Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 23, № 6 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

4-12 289
Аннотация

В статье рассматривается проблема организации и методического обеспечения процесса формирования умений сетевой совместной деятельности у младших школьников. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена следующими противоречиями:

  • между необходимостью практико-ориентированной и управляемой направленности процесса формирования у младших школьников умений безопасного и этичного взаимодействия в сети, как требованием современного цифрового общества и отсутствием педагогических условий его реализации в общеобразовательных организациях;
  • между высоким потенциалом сетевого взаимодействия в формировании элементов цифровой грамотности младших школьников и недостаточными практическими и теоретическими исследованиями в этой области;
  • между дидактическими возможностями совместной сетевой деятельности в процессе обучения и воспитания в начальной школе и недостаточностью разработки педагогических условий её реализации.

Цель исследования:  разработка и экспериментальная апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников в условиях распределённой информационно-образовательной среды. В основу данной модели положен принцип поэтапного увеличения степени активности, самостоятельности и ответственности субъектов совместной сетевой деятельности, который реализуется посредством специально разработанного учебно-методического обеспечения. Выделяется проблема, обусловленная недостаточностью исследований и отсутствием специализированного методического обеспечения в области организации сетевого взаимодействия в начальной школе.

Материалы и методы.  Теоретическую основу исследования составляет анализ научно-исследовательских работ в области Интернет-безопасности школьников и психологии младшего школьника, обобщение педагогического опыта использования дистанционных и сетевых технологий в урочной деятельности, анализ нормативно-правовых документов начального общего образования.

Результаты.  Апробация уровневой модели сетевого взаимодействия младших школьников осуществлялась в течение 2016–2017, 2017–2018, 2018–2019 учебного года на базе МАОУ Гимназия № 9 г. Красноярска и СОШ № 11 г. Абакана. Исследованием было охвачено 105 учащихся начальной школы. Разработан и полностью апробирован полный комплект учебно-методического обеспечения сетевого взаимодействия младших школьников на уроках информатики в распределённой информационно-образовательной среде.

Заключение.  Описанная в статье уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности по различным предметным областям в начальной школе. Данная модель включает четыре уровня сформированности сетевого взаимодействия: взаимодействие независимо друг от друга без обратной связи, взаимодействие независимо друг от друга с необходимостью взаимоконтроля, последовательное взаимодействие с соблюдением очерёдности и правильности выполнения задания, нелинейное взаимодействие. В соответствии с разработанной моделью сетевого взаимодействия сформирована и наполнена распределённая информационно-образовательная среда начальной школы на примере предметной области «информатика», обеспечивающая реализацию различных видов сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности. Материалы исследования могут быть тиражированы в общеобразовательных организациях на начальной ступени, а также использованы для повышения квалификации учителей начальной школы и информатики.

13-21 328
Аннотация

Цель исследования.  Целью исследования является использование когнитивных технологий для формирования моделей управления речевым диалогом. В настоящее время, для развития интернета вещей, расширения коммуникативных возможностей по их взаимодействию важным является совершенствование моделей управления речевым диалогом во многих областях. Необходимость диалога может возникать между киберфизическими системами, между человеком и киберфизическими системами, между пользователями, разработчиками, администраторами. Модель управления речевым диалогом охватывает множество вопросов, связанных с обработкой речевого сигнала, семантическим анализом, пониманием смысла речи, использованием когнитивных механизмов для взаимодействия и некоторые другие. Особое место среди них занимает проблема построения речевого диалога между пользователями, разработчиками и киберфизическими системами. Рассмотрению вопросов использования моделей управления речевым диалогом интеллектуальных систем, а также пользователей, разработчиков, администраторов,  – посвящена данная статья.

