Preview

Open Education

Advanced search

Гибкие программы для дистанционного повышения квалификации инженеров-конструкторов

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-

Abstract

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с помощью технологий электронного обучения. Авторы используют подход, в соответствии с которым качественные изменения в результатах дистанционного обучения в большей мере связаны с организационно-методическими новациями и совершенствованием его содержания, а не развитием информационных технологий. Приводится краткий обзор литературы, посвященным вопросам электронного обучения, дается анализ успешных онлайн-курсов, в которых видны новые возможности повышения их результативности за счет использования организационно-методических новаций. Выделены задачи, решение которых позволит повысить эффективность электронного обучения. Определены основные недостатки программ дополнительного профессионального образования, которые характерны как для традиционных, так и для дистанционных форм их реализации. Предложено авторское определение понятия гибкости образовательных программ и сформулированы основные требования к гибким программам обучения, а также новые возможности, которые они создают для обучаемых. Основное внимание авторов сфокусировано на подходе к разработке гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения квалификации инженеров-конструкторов. В статье представлено компетентностное описание содержания программы дополнительного профессионального образования в виде трех-пакетной структуры электронных обучающих ресурсов с встроенным в них виртуальным практикумом. Сделан сравнительный анализ трех пакетов электронных образовательных ресурсов, в котором показаны их различия и возможности их использования в учебной работе, а также приведены критерии, которые использовались для формирования каждого учебного пакета. Обосновывается соответствие предложенного подхода требованиям гибкости образовательной программы. На основе графической модели подробно рассматривается процесс учебной работы с трех-пакетным содержанием, предназначенным для повышения квалификации молодых инженеров. Выделены особенности учебной работы, реализующиеся в форме индивидуальной траектории овладения профессиональными компетенциями, которые появляются благодаря гибкой программе обучения. Представлено описание процесса формирования индивидуальной траектории дистанционного обучения и условий работы в виртуальном практикуме. Указаны количественные критерии успешного прохождения разделов программы дистанционного обучения. На основе анализа опыта реализации гибкой трех-пакетной программа дистанционного повышения квалификации сделаны выводы о том, что она позволяет устранить или минимизировать выявленные недостатки большинства программ дополнительного профессионального образования. Действенность выделенных способов устранения недостатков в программах дополнительного профессионального образования подтверждена в опыте реализации гибкой программы дистанционного повышения квалификации для инженеров-конструкторов. Показано, что благодаря гибкости трех-пакетной программы обучения слушатели легко адаптируют ее содержание под свои индивидуальные потребности в повышении квалификации. В целом авторами представлена модель организации дистанционного повышения квалификации, которая за счет своей гибкости может обеспечить профессиональный рост инженеров-конструкторов с разным уровнем специальной подготовки и опытом работы. В заключении сделан вывод о необходимости гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения эффективности непрерывного развития профессионализма специалистов, работающих в высокотехнологичных отраслях.

About the Authors

Александр Исаев
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Russian Federation


Леонид Плотников
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Russian Federation


References

1. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students’ independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 8. P. 1743-1751.

2. Baltos G.C., Chomata F.S., Vidakis I.G., Balodis J. Modern learning and training tools which can be properly adapted and designed to reinforce specialized courses on effective crisis management // Journal of Educational and Social Research. 2018. Vol. 8, № 3. P. 27-35.

3. Solórzano-García M., Navío-Marco J. Developing social entrepreneurs through distance education: The value of commitment and interactivity with the learning community // International Journal of Mobile Learning and Organisation. 2019. Vol. 13, № 1. P. 30-50.

4. Nechaev M.P. Professional retraining of heads of educational organizations in the e-learning system. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov = Scientific support of staff development system. 2017; 4(33): 5-10. (In Russ.)

5. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D., Parida R., Rosner R., Sindhi S. Online Education: Worldwide Status, Challenges, Trends, and Implications // Journal of Global Information Technology Management. 2018. Vol. 21, № 4. P. 233-241.

6. Khanna P. A conceptual framework for achieving good governance at open and distance learning institutions // Open Learning. 2017. Vol. 32, № 1. P. 21-35.

