Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Интеграция региональных инновационных площадок посредством развития межуровневого сетевого взаимодействия

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68

Аннотация

Цель исследования. Инновационные площадки как институт развития инновационной деятельности в сфере образования являются технологичной основой для формирования региональной инновационно-образовательной сети. Действенным инструментом при этом выступает разработка и использование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций. Цель заключается в описании разработки региональной модели межуровневого сетевого взаимодействия образовательных организаций и результатов ее апробации по распространению опыта создания инновационных образовательных ресурсов и развития цифровых образовательных профессиональных сообществ. В статье рассмотрены основные проблемы развития и повышения качества образования всех видов и уровней с использованием современных информационных технологий в процессе перехода к цифровизации российского образования.

Материалы и методы. Использованы методы анализа и сопоставления отечественной и зарубежной теории развития системы образования. На основе изучения модели инновационной педагогики как средства адаптации системы образования к новым вызовам XXI века выявлены эффективные методы совершенствования современной системы регионального образования посредством межуровневой интеграции в рамках реализации инновационных проектов и программ с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для исследования результативности внедрения модели сетевого взаимодействия использованы результаты анкетирования участников сетевого профессионального сообщества региональных инновационных образовательных площадок.

Результаты исследования. Исследование показало, что использование цифровых технологий, в частности, при создании новых сетевых ресурсов взаимодействия региональных инновационных площадок, оказывает положительное влияние на уровень и качество реализации инновационных проектов и программ. Представлена модель организации сетевого взаимодействия региональных инновационных образовательных площадок, которая показывает, что в большей степени она способствует раскрытию творческого потенциала коллективов образовательных организаций, расположенных в сельских территориях. Повышается уровень вовлеченности и мотивации всех участников сообщества к постановке и достижению цели, поиску коллективного решения и разработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в оперативном режиме коммуникации. Отмечено положительное эмоциональное влияние сетевого взаимодействия на продуктивность и качество работы, настрой педагогов. Выделен ряд проблемных зон в процессе формирования инновационных площадок, устранение которых будет способствовать повышению эффективности процесса цифровизации в образовании.

Заключение. Весомый вклад в развитие региональной системы образования вносит деятельность инновационных площадок, создаваемых с целью апробации и дальнейшего распространения успешного передового педагогического опыта в регионе. Предложенная модель сетевого взаимодействия региональных инновационных площадок показывает возможность преодоления различий в условиях субъектов образования к объединению в цифровые профессиональные сообщества и способствует внедрению опыта успешных инновационных педагогических практик. Полученные результаты исследования могут быть полезны для институтов развития образования на региональном уровне управления поддержки и развития межсетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Об авторах

О. В. Поташева
Институт экономики Карельского научного центра, РАН
Россия

Ольга Вячеславовна Поташева

Петрозаводск


М. В. Кузьменко
Петрозаводский государственный университет
Россия

Мария Викторовна Кузьменко - кандидат экономических наук.

Петрозаводск



М. И. Плутова
Уральский государственный экономический университет
Россия

Мария Игоревна Плутова - кандидат экономических наук.

Екатеринбург


Список литературы

1. Fullan M. Commentary: The new pedagogy: Students and teachers as learning partners // Learning landscapes. 2013. 6. №. 2. Р. 23—29. URL: https://michaelfullan.ca/wp-content/uploads/2013/07/13 -Landscapes-New-Pedagogy.pdf (дата обращения: 21.09.2019).

2. Kozma R.B., Vota W.S. (2014) ICT in Developing Countries: Policies, Implementation, and Impact. In: Spector J., Merrill M., Elen J., Bishop M. (eds). Handbook of Research on Educational Communications and Technology. Springer, New York, NY. DOI: 10.1007/978-1-4614-3185-5 72.

3. Заир-Бек С.И., Зинюхина Е.В., Косарец-кий С.Г., Мерцалова Т.А. Межрегиональная дифференциация развития школьного образования // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL: https://goo-gl.su/7CbC0KR (дата обращения: 11.05.2019).

4. Avidov-Ungar O., Forkosh-Baruch A. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education. 2018. URL: https://www.learntechlib.org/p/202404/ (дата обращения: 12.03.2019).