Материалы и методы исследования.  При решении задач в рамках концепции Industry 4.0 требуются новые подходы и методы. Концепция Industry 4.0 представляет множество технологий, включающих создание киберфизических систем, множество различных протоколов их взаимодействия. Одним из главных ее направлений является интернет вещей. Для решения задач формирования моделей используются когнитивные механизмы, связанные с формированием и применением конкретно-чувственных образов, концептов-представлений, концептов-фреймов. Для формирования способностей и речевых навыков для коммуникативной деятельности участников взаимодействия в рамках концепции Industry 4.0 использовались методы, связанные с технологиями овладения иностранным языком. Конечной целью их использования является достижение умения владеть спонтанной речью как в повседневной, так и в профессиональной ситуациях. Овладение иностранным языком предполагает использование когнитивных технологий, что позволяет развивать структуры ментальных операций.

Результаты.  Рассмотрены некоторые особенности формирования модели управления речевым диалогом для интеллектуальных систем и подготовки участников взаимодействия в рамках концепции  –  пользователей, разработчиков, администраторов промышленных систем. Показано применение когнитивных механизмов для организации и использования модели управления речевым диалогом. Использование концептов-представлений и концептов-сценариев в интеллектуальных системах позволяет развивать структуры модели мира. Применение когнитивных механизмов для обучения участников взаимодействия, в рамках концепции Industry 4.0, совершенствует их подготовку путем улучшения понимания изучаемого материала за счет выстраивания логических связей и ментальной модели материала. Использование концептов позволяет строить ментальные модели собственных размышлений. В завершении выполнения всех ментальных операций участники взаимодействия приобретают умение формировать модели управления речевым диалогом.

Заключение.  Использование когнитивных технологий позволяет, как для интеллектуальных систем, так и для участников взаимодействия применять обобщённые статические структуры понятий, ситуаций и динамические структуры для реальных и ментальных операций. Активное использование таких структур позволяет лучше понимать текущую ситуацию и успешно формировать, и использовать модели управления речевым диалогом при решении задач, возникающих в ходе развития концепции Индустрия 4.0.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

22-29 322
Аннотация

Цель исследования.  Целью исследования является обоснование и разработка подхода к повышению качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность», на основе повышения качества усвоения учебного материала дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Материалы и методы.  Для достижения поставленной цели предлагается использовать инновационные методы обучения, основанные на применении современных интерактивных образовательных технологий.

Проведенное исследование основано на анализе и использовании материалов исследований в области применения педагогических технологий в современном образовательном процессе, требований законодательства, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. При подготовке статьи также использовались материалы, полученные авторами в ходе планирования, подготовки, проведения и анализа лабораторных занятий со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Информационная безопасность».

Результаты.  Специфика подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность», обусловленная предъявляемыми к ним высокими требованиями со стороны работодателей, а также сложностью и необходимостью решения проблем, стоящих перед Российской Федерацией в области обеспечения информационной безопасности, заключается в необходимости в получении ими, наряду с фундаментальными знаниями в области информационной безопасности, знаний современных и перспективных технологий защиты информации. Важную роль в повышении качества подготовки специалистов высокой квалификации, профессионально востребованных и способных к саморазвитию в настоящее время играет применение новых подходов к их обучению, основанных на использовании инновационных методов.

Предложенный подход заключается в освоении обучающимися современных и перспективных технологий защиты информации с применением в ходе организации, подготовки и проведения учебных занятий инновационных методов обучения.

Одной из основных, наиболее важных в практическом, научноисследовательском аспекте, форм проведения занятий в процессе подготовки специалистов по информационной безопасности является лабораторный практикум.

Предложенный подход был апробирован в учебном процессе при планировании, подготовке и проведении лабораторной работы по теме «Создание виртуальной частной сети в виртуальной среде» по дисциплине «Технология обеспечения информационной безопасности». К основным особенностям этого занятия относятся актуальность, наукоемкость и практическая направленность темы занятия, а также его интерактивность.

Результатом применения предложенного подхода стало повышение степени усвоения, широты охвата изучаемого материала и, в итоге, повышение эффективности формирования у обучающихся компетенций, предусмотренных учебным планом.

Заключение.  В результате проведенных исследований был обоснован и разработан подход к повышению качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность».

