Интеграция региональных инновационных площадок посредством развития межуровневого сетевого взаимодействия
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68
Аннотация
Цель исследования. Инновационные площадки как институт развития инновационной деятельности в сфере образования являются технологичной основой для формирования региональной инновационно-образовательной сети. Действенным инструментом при этом выступает разработка и использование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций. Цель заключается в описании разработки региональной модели межуровневого сетевого взаимодействия образовательных организаций и результатов ее апробации по распространению опыта создания инновационных образовательных ресурсов и развития цифровых образовательных профессиональных сообществ. В статье рассмотрены основные проблемы развития и повышения качества образования всех видов и уровней с использованием современных информационных технологий в процессе перехода к цифровизации российского образования.
Материалы и методы. Использованы методы анализа и сопоставления отечественной и зарубежной теории развития системы образования. На основе изучения модели инновационной педагогики как средства адаптации системы образования к новым вызовам XXI века выявлены эффективные методы совершенствования современной системы регионального образования посредством межуровневой интеграции в рамках реализации инновационных проектов и программ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Для исследования результативности внедрения модели сетевого взаимодействия использованы результаты анкетирования участников сетевого профессионального сообщества региональных инновационных образовательных площадок.
Результаты исследования. Исследование показало, что использование цифровых технологий, в частности, при создании новых сетевых ресурсов взаимодействия региональных инновационных площадок, оказывает положительное влияние на уровень и качество реализации инновационных проектов и программ. Представлена модель организации сетевого взаимодействия региональных инновационных образовательных площадок, которая показывает, что в большей степени она способствует раскрытию творческого потенциала коллективов образовательных организаций, расположенных в сельских территориях. Повышается уровень вовлеченности и мотивации всех участников сообщества к постановке и достижению цели, поиску коллективного решения и разработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в оперативном режиме коммуникации. Отмечено положительное эмоциональное влияние сетевого взаимодействия на продуктивность и качество работы, настрой педагогов. Выделен ряд проблемных зон в процессе формирования инновационных площадок, устранение которых будет способствовать повышению эффективности процесса цифровизации в образовании.
Заключение. Весомый вклад в развитие региональной системы образования вносит деятельность инновационных площадок, создаваемых с целью апробации и дальнейшего распространения успешного передового педагогического опыта в регионе. Предложенная модель сетевого взаимодействия региональных инновационных площадок показывает возможность преодоления различий в условиях субъектов образования к объединению в цифровые профессиональные сообщества и способствует внедрению опыта успешных инновационных педагогических практик. Полученные результаты исследования могут быть полезны для институтов развития образования на региональном уровне управления поддержки и развития межсетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ПоташеваРоссия
Ольга Вячеславовна Поташева
ПетрозаводскМ. В. Кузьменко
Россия
Мария Викторовна Кузьменко - кандидат экономических наук.
Петрозаводск
М. И. Плутова
Россия
Мария Игоревна Плутова - кандидат экономических наук.
ЕкатеринбургСписок литературы
1. Fullan M. Commentary: The new pedagogy: Students and teachers as learning partners // Learning landscapes. 2013. 6. №. 2. Р. 23—29. URL: https://michaelfullan.ca/wp-content/uploads/2013/07/13 -Landscapes-New-Pedagogy.pdf (дата обращения: 21.09.2019).
2. Kozma R.B., Vota W.S. (2014) ICT in Developing Countries: Policies, Implementation, and Impact. In: Spector J., Merrill M., Elen J., Bishop M. (eds). Handbook of Research on Educational Communications and Technology. Springer, New York, NY. DOI: 10.1007/978-1-4614-3185-5 72.
3. Заир-Бек С.И., Зинюхина Е.В., Косарец-кий С.Г., Мерцалова Т.А. Межрегиональная дифференциация развития школьного образования // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL: https://goo-gl.su/7CbC0KR (дата обращения: 11.05.2019).
4. Avidov-Ungar O., Forkosh-Baruch A. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education. 2018. URL: https://www.learntechlib.org/p/202404/ (дата обращения: 12.03.2019).
