Гибкие программы для дистанционного повышения квалификации инженеров-конструкторов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с помощью технологий электронного обучения. Авторы используют подход, в соответствии с которым качественные изменения в результатах дистанционного обучения в большей мере связаны с организационно-методическими новациями и совершенствованием его содержания, а не развитием информационных технологий. Приводится краткий обзор литературы, посвященным вопросам электронного обучения, дается анализ успешных онлайн-курсов, в которых видны новые возможности повышения их результативности за счет использования организационно-методических новаций. Выделены задачи, решение которых позволит повысить эффективность электронного обучения. Определены основные недостатки программ дополнительного профессионального образования, которые характерны как для традиционных, так и для дистанционных форм их реализации. Предложено авторское определение понятия гибкости образовательных программ и сформулированы основные требования к гибким программам обучения, а также новые возможности, которые они создают для обучаемых. Основное внимание авторов сфокусировано на подходе к разработке гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения квалификации инженеров-конструкторов. В статье представлено компетентностное описание содержания программы дополнительного профессионального образования в виде трех-пакетной структуры электронных обучающих ресурсов с встроенным в них виртуальным практикумом. Сделан сравнительный анализ трех пакетов электронных образовательных ресурсов, в котором показаны их различия и возможности их использования в учебной работе, а также приведены критерии, которые использовались для формирования каждого учебного пакета. Обосновывается соответствие предложенного подхода требованиям гибкости образовательной программы. На основе графической модели подробно рассматривается процесс учебной работы с трех-пакетным содержанием, предназначенным для повышения квалификации молодых инженеров. Выделены особенности учебной работы, реализующиеся в форме индивидуальной траектории овладения профессиональными компетенциями, которые появляются благодаря гибкой программе обучения. Представлено описание процесса формирования индивидуальной траектории дистанционного обучения и условий работы в виртуальном практикуме. Указаны количественные критерии успешного прохождения разделов программы дистанционного обучения. На основе анализа опыта реализации гибкой трех-пакетной программа дистанционного повышения квалификации сделаны выводы о том, что она позволяет устранить или минимизировать выявленные недостатки большинства программ дополнительного профессионального образования. Действенность выделенных способов устранения недостатков в программах дополнительного профессионального образования подтверждена в опыте реализации гибкой программы дистанционного повышения квалификации для инженеров-конструкторов. Показано, что благодаря гибкости трех-пакетной программы обучения слушатели легко адаптируют ее содержание под свои индивидуальные потребности в повышении квалификации. В целом авторами представлена модель организации дистанционного повышения квалификации, которая за счет своей гибкости может обеспечить профессиональный рост инженеров-конструкторов с разным уровнем специальной подготовки и опытом работы. В заключении сделан вывод о необходимости гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения эффективности непрерывного развития профессионализма специалистов, работающих в высокотехнологичных отраслях.

Об авторах

Александр Петрович Исаев
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Россия
профессор кафедры «Системы управления энергетикой и промышленными предприятиями» УрФУ.


Леонид Валерьевич Плотников
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Россия
Доцент кафедры "Турбины и двигатели" УрФУ.


Список литературы

1. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students’ independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 8. P. 1743-1751.

2. Baltos G.C., Chomata F.S., Vidakis I.G., Balodis J. Modern learning and training tools which can be properly adapted and designed to reinforce specialized courses on effective crisis management // Journal of Educational and Social Research. 2018. Vol. 8, № 3. P. 27-35.

3. Solórzano-García M., Navío-Marco J. Developing social entrepreneurs through distance education: The value of commitment and interactivity with the learning community // International Journal of Mobile Learning and Organisation. 2019. Vol. 13, № 1. P. 30-50.

4. Нечаев М.П. Профессиональная переподготовка руководителей образовательных организаций в системе электронного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 5-10.

5. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D., Parida R., Rosner R., Sindhi S. Online Education: Worldwide Status, Challenges, Trends, and Implications // Journal of Global Information Technology Management. 2018. Vol. 21, № 4. P. 233-241.