Предложенный подход, заключающийся в применении инновационных интерактивных методов обучения в ходе организации, подготовки и проведения учебных занятий по актуальным, наукоемким темам, имеющим прикладное значение, был реализован на практике при освоении обучающимися материала дисциплины «Технология обеспечения информационной безопасности», что позволило повысить качество усвоения учебного материала дисциплины и, в конечном итоге, повысить качество подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность».

30-40 329
Аннотация

Цель исследования.  Целью исследования является разработка новых подходов к повышению уровня подготовки IT-специалистов, обладающих знаниями и умениями, востребованными на рынке труда. Предлагаемая в работе методика определения наиболее востребованных работодателями компетенций IT-специалистов включает в себя определение структуры спроса на компетенции IT-специалистов в России в условиях цифровой экономики с помощью разработанного приложения. Применение методики для анализа содержания учебной дисциплины позволит сформировать рекомендации по выбору программных инструментов и технологий, используемых для обучения студентов практическим навыкам работы в рамках данной дисциплины на основе актуальных требований рынка труда.

Материалы и методы.  Основная идея исследования заключается в разработке универсальной методики, позволяющей согласовывать содержание теоретической и практической составляющих учебных дисциплин с динамично изменяющимися квалификационными требованиями к специалистам ИТ-отрасли со стороны работодателей. Исследование существующих подходов к определению квалификационных требований к специалистам IT-отрасли показало, что наиболее эффективной может быть методика, основанная на анализе больших объемов статистических данных, применении современных методов анализа Data mining, Text mining, использовании баз данных для хранения собранной информации. В статье рассматривается комплексная методология сбора и анализа информации, собранной с сайтов рекрутинговых компаний, включающая: 1) алгоритм определения наиболее востребованных работодателями компетенций IT-специалистов; 2) модель базы данных для хранения информации о вакансиях; 3) алгоритм приведения неструктурированной текстовой информации о вакансии к фактографической базе данных; 4) авторское аналитическое приложение на базе BI-системы Qlik Sence, позволяющее проводить мониторинг вакансий. Новизна применения предлагаемых подходов заключается возможности оперативной актуализации содержания учебных дисциплин на основе требований рынка труда.

Показатель востребованности профессиональной компетенции (спроса на специалистов, владеющих IT-технологией) предлагается определять, как отношение числа вакансий, в которых упоминается данная компетенция к общему числу вакансий по потенциальным направлениям работы выпускников. Очевидно, что те компетенции, которые покажут наилучшие результаты и являются востребованными на рынке труда.

На основе анализа требований работодателей к соискателям, размещенных на сайте российской компании HeadHunter рассматривается пример определения актуальных компетенций в области технологий баз данных. В качестве инструмента использовалась аналитическое приложение, разработанное на базе BI-системы Qlik Sence. Сбор информации производился при помощи парсера Datacol (модуля «парсер резюме hh.ru»).

Результаты.  В целом, предлагаемая методика может применяться для анализа актуальности программных инструментов, используемых для обучения студентов практическим навыкам работы в рамках учебной дисциплины. Полученные в результате проведения исследования конкретные результаты могут быть полезны при формировании практикума преподавателям таких дисциплин как «Базы данных», «Системы управления базами данных» и других дисциплин данного направления.

Заключение.  В условиях динамичного развития сферы информационных технологий постоянная актуализация дисциплин данного профиля является обязательным условием качественной подготовки IT-специалистов. В работе предложена методика выбора используемых для обучения студентов программных продуктов на основе актуальных требований рынка труда. Предлагаемая вниманию читателей статья основана на результатах научно-практической разработки «Разработка новых подходов к подготовке IT-специалистов в РЭУ им. Г.В. Плеханова с учетом требований работодателей», выполненной в рамках внутреннего гранта РЭУ им. Г.В. Плеханова. По результатам выполнения научно-практической разработки получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ.

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 

41-49 362
Аннотация

Цель данного исследования  –  трансляция результатов проекта, способствующих обеспечению эффективности управления системой образования за счёт повышения качества образования, достижения преемственности образовательных программ дошкольных и образовательных организаций, а также обеспечения территориальной доступности образовательных организаций.