5. Larson L.C., Northern Miller T. 21st Century Skills: Prepare Students for the Future // Kappa Delta Pi Record. 2011. № 47(3). P. 21-123. D0I:10.1080/00228958.2011.10516575

6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 25-45. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045

7. Mason J. Communities, networks, and education // Computer Networks and ISDN Systems. 1998. Т. 30. № 1-7. С. 583-586. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53009 (дата обращения: 11.03.2019).

8. Hew K.F., Hara N. Empirical study of motivators and barriers of teacher online knowledge sharing // Educational Technology Research and Development. 2007. Т. 55. № 6. С. 573-595. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31368469 (дата обращения: 11.03.2019).

9. Han S.Y., Hill S.R. Collaborate to learn, learn to collaborate: Examining the roles of context, community, and cognition in asynchronous discussion // Journal of Educational Computing Research. 2007. № 36 (1). P. 89-123. URL: http://www.learntechlib.org/p/69448/ (дата обращения: 21.05.2019) .

10. Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. C. 3-11 URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/49750396 (дата обращения: 21.03.2019).

11. Lazar J. Social considerations in online communities: usability, sociability, and success factors // In Cognition in the Digital World. Englewood Chiffs. NJ: Lawrence Earlbaum, 2002. P. 127-154. URL: https://www.researchgate.net/publication/228559621_Social_considerations_in_online_communities_Usability_sociability_and_success_factors (дата обращения: 12.09.2019).

12. Сапов А.М. Влияние интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества российских трейдеров (социологический анализ): дис. канд. социол. Новочеркасск: 2004. 156 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002740349.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

13. Моглан Д.В. Типы взаимодействий в образовательном сетевом сообществе // Вестник Самарского государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 145-151.

14. Preece J., Maloney-Krichmar D. Online communities: focusingonsociabilityandusability. 2003. URL: https://ru.scribd.com/document/210770686/Preece03-OnlineCommunities-HandbookChapt (дата обращения: 21.07.2019).

15. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://www.science-education.ru/106-7475 (дата обращения: 01.09.2019) .

16. Бордовская Н.В., Тулупьева Т.В., Ту-лупьев А.Л., Азаров А.А. Возможности электронной социальной сети в решении задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. № 4. С. 32-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28358088& (дата обращения: 14.08.2019).

17. Креховец Е.В. Социальный потенциал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых факторов. 2016. DOI: 1017323/1814-9545-2016-3-59-79 (дата обращения: 05.05.2019).

18. Креховец Е.В., Польдин О. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 121-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnye-seti-studentov-faktory-formirovaniyai-vliyanie-na-uchebu (дата обращения: 05.05.2019).

19. Панюкова С.В. Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-пар-тнерами. 2018. DOI: 10.17759/pse.2018230202 (дата обращения: 03.05.2019).

20. Суходимцева А.П. Сетевое сообщество педагогов как фактор развития детской научно-исследовательской деятельности // Сборник докладов международной конференции «Привлекательные инструменты для естественнонаучного образования». София, 2015. С. 91-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29844929 (дата обращения: 21.09.2019).

21. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Антишкольная культура и социальные сети школьников // Вопросы образования. 2013. № 2. C. 233-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/antishkolnaya-kultura-i-sotsialnye-seti-shkolnikov (дата обращения: 30.03.2019).

22. Александров Д.А., Иванюшина В., Симановский Д. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-183-201

23. Buffington M.L. Using the internet to develop students critical thinking skis and build online communities of teachers: a review of research with implications for museum education. 2004. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9032187 (дата обращения: 07.07.2019).

24. Ниматулаев И.М., Сурхаев М.А., Магомедов Р.М. Сетевое взаимодействие учителей как форма самостоятельного повышения квалификации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 132-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevoe-vzaimodeystvie-uchiteley-kak-forma-samostoyatelnogo-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 17.06.2019).

25. Путинцева Л.В. Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога // Гуманитарный вектор. 2015. № 1(41). С. 72-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-tehnologii-setevogo-vzaimodeystviya-dlya-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 11.07.2019).

