящими специалистов ИТ-профиля. В качестве материалов исследования используются:
- директивные документы руководящих органов Азербайджанской Республики в сфере высшего профессионального образования;
- учебные программы ИКТ-специальностей вузов Азербайджанской Республики;
- учебные программы ИКТ-специальностей ведущих зарубежных университетов;
- научные работы отечественных и зарубежных авторов в области ИКТ-образования;
- рекомендации международных организаций ACM (The Association for Computing Machinery) и IEEE (The Institute of Electrical and Electronics Engineers) по разработке учебных программ различных направлений ИТ-профиля.
Результаты. С учетом проведенного анализа учебных программ ИТ-профиля зарубежных вузов, рекомендаций международных организаций стандартизации, мониторинга рынка труда, разработаны методические рекомендации для совершенствования ИКТ-образования в Азербайджане. Показана необходимость модернизации системы образования и приведения ее в соответствие с современными требованиями.
Заключение. В современных условиях становления информационного общества в Азербайджане образовательная программа вуза должна учитывать результаты мониторинга рынка труда и динамики макроэкономических изменений, исчезновение старых и появление новых видов деятельности, связанных с применением ИКТ. Поэтому, важной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов в республике, способных использовать и внедрять передовые разработки информационных технологий на практике.
Изложенные в статье рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов для совершенствования образовательных программ ИКТ-специальностей Азербайджана.
Об авторах
Ф. Т. АгаевАзербайджан
Фирудин Тарлан оглы Агаев – кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом
Баку
Г. А. Мамедова
Азербайджан
Гюляра Абас гызы Мамедова – старший научный сотрудник
Баку
Р. Т. Меликова
Азербайджан
Рена Тофик гызы Меликова – старший научный сотрудник
Баку
Список литературы
1. Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской республике», утвержденная распоряжением Президента Азербайджанской республики от 24 октября 2013 года.
2. Керимли Ф. Болонская система и развитие высшего образования Азербайджана // Научный диалог: Педагогика. 2013. № 2(14). С. 22–32.
3. Джуринский А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире. М.: Педагогика, 2004. 189 с.
4. Levin J. S., Beach J., & Kisker C. Educational attainment skewed in California Community Colleges? // Community College Journal of Research and Practice. 2009. № 33 (3–4). С. 256–269.
5. Levin J. The revised institution: The community college mission at the end of the twentieth century // Community College Review. 2000. №28(2). С. 1–25.
6. Jarvis P. Globalization, the Learning Society and Comparative Education // Comparative Education. 2000. № 36 (3). С. 346.
7. Marginson S. Dynamics of national and global competition in higher education // Higher Education. 2006. № 52. С. 1–39.
8. Featherstone M. (Ed.) Global culture: Nationalism, globalization and modernity. Newbury Park: Sage Publications. С. 295–310.
9. Nelson R. The market economy and the scientific commons // Research Policy. 2004. № 33. С. 455–471.
10. Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: “Горячая линия – Телеком”, 2005. 176 с.
11. Information Technology 2008 (IT2008). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.acm.org//education/curricula/IT2008%20Curriculum.pdf.
12. Information Systems 2010 (IS2010). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.acm.org/education/curricula/IS%202010%20ACM%20final.pdf.
13. CS2013 — Computer Science 2013: Curriculum Guidelines for Undergraduate Programs in Computer Science. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.acm.org/education/CS2013final-report.pdf.
14. SE2014 — Software Engineering Curriculum Guideline. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.acm.org/education/se2014.pdf .
15. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge. Version 3.0 (SWEBOK.v3). A Project of the IEEE Computer Society. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.computer.org/portal/web/swebok.
16. Герова Н.В. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры для студентов в области изучения информатики и ИКТ // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 94–98.
17. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. Под. ред. А.Н. Козырина. М.: Academia, 2007. 432 c.
18. «America 2000»: A National Education Strategy. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.capenet.org/pdf/Outlook171.pdf.
19. Ляшенко Е. Е., Формирование человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования. М.: МосГУ, 2012.
20. Гузаиров М.Б., Гаянова М.М., Козырева В.А., Сравнительный анализ образовательных программ в области информатики в университетах США и России. Уфа: УГАТУ, 2010. № 4 (39). С. 166–174.
21. Обзоры системы высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования Германии. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/157128.html.
22. ABET, Criteria for accrediting engineering program. October, 20, 2017. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.abet.org/wp-content/uploads/2018/02/E001-18-19-EACCriteria-11-29-17.pdf
23. Handbook for National Monitoring Committees. 2009. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.feani.org
24. Berkeley Academic Guide [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://guide.berkeley.edu/undergraduate/degree-programs
25. The Future of Jobs Report 2018 Centre for the New Economy and Society World Economic Forum [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf
26. Tomas U. Ganiron Jr., Evaluation of Engineering Programs towards Global Accreditation // World Scientific News. 2016. №59. С. 97–108.
Рецензия
Для цитирования:
Агаев Ф.Т., Мамедова Г.А., Меликова Р.Т. Анализ ИКТ-образования в Азербайджане: современное состояние, зарубежный опыт, проблемы и перспективы. Открытое образование. 2019;23(2):50-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-50-60
For citation:
Agayev F.T., Mammadova G.A., Melikova R.T. Analysis of ICT education in Azerbaijan: current state, foreign experience, problems and prospects. Open Education. 2019;23(2):50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-50-60