Материалы и методы исследования  –  в основу проведения исследования были положены результаты выполненных работ в рамках исполнения обязательств по проекту «Анализ изменений, происходящих в системе образования, связанных с реструктуризацией сети, укрупнением образовательных организаций и созданием образовательных центров, включающих дошкольные образовательные организации» , а также использовались методы: анализа и синтеза, дедукции (индукции), поисковый метод, метод фиксации и сравнения, метод опроса по средством заполнения форм сбора данных, метод статистической обработки информации, метод отбора экспертов и экспертной оценки, метод компетенций, метод обсуждения, метод проведения организационных мероприятий, метод технического обеспечения работы каналов Интернет, метод сетевой коммуникации с «мгновенным» доступом к информации; метод изложения материала (проблемный, контекстный), метод описания, метод разработки структуры материала, метод включения, метод структурирования, метод корректуры текстового материала, метод подготовки содержания материала, метод дизайна, метод определения эффективного стилевого решения, метод комплектования, метод оформления и расстановки, и другие.

Результаты исследования  –  раскрыты актуальные вопросы модернизации дошкольного образования, связанные с процессом создания образовательных комплексов. Рассматриваются основные причины реорганизации дошкольных образовательных учреждений, а также представлены региональные практики, характеризующиеся наиболее эффективной организацией и функционированием образовательных комплексов.

Заключение  –  представлены основные направления развития дошкольных организаций в составе образовательных комплексов, а также управленческие действия, направленные на повышение качества образовательных услуг, что позволяет гражданам реализовать свое право на получение доступного дошкольного образования, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

50-58 1092
Аннотация

Целью работы  является рассмотрение возможности повышения качества и доступности учебно-образовательных ресурсов посредством разработки и применения электронного образовательного ресурса (далее по тексту ЭОР) на примере модуля «Системное проектирование». В статье представлено решение проблемы, которая является значимой при внедрении информационных технологий в образовании. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что благодаря использованию интерактивных инструментов в процессе обучения пользователи, как правило, ученик и преподаватель, могут активно взаимодействовать с этими информационными инструментами. Интерактивность предполагает наличие условий для образовательного диалога, один из участников которого является средство информатизации образования.

Материалы и методы.  Для решения поставленных задач в качестве основного был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение объектов образовательной деятельности как систем, функционирующих в некоторой среде, а также методы анализа и сравнения. Исследование проводилось в соответствии с педагогическими условиями обучения студентов и методическими требованиями к учебному продукту. Нами были рассмотрены методические рекомендации по использованию электронного обучения в образовательном процессе вуза, основные нормативные документы дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ, система дистанционного обучения Moodle, руководство к практическим занятиям, а также справочные материалы по системе Moodle.

Результаты.  В рамках исследования раскрыта проблема применения электронных образовательных ресурсов, их положительное и несколько негативное влияние на цели и результат образовательного процесса, а также существующие технологии по их созданию. На основе анализа множества технологий разработки по различным характеристикам обосновано решение об использовании среды LMS Moodle. Разработана структура модуля «Системное проектирование», а также произведена реализация данного модуля в среде LMS Moodle и проведена апробация в учебном процессе, выявлено, что уровень усвоения знаний и умений, а также владение ими выше у обучающихся, которые занимались по электронному образовательному ресурсу.

Заключение.  Таким образом, результаты исследования позволяют рекомендовать внедрение электронного образовательного ресурса в процесс обучения. Поскольку использование представленной разработки позволит не прерывать процесс обучения в случаях, когда обучающийся не может присутствовать на занятиях, а также поспособствует повышению эффективности формирования уровня компетентности обучающихся.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

59-73 661
Аннотация

Предметом исследования  является формирование структуры сетевого предприятия, рассматриваемой как совокупность взаимодействующих предприятий в сетевой интернет-среде, которая реализует цепочку добавленной ценности. Для построения структуры сетевого предприятия предлагается использовать и поддерживать онтологию сетевого предприятия, концептуально отражающую модели продуктов и связанных производственных и