26. Третьяк Т.М. Поддержка непрерывного профессионального роста педагога в рамках профессионального сетевого сообщества // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 110—113. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18781577_91651437.pdf (дата обращения: 11.07.2019) .

27. Гайсина С.В. Сетевое сообщество как форма обучения педагогов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронный научный журнал. 2012. № 4. С. 17—78. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1778.htm (дата обращения: 11.07.2019) .

28. Геркушенко Г.Г., Гончарова О.В., Гер-кушенко С.В. Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С. 54-59. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/94/54-59.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

29. Калинкина Е.Г. Сетевое сообщество как инструмент неформального образования педагога // Кронштадтская школьная лига. 2012. № 2. uRl: http://kronnmc.ru/journal/976/977/1511 (дата обращения: 11.07.2019).

30. Hester P.R. Online professional community for teachers: the intersection of shared virtual space? Professional interaction? And sense of belonging. 2003. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5436583 (дата обращения: 19.05.2019).

31. Круподерова Е.П. Сетевое педагогическое сообщество как платформа неформального повышения квалификации учителя // Сборник статей по материалам открытой всероссийской научно-практической интернет-конференции «Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества». Нижний Новгород, 2017. С. 88-92.

32. Щербакова А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. № 1 (58). C. 42-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-professionalnogo-masterstva-pedagoga-kak-vospitatelya-potentsial-setevyh-professionalnyh-soobschestv (дата обращения: 21.09.2019).

33. Иманова А.Н., Самуратова Р.Т. Методическая поддержка педагогов на основе сетевых профессиональных сообществ // Инновации в образовании: поиски и решения. Сборник материалов 11-ой международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. Екатеринбург, 2015. С. 220-222.

34. Sunwood M.K. Webs of support and engaged accountability: weaving community and making meaning of learning and teaching in an information age 2003. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5435959 (дата обращения: 11.07.2019).

35. Meletiou-Mavrotheris M. Online communities of practice as vehicles for teacher professional development. Teaching Mathematics Online: Emergent Technologies and Methodologies. 2011. С. 142-166. DOI: 10.4018/978-1-60960-875-0.ch007

36. Cochrane, T., Buchem, I., Camacho, M., Cronin, C., Gordon, A., & Keegan, H. Building global learning communities. Research in Learning Technology, 2013. 21. DOI: 10.3402/rlt.v21i0.21955

37. Wellman B., Dimitrova D., Salaff J., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. Computer Networks as Social Networks: Collaborative Work, Telework, and Virtual Community. 2003. Annual Review of Sociology. 22. 213-238. DOI: 10.1146/annurev.soc.22.1.213

38. Бельчусов А.А. Сетевые сообщества учителей и их роль в повышении эффективности дистанционных конкурсов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-2(71). С. 25-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevye-soobschestva-uchiteley-i-ih-rol-v-povyshenii-effektivnosti-distantsionnyh-konkursov (дата обращения:05.03.2019).

39. Белогубец Я.А., Ильина Д.С., Николаева В.В., Черепанова О.А. Актуальные аспекты формирования регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018, № 2(5). С. 16-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-aspekty-formirovaniya-regionalnogo-setevogo-ekspertnogo-soobschestva-v-sfere-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 21.07.2019).

40. Фурин А.Г., Манукянц С.В. Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных издержек в сфере образования // УЭкС. 2016. № 12 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-ploschadka-kak-institut-optimizatsii-transaktsionnyh-izderzhek-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 22.03.2019).

41. Игнатьева Е.Ю. Экспериментальная и инновационная деятельность в контексте менеджмента знаний образовательной организации // Вестник НовГУ. 2016. № 2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-i-innovatsionnaya-deyatelnost-v-kontekste-menedzhmenta-znaniy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 20.04.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Поташева О.В., Кузьменко М.В., Плутова М.И. Интеграция региональных инновационных площадок посредством развития межуровневого сетевого взаимодействия. Открытое образование. 2020;24(1):56-68. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68

For citation:


Potasheva O.V., Kuzmenko M.V., Plutova M.I. Integration of regional innovation platforms through inter-level networking. Open Education. 2020;24(1):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68

Просмотров: 553


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)