5. Larson L.C., Northern Miller T. 21st Century Skills: Prepare Students for the Future // Kappa Delta Pi Record. 2011. № 47(3). P. 21-123. D0I:10.1080/00228958.2011.10516575
6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 25-45. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045
7. Mason J. Communities, networks, and education // Computer Networks and ISDN Systems. 1998. Т. 30. № 1-7. С. 583-586. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53009 (дата обращения: 11.03.2019).
8. Hew K.F., Hara N. Empirical study of motivators and barriers of teacher online knowledge sharing // Educational Technology Research and Development. 2007. Т. 55. № 6. С. 573-595. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31368469 (дата обращения: 11.03.2019).
9. Han S.Y., Hill S.R. Collaborate to learn, learn to collaborate: Examining the roles of context, community, and cognition in asynchronous discussion // Journal of Educational Computing Research. 2007. № 36 (1). P. 89-123. URL: http://www.learntechlib.org/p/69448/ (дата обращения: 21.05.2019) .
10. Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. C. 3-11 URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/49750396 (дата обращения: 21.03.2019).
11. Lazar J. Social considerations in online communities: usability, sociability, and success factors // In Cognition in the Digital World. Englewood Chiffs. NJ: Lawrence Earlbaum, 2002. P. 127-154. URL: https://www.researchgate.net/publication/228559621_Social_considerations_in_online_communities_Usability_sociability_and_success_factors (дата обращения: 12.09.2019).
12. Сапов А.М. Влияние интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества российских трейдеров (социологический анализ): дис. канд. социол. Новочеркасск: 2004. 156 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002740349.pdf (дата обращения: 05.02.2019).
13. Моглан Д.В. Типы взаимодействий в образовательном сетевом сообществе // Вестник Самарского государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 145-151.
14. Preece J., Maloney-Krichmar D. Online communities: focusingonsociabilityandusability. 2003. URL: https://ru.scribd.com/document/210770686/Preece03-OnlineCommunities-HandbookChapt (дата обращения: 21.07.2019).
15. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://www.science-education.ru/106-7475 (дата обращения: 01.09.2019) .
16. Бордовская Н.В., Тулупьева Т.В., Ту-лупьев А.Л., Азаров А.А. Возможности электронной социальной сети в решении задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. № 4. С. 32-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28358088& (дата обращения: 14.08.2019).
17. Креховец Е.В. Социальный потенциал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых факторов. 2016. DOI: 1017323/1814-9545-2016-3-59-79 (дата обращения: 05.05.2019).
18. Креховец Е.В., Польдин О. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 121-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnye-seti-studentov-faktory-formirovaniyai-vliyanie-na-uchebu (дата обращения: 05.05.2019).
19. Панюкова С.В. Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-пар-тнерами. 2018. DOI: 10.17759/pse.2018230202 (дата обращения: 03.05.2019).
20. Суходимцева А.П. Сетевое сообщество педагогов как фактор развития детской научно-исследовательской деятельности // Сборник докладов международной конференции «Привлекательные инструменты для естественнонаучного образования». София, 2015. С. 91-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29844929 (дата обращения: 21.09.2019).
21. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Антишкольная культура и социальные сети школьников // Вопросы образования. 2013. № 2. C. 233-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/antishkolnaya-kultura-i-sotsialnye-seti-shkolnikov (дата обращения: 30.03.2019).
22. Александров Д.А., Иванюшина В., Симановский Д. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-183-201
23. Buffington M.L. Using the internet to develop students critical thinking skis and build online communities of teachers: a review of research with implications for museum education. 2004. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9032187 (дата обращения: 07.07.2019).
24. Ниматулаев И.М., Сурхаев М.А., Магомедов Р.М. Сетевое взаимодействие учителей как форма самостоятельного повышения квалификации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 132-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevoe-vzaimodeystvie-uchiteley-kak-forma-samostoyatelnogo-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 17.06.2019).
25. Путинцева Л.В. Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога // Гуманитарный вектор. 2015. № 1(41). С. 72-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-tehnologii-setevogo-vzaimodeystviya-dlya-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 11.07.2019).
