Трансформация образования в условиях цифровизации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22

Полный текст:


Аннотация

Целью исследования является проведение анализа современных тенденций в сфере образования в условиях цифровизации. В сложивших современных экономических и технологических условиях требуются новые современные подходы к освоению ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечению массовой цифровой грамотности специалистов и персонализации образовательного процесса. Для реализации указанной цели 28 мая 2019 года утвержден паспорт Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В соответствии с целевыми индикаторами Проекта к 2024 году должны пройти обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности; 120 тысяч человек должно быть принято на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий; создано до 8 программ высшего образования в интересах цифровой экономики. Задача Исследования – установить, насколько поставленные цели реализуемы.

Материалы и методы. С целью описания текущей ситуации использованы методы описательной статистики. Приведен анализ информации, собранной в ходе социологического опроса, организованного и проведенного ППС кафедры статистики совместно с АНО «Совет по вопросам управления и развития» при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы. Для наглядного представления данных применены методы визуализации данных. Обработка данных осуществлялась с применением MS Excel и пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics.

Результаты. Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в сфере образования. Выявленные тенденции доказали необходимость повышения качества образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Результаты исследования демонстрируют о востребованности на рынке труда специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями. Мировые рейтинги свидетельствуют о невысоких позициях России по уровню привлечения специалистов, обладающих указанными навыками.

Заключение. Вместе с тем, реализуемые государством программы в сфере образования позволят выстроить качественную систему образования на всех уровнях, включая и поддержку талантливой молодежи в математике и информатике, и подготовку высококвалифицированных кадров, соответствующих новым требованиям цифровой экономики, а также программ переподготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным профессиям. Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».


Об авторах

E. Н. Клочкова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Елена Николаевна Клочкова - к.э.н., доцент, доцент кафедры статистики

Москва


Н. А. Садовникова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Наталья Алексеевна Садовникова - д.э.н., профессор кафедры статистики

Москва


Список литературы

1. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования», апрель 2018 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://conf.hse.ru/data/2018/04/19/1150471656/Doklad_obrazovanie_Web.pdf

2. Махова О.А., Карманов М.В., Аракелян С.М. Статистика как инструмент циф- ровизации // В сборнике: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады. Под общ. ред. Н.А. Садовниковой. Москва, 2018. С. 174–178.

3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам // Научный редактор: Южаков В.Н. М.: РАНХиГС, 2018. 87 с.

4. Синягина Н.Ю., Артамонова Е.Г. Цифровизация образования: определяем приоритеты // Образование личности. 2018. № 3. С. 10.

5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9)

6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”».

7. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

8. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. и др. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник М.: НИУ ВШЭ, 2018.

9. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

10. Александрова О.А., Токсанбаева М.С., Ярашаева А.В. и др. Проблемы трудоустройства слабозащитных слоев населения в Москве. Под ред. А.В. Ярашаевой. АНО «Совет по вопросам управления и развития». М.: Акварель, 2017. 252 с.

11. Притчина Л.С. Цифровизация и новое экономическое образование. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 120–122.

12. Литвак Н.В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура. Наука. Культура. Общество. 2018. № 2–3. С. 156–163.

13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/

14. Садовникова Н.А. и др. Статистика: учебник для академического бакалавриата. Под ред. В.Г. Минашкина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 448 с.

15. Единая межведомственная информационно – статистическая система (ЕМИСС). [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.fedstat.ru

16. Логинова С.Л. Цифровизация высшего образования: основные противоречия // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 104–107

17. Румянцева И.А., Малахов К.А. О некоторых вопросах подготовки специалистов для цифровой экономики // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 333–335

18. Николаенко М.Н. Цифровизация образования: перспективы и проблемы // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С. 599–602.

19. Кислова И.И., Роншина Е.С., Стегостенко Ю.Б. Цифровизация. вызовы для образования // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 157–159.

20. The Global Talent Competitiveness Index 2018. Diversity for Competitiveness. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/GTCI-2018-report.pdf

21. Жаркенов А.К. Цифровизация как условие обновления содержания образования // Педагогическая наука и практика. 2018. № 3 (21). С. 27–31.

22. Карманов М.В., Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78–83.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Клочкова E.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровизации. Открытое образование. 2019;23(4):13-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22

For citation: Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. Transformation of education in the conditions of digitalization. Open Education. 2019;23(4):13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22

Просмотров: 44

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)