7. Samigulina G.A., Shayakhmetova A.S. Smart-system of distance learning of visually impaired people based on approaches of artificial intelligence // Open Engineering. 2016. Vol. 6, № 1. P. 359-366.

8. Cinquin P.-A., Guitton P., Sauzéon H. Online e-learning and cognitive disabilities: A systematic review // Computers and Education. 2019. Vol. 130. P. 152-167.

9. Park S., Yun H. Relationships between motivational strategies and cognitive learning in distance education courses // Distance Education. 2017. Vol. 38, № 3. P. 302-320.

10. Zheng Y., Wang J., Doll W., Deng X., Williams M. The impact of organisational support, technical support, and self-efficacy on faculty perceived benefits of using learning management system // Behaviour and Information Technology. 2018. Vol. 37, № 4. P. 311-319.

11. Khafizova N.Yu. Information educational environment of the organization of additional professional education as a means of improving the level of professionalism of students // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov = Scientific support of staff development system. 2018; 1(34): 78-83. (In Russ.)

12. Abildinovaa G.M., Alzhanova A.K., Ospanovab N.N., Taybaldievac Z., Baigojanovaa D.S., Pashovkina N.O. Developing a mobile application "educational process remote management system" on the android operating system // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 12. P. 5128-5145.

13. Harichandran R.S., Erdil N.O., Carnasciali M.-I., Nocito-Gobel J., Li C. Developing an entrepreneurial mindset in engineering students using integrated e-learning module // Advances in Engineering Education. 2018. Vol. 7, № 1. Р. 16-26.

14. Sit S.M., Brudzinski M.R. Creation and Assessment of an Active e-Learning Introductory Geology Course // Journal of Science Education and Technology. 2017. Vol. 26, № 6. P. 629-645.

15. Trede F., Mahinroosta R. Strengthening educational partnerships: An online preparation program for engineering partners // International Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 34, № 5. P. 1569-1580.

16. Lebedev A.A. Individualization of education via distance learning technologies: Models, stages, forms, components // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10, № 1. P. 1631-1645.

17. Windecker O.S., Golenduhina E.A., Klymenskikh M.V., Korepin N.A., Sheka A.S. On the issue of the effectiveness of distance learning: a study of ideas // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia. 2017; 10: 41-47. (In Russ.)

18. Blayone T.J.B., vanOostveen R., Barber W., DiGiuseppe M., Childs E. Democratizing digital learning: theorizing the fully online learning community model // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. Vol. 14, № 1. Article number 13.

19. Roszak M., Kolodziejczak B., Kowalewski W., Ren-Kurc A. Implementation of e-learning portal for academic education and lifelong learning // International Journal of Continuing Engineering Education and Life-Long Learning. 2016. Vol. 26, № 2. P. 135-152.

20. Farino K.S., Sidorik V.V., Strelkova I.B. Approbation of models of electronic educational and methodical complexes in the system of additional education for adults with distance learning // Problemy sovremennoj nauki = Problems of modern science. 2013; 10-1: 154-161. (In Russ.)

21. Ivashchenko M.G., Kozyrev V. Hybridization methods of traditional and distance learning as the basis for modern approaches to organization of educational processes // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Vol. 11, № 8. P. 5725-5727.

22. Tretsiakova-McNally S., Maranne E., Verbecke F., Molkov V. Mixed e-learning and virtual reality pedagogical approach for innovative hydrogen safety training of first responders // International Journal of Hydrogen Energy. 2017. Vol. 42, № 11. P. 7504-7512.

23. Design Engineer's Design Methodology: Tutorial / A.P. Isaev [et al.]; by ed. A.P. Isaev, L.V. Plotnikov, N.I. Fomin. Moscow: Yurayt publishing house. 2018. 211 р. (In Russ.)


Supplementary files

1. Рисунок-схема
Subject
Type Исследовательские инструменты
View (329KB)    
Indexing metadata ▾

Review

For citations:


 ,   . Open Education. 2019;23(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3-

Views: 777


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)