Уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации и методического обеспечения процесса формирования умений сетевой совместной деятельности у младших школьников. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между необходимостью практико-ориентированной и управляемой направленности процесса формирования у младших школьников умений безопасного и этичного взаимодействия в сети, как требованием современного цифрового общества и отсутствием педагогических условий его реализации в общеобразовательных организациях;
- между высоким потенциалом сетевого взаимодействия в формировании элементов цифровой грамотности младших школьников и недостаточными практическими и теоретическими исследованиями в этой области;
- между дидактическими возможностями совместной сетевой деятельности в процессе обучения и воспитания в начальной школе и недостаточностью разработки педагогических условий её реализации.
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников в условиях распределённой информационно-образовательной среды. В основу данной модели положен принцип поэтапного увеличения степени активности, самостоятельности и ответственности субъектов совместной сетевой деятельности, который реализуется посредством специально разработанного учебно-методического обеспечения. Выделяется проблема, обусловленная недостаточностью исследований и отсутствием специализированного методического обеспечения в области организации сетевого взаимодействия в начальной школе.
Материалы и методы. Теоретическую основу исследования составляет анализ научно-исследовательских работ в области Интернет-безопасности школьников и психологии младшего школьника, обобщение педагогического опыта использования дистанционных и сетевых технологий в урочной деятельности, анализ нормативно-правовых документов начального общего образования.
Результаты. Апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников осуществлялась в течение 2016–2017, 2017–2018, 2018–2019 учебного года на базе МАОУ Гимназия № 9 г. Красноярска и СОШ № 11 г. Абакана. Исследованием было охвачено 105 учащихся начальной школы. Разработан и полностью апробирован полный комплект учебно-методического обеспечения сетевого взаимодействия младших школьников на уроках информатики в распределённой информационно-образовательной среде.
Заключение. Описанная в статье уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности по различным предметным областям в начальной школе. Данная модель включает четыре уровня сформированности сетевого взаимодействия: взаимодействие независимо друг от друга без обратной связи, взаимодействие независимо друг от друга с необходимостью взаимоконтроля, последовательное взаимодействие с соблюдением очерёдности и правильности выполнения задания, нелинейное взаимодействие. В соответствии с разработанной моделью сетевого взаимодействия сформирована и наполнена распределённая информационно-образовательная среда начальной школы на примере предметной области «информатика», обеспечивающая реализацию различных видов сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности. Материалы исследования могут быть тиражированы в общеобразовательных организациях на начальной ступени, а также использованы для повышения квалификации учителей начальной школы и информатики.
Об авторах
Е. Г. ПотупчикРоссия
Екатерина Георгиевна Потупчик
Л. Б. Хегай
Россия
Людмила Борисовна Хегай
Красноярск
Список литературы
1. Мирошкина М. Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57.
2. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2. С. 220–236.
3. Сапа А. В. Поколение Z-поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.
4. Солдатова Г. и др. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд Развития Интернет, Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, 2012. 213 с.
5. Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Медиаи информационная грамотность в условиях трансформации медиасреды // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиаи информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Под ред. И.В. Жилавской. М.: МЦБС. 2014. С. 147–160.
6. Солдатова Г. и др. Интернет: возможности, компетенции, безопасность // Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть. 2013. Т. 1. 167 с.
7. Солдатова Г.У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 282–284.
8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50–66.
9. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. М.: Google, 2013. 311 с.
10. Полат Е. С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 32–36.
11. Полат Е. С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 26–33.
12. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71–77.
13. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 166–169.
14. Веряев А. А., Ушаков А. А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 72–75.
15. Ивкина Л.М. и др. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: кол. монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 196 с.
16. Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «Мегакласс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. 2015. № 5. С. 32–38.
17. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мегакласс» // «Информатизация образования – 2016»: матер. междунар. науч.-практич. конференции. Сочи: Изд-во СГУ, 2016. С. 467–475.
18. Пак Н. И., Сокольская М. А. Единая методическая система предметного обучения школьников и студентов на базе технологической платформы «Мега-класс» // Преподаватель ХХI век. 2017. № 1-1. С. 123–134.
19. Пак Н. И., Сокольская М. А. Региональная модель образовательного кластера на технологической платформе «мега-класс» // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 78–92.
20. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. Т. 3. С. 17–30.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электрон. ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: http://fgos.ru (Дата обращения: 8.10.2019).
22. Потупчик Е. Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. 2017. № 4. С. 178–185.
23. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 кл. : Методическое пособие (Третий год обучения). М.: Академкнига/Учебник, 2012. 272 с.
24. Потупчик Е.Г., Шадрыгина Д.А. Сетевой социально-ориентированный проект как средство формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Материалы VIII Международной научно-методической конференции, посвященной 90-летнему юбилею Казахского национального педагогического университета имени Абая. Алматы: КазНПУ, 2018. С. 176–180.
25. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. (Красноярск, 25–28 сентября 2018 г.) в 2 ч. Ч. 2. Под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 149–154.
26. Потупчик Е.Г., Симонова А.Л. Изменения в профессиональной деятельности учителя в условиях мегакласса // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании. 2018. С. 200–204.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности. Открытое образование. 2019;23(6):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12
For citation: Potupchik E.G., Hegai L.B. The level model of network interaction primary school students in classroom activities. Open Education. 2019;23(6):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-4-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.