26. Третьяк Т.М. Поддержка непрерывного профессионального роста педагога в рамках профессионального сетевого сообщества // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 110—113. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18781577_91651437.pdf (дата обращения: 11.07.2019) .
27. Гайсина С.В. Сетевое сообщество как форма обучения педагогов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронный научный журнал. 2012. № 4. С. 17—78. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1778.htm (дата обращения: 11.07.2019) .
28. Геркушенко Г.Г., Гончарова О.В., Гер-кушенко С.В. Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С. 54-59. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/94/54-59.pdf (дата обращения: 11.07.2019).
29. Калинкина Е.Г. Сетевое сообщество как инструмент неформального образования педагога // Кронштадтская школьная лига. 2012. № 2. uRl: http://kronnmc.ru/journal/976/977/1511 (дата обращения: 11.07.2019).
30. Hester P.R. Online professional community for teachers: the intersection of shared virtual space? Professional interaction? And sense of belonging. 2003. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5436583 (дата обращения: 19.05.2019).
31. Круподерова Е.П. Сетевое педагогическое сообщество как платформа неформального повышения квалификации учителя // Сборник статей по материалам открытой всероссийской научно-практической интернет-конференции «Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества». Нижний Новгород, 2017. С. 88-92.
32. Щербакова А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. № 1 (58). C. 42-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-professionalnogo-masterstva-pedagoga-kak-vospitatelya-potentsial-setevyh-professionalnyh-soobschestv (дата обращения: 21.09.2019).
33. Иманова А.Н., Самуратова Р.Т. Методическая поддержка педагогов на основе сетевых профессиональных сообществ // Инновации в образовании: поиски и решения. Сборник материалов 11-ой международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. Екатеринбург, 2015. С. 220-222.
34. Sunwood M.K. Webs of support and engaged accountability: weaving community and making meaning of learning and teaching in an information age 2003. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5435959 (дата обращения: 11.07.2019).
35. Meletiou-Mavrotheris M. Online communities of practice as vehicles for teacher professional development. Teaching Mathematics Online: Emergent Technologies and Methodologies. 2011. С. 142-166. DOI: 10.4018/978-1-60960-875-0.ch007
36. Cochrane, T., Buchem, I., Camacho, M., Cronin, C., Gordon, A., & Keegan, H. Building global learning communities. Research in Learning Technology, 2013. 21. DOI: 10.3402/rlt.v21i0.21955
37. Wellman B., Dimitrova D., Salaff J., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. Computer Networks as Social Networks: Collaborative Work, Telework, and Virtual Community. 2003. Annual Review of Sociology. 22. 213-238. DOI: 10.1146/annurev.soc.22.1.213
38. Бельчусов А.А. Сетевые сообщества учителей и их роль в повышении эффективности дистанционных конкурсов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-2(71). С. 25-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevye-soobschestva-uchiteley-i-ih-rol-v-povyshenii-effektivnosti-distantsionnyh-konkursov (дата обращения:05.03.2019).
39. Белогубец Я.А., Ильина Д.С., Николаева В.В., Черепанова О.А. Актуальные аспекты формирования регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018, № 2(5). С. 16-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-aspekty-formirovaniya-regionalnogo-setevogo-ekspertnogo-soobschestva-v-sfere-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 21.07.2019).
40. Фурин А.Г., Манукянц С.В. Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных издержек в сфере образования // УЭкС. 2016. № 12 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-ploschadka-kak-institut-optimizatsii-transaktsionnyh-izderzhek-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 22.03.2019).
41. Игнатьева Е.Ю. Экспериментальная и инновационная деятельность в контексте менеджмента знаний образовательной организации // Вестник НовГУ. 2016. № 2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-i-innovatsionnaya-deyatelnost-v-kontekste-menedzhmenta-znaniy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 20.04.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Поташева О.В., Кузьменко М.В., Плутова М.И. Интеграция региональных инновационных площадок посредством развития межуровневого сетевого взаимодействия. Открытое образование. 2020;24(1):56-68. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68
For citation:
Potasheva O.V., Kuzmenko M.V., Plutova M.I. Integration of regional innovation platforms through inter-level networking. Open Education. 2020;24(1):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-56-68