6. Khanna P. A conceptual framework for achieving good governance at open and distance learning institutions // Open Learning. 2017. Vol. 32, № 1. P. 21-35.

7. Samigulina G.A., Shayakhmetova A.S. Smart-system of distance learning of visually impaired people based on approaches of artificial intelligence // Open Engineering. 2016. Vol. 6, № 1. P. 359-366.

8. Cinquin P.-A., Guitton P., Sauzéon H. Online e-learning and cognitive disabilities: A systematic review // Computers and Education. 2019. Vol. 130. P. 152-167.

9. Park S., Yun H. Relationships between motivational strategies and cognitive learning in distance education courses // Distance Education. 2017. Vol. 38, № 3. P. 302-320.

10. Zheng Y., Wang J., Doll W., Deng X., Williams M. The impact of organisational support, technical support, and self-efficacy on faculty perceived benefits of using learning management system // Behaviour and Information Technology. 2018. Vol. 37, № 4. P. 311-319.

11. Хафизова Н.Ю. Информационная образовательная среда организации дополнительного профессионального образования как средство повышения уровня профессионализма слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 78-83.

12. Abildinovaa G.M., Alzhanova A.K., Ospanovab N.N., Taybaldievac Z., Baigojanovaa D.S., Pashovkina N.O. Developing a mobile application "educational process remote management system" on the android operating system // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 12. P. 5128-5145.

13. Harichandran R.S., Erdil N.O., Carnasciali M.-I., Nocito-Gobel J., Li C. Developing an entrepreneurial mindset in engineering students using integrated e-learning module // Advances in Engineering Education. 2018. Vol. 7, № 1. Р. 16-26.

14. Sit S.M., Brudzinski M.R. Creation and Assessment of an Active e-Learning Introductory Geology Course // Journal of Science Education and Technology. 2017. Vol. 26, № 6. P. 629-645.

15. Trede F., Mahinroosta R. Strengthening educational partnerships: An online preparation program for engineering partners // International Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 34, № 5. P. 1569-1580.

16. Lebedev A.A. Individualization of education via distance learning technologies: Models, stages, forms, components // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10, № 1. P. 1631-1645.

17. Виндекер О.С., Голендухина Е.А., Клименских М.В., Корепина Н.А., Шека А.С. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 41-47.

18. Blayone T.J.B., vanOostveen R., Barber W., DiGiuseppe M., Childs E. Democratizing digital learning: theorizing the fully online learning community model // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. Vol. 14, № 1. Article number 13.

19. Roszak M., Kolodziejczak B., Kowalewski W., Ren-Kurc A. Implementation of e-learning portal for academic education and lifelong learning // International Journal of Continuing Engineering Education and Life-Long Learning. 2016. Vol. 26, № 2. P. 135-152.

20. Фарино К.С., Сидорик В.В., Стрелкова И.Б. Апробация моделей электронных учебно-методических комплексов в системе дополнительного образования взрослых при дистанционном обучении // Проблемы современной науки. 2013. № 10-1. С. 154-161.

21. Ivashchenko M.G., Kozyrev V. Hybridization methods of traditional and distance learning as the basis for modern approaches to organization of educational processes // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Vol. 11, № 8. P. 5725-5727.

22. Tretsiakova-McNally S., Maranne E., Verbecke F., Molkov V. Mixed e-learning and virtual reality pedagogical approach for innovative hydrogen safety training of first responders // International Journal of Hydrogen Energy. 2017. Vol. 42, № 11. P. 7504-7512.

23. Методология проектной деятельности инженера-конструктора: Учебное пособие / А.П. Исаев [и др.]; под ред. А.П. Исаева, Л.В. Плотникова, Н.И. Фомина. Москва: Изд-во Юрайт, 2018. 211 с.


Дополнительные файлы

1. Рисунок-схема
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (329KB)    
Метаданные

Для цитирования: Исаев А.П., Плотников Л.В. Гибкие программы для дистанционного повышения квалификации инженеров-конструкторов. Открытое образование. 2019;23(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-

For citation: ., . . Open Education. 2019;23(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-

Просмотров: 17

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)