Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Модель готовности к научно- исследовательской деятельности студентов педагогического вуза и учителей образовательных учреждений

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-4-13

Аннотация

Работа посвящена рассмотрению проблемы поиска подходов к оценке уровня сформированости готовности учителей к научно-исследовательской деятельности, как одного из важных компонентов их профессиональной практики. Признание значимости рассматриваемого явления в образовательной сфере и осознание того, что система педагогического сопровождения исследовательской деятельности будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях, а учителей в системе повышения их квалификации в определенной степени устарели, требуют их существенного обновления. B связи с этим актуальными становятся проблемы поиска подходов к исследованию способов формирования готовности учителей к научно-исследовательской деятельности, что вызывает необходимость построения самой модели подобной готовности.

Цель исследования. Целью работы является анализ состояния и разработка модели готовности к научно-исследовательской деятельности студентов педагогического высшего учебного заведения и учителей образовательных учреждений.

Материалы и методы. Основными методами исследования является теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, тестирование учителей общеобразовательных учреждений, бакалавров и магистров, обучающихся в педагогическом университете, методы математической обработки статистических данных.

Средством исследования поставленной проблемы является критериальный анкетно-тестовый инструментарий, позволяющий выявить корреляционные зависимости между показателями компонентов готовности к научно-исследовательской деятельности и уровнями ее сформированности.

Результаты. Исследование было проведено на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева с участием бакалавров и магистров, а также учителей общеобразовательных учреждений.

Проведенный анализ состояния проблемы научно-исследовательской деятельности в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе и учителей образовательных учреждений на основе анкетного и тестового диагностируемого инструментария выявил корреляционные зависимости между показателями четырех компонент в структуре готовности студентов к НИР (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного) и уровнями этой готовности (ученика, исполнителя-практика, исполнителя-теоретика, руководителя исследования).

Заключение. Полученные зависимости и данные исследования позволили сформировать модель готовности к научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза и учителей образовательных учреждений, описав степень сформированности каждого компонента на каждом уровне.

Материалы статьи могут быть полезными для организации компьютерной диагностики рассматриваемой готовности. Такая диагностика позволит не только автоматизировано выявить уровень готовности к НИР, но выдать рекомендации по развитию той или иной характеристики, показать, насколько респондент приближен к следующему уровню и что ему необходимо сделать для этого. 

Об авторах

Д. А. Бархатова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Дарья Александровна Бархатова  – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



П. С. Ломаско
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Павел Сергеевич Ломаско – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Н. И. Пак
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Николай Инсебович Пак – доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Список литературы

1. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности, утв. Минэкономразвития России, 24.06.2017. [Электрон. ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/programma-populjarizatsii-nauchnoi-nauchno-tekhnicheskoi-i-innovatsionnoi-dejatelnosti-utv-minekonomrazvitija/ (дата обращения: 29.04.2019)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электрон. ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 31.04.2019).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). [Электрон. ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 31.04.2019).

4. Шадчин И.В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Электрон. ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 170–173. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2276/ (дата обращения: 28.04.2019).

5. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. 2004. № 3. С. 35–43.

6. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Издтельство Казанского университета, 1990. 240 с.

7. Федорова Г.А. Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в условиях информатизации образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 7. С. 212–219

8. Adey P. A model for the professional development of teachers of thinking // Thinking Skills and Creativity. 2006. Vol. 1. Iss. 1. P. 49–56. DOI: 10.1002/jocb.20

9. Baltusite R., Katane I. The structure model of the pedagogy students’ readiness for profetional activities in the educational environments // Rural Environ. Educ. Personal. 2014. 29–41 pp.

10. Kocor M. Teachers’ professional competences in theory and practice // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. № 7 (2). P. 175–187.

11. Baimukhambetova B.S., Nauryzbaevna E.K., Li E.D. et al. Preparation of Students of Pedagogical Universities to Guide the Project-Research Activity of Pupils // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2177–2185.

12. Чураева Е.П. Научно-исследовательская компетентность филолога в педагогической деятельности // Вектор науки ТГУ. 2013. № 4 (26) С. 300–303.

13. Федорова М.А., Завьялов А.М. Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2014. №1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-gotovnosti-studentov-tehnicheskogo-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.05.2019).

14. Дубовицкая Т.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 73.

15. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.

16. Шелковникова Н.В. Научно-исследовательская работа студентов на младших курсах аграрных вузов как фактор развития внутренней учебной мотивации [Электрон. ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 4. С. 52– 60. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=82 (дата обращения: 09.06.2019).

17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Экспресс-диагностика организаторских способностей. В кн.: Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 272–273.

18. Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. С. 48.

19. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. / А.В. Карпов // Психологический Журнал. 2003. № 5. С. 45–57.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

21. Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских Ю.Г. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования: уч. пособие для вузов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008. 84 c.


Рецензия

Для цитирования:


Бархатова Д.А., Ломаско П.С., Пак Н.И. Модель готовности к научно- исследовательской деятельности студентов педагогического вуза и учителей образовательных учреждений. Открытое образование. 2019;23(3):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-4-13

For citation:


Barkhatova D.A., Lomasko P.S., Pak N.I. A model of readiness for research activity of students of pedagogical high school and teachers of educational institutions. Open Education. 2019;23(3):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-4-13

Просмотров: 897


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)