Уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема организации и методического обеспечения процесса формирования умений сетевой совместной деятельности у младших школьников. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена следующими противоречиями:

  • между необходимостью практико-ориентированной и управляемой направленности процесса формирования у младших школьников умений безопасного и этичного взаимодействия в сети, как требованием современного цифрового общества и отсутствием педагогических условий его реализации в общеобразовательных организациях;
  • между высоким потенциалом сетевого взаимодействия в формировании элементов цифровой грамотности младших школьников и недостаточными практическими и теоретическими исследованиями в этой области;
  • между дидактическими возможностями совместной сетевой деятельности в процессе обучения и воспитания в начальной школе и недостаточностью разработки педагогических условий её реализации.

Цель исследования:  разработка и экспериментальная апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников в условиях распределённой информационно-образовательной среды. В основу данной модели положен принцип поэтапного увеличения степени активности, самостоятельности и ответственности субъектов совместной сетевой деятельности, который реализуется посредством специально разработанного учебно-методического обеспечения. Выделяется проблема, обусловленная недостаточностью исследований и отсутствием специализированного методического обеспечения в области организации сетевого взаимодействия в начальной школе.

Материалы и методы.  Теоретическую основу исследования составляет анализ научно-исследовательских работ в области Интернет-безопасности школьников и психологии младшего школьника, обобщение педагогического опыта использования дистанционных и сетевых технологий в урочной деятельности, анализ нормативно-правовых документов начального общего образования.

Результаты.  Апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников осуществлялась в течение 2016–2017, 2017–2018, 2018–2019 учебного года на базе МАОУ Гимназия № 9 г. Красноярска и СОШ № 11 г. Абакана. Исследованием было охвачено 105 учащихся начальной школы. Разработан и полностью апробирован полный комплект учебно-методического обеспечения сетевого взаимодействия младших школьников на уроках информатики в распределённой информационно-образовательной среде.

Заключение.  Описанная в статье уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности по различным предметным областям в начальной школе. Данная модель включает четыре уровня сформированности сетевого взаимодействия: взаимодействие независимо друг от друга без обратной связи, взаимодействие независимо друг от друга с необходимостью взаимоконтроля, последовательное взаимодействие с соблюдением очерёдности и правильности выполнения задания, нелинейное взаимодействие. В соответствии с разработанной моделью сетевого взаимодействия сформирована и наполнена распределённая информационно-образовательная среда начальной школы на примере предметной области «информатика», обеспечивающая реализацию различных видов сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности. Материалы исследования могут быть тиражированы в общеобразовательных организациях на начальной ступени, а также использованы для повышения квалификации учителей начальной школы и информатики.


Об авторах

Е. Г. Потупчик
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9», Красноярск
Россия

Екатерина Георгиевна Потупчик



Л. Б. Хегай
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Людмила Борисовна Хегай

Красноярск



Список литературы

1. Мирошкина М. Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57.

2. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2. С. 220–236.

3. Сапа А. В. Поколение Z-поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.

4. Солдатова Г. и др. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд Развития Интернет, Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, 2012. 213 с.

5. Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Медиаи информационная грамотность в условиях трансформации медиасреды // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиаи информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Под ред. И.В. Жилавской. М.: МЦБС. 2014. С. 147–160.

6. Солдатова Г. и др. Интернет: возможности, компетенции, безопасность // Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть. 2013. Т. 1. 167 с.

7. Солдатова Г.У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 282–284.

8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50–66.

9. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. М.: Google, 2013. 311 с.

10. Полат Е. С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 32–36.

11. Полат Е. С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 26–33.

12. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71–77.

13. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 166–169.

14. Веряев А. А., Ушаков А. А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 72–75.

15. Ивкина Л.М. и др. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: кол. монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 196 с.

16. Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «Мегакласс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. 2015. № 5. С. 32–38.

17. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мегакласс» // «Информатизация образования – 2016»: матер. междунар. науч.-практич. конференции. Сочи: Изд-во СГУ, 2016. С. 467–475.

18. Пак Н. И., Сокольская М. А. Единая методическая система предметного обучения школьников и студентов на базе технологической платформы «Мега-класс» // Преподаватель ХХI век. 2017. № 1-1. С. 123–134.

19. Пак Н. И., Сокольская М. А. Региональная модель образовательного кластера на технологической платформе «мега-класс» // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 78–92.

20. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. Т. 3. С. 17–30.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электрон. ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: http://fgos.ru (Дата обращения: 8.10.2019).

22. Потупчик Е. Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. 2017. № 4. С. 178–185.

23. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 кл. : Методическое пособие (Третий год обучения). М.: Академкнига/Учебник, 2012. 272 с.

24. Потупчик Е.Г., Шадрыгина Д.А. Сетевой социально-ориентированный проект как средство формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Материалы VIII Международной научно-методической конференции, посвященной 90-летнему юбилею Казахского национального педагогического университета имени Абая. Алматы: КазНПУ, 2018. С. 176–180.

25. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. (Красноярск, 25–28 сентября 2018 г.) в 2 ч. Ч. 2. Под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 149–154.

26. Потупчик Е.Г., Симонова А.Л. Изменения в профессиональной деятельности учителя в условиях мегакласса // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании. 2018. С. 200–204.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности. Открытое образование. 2019;23(6):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12

For citation: Potupchik E.G., Hegai L.B. The level model of network interaction primary school students in classroom activities. Open Education. 2019;23(6):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12

Просмотров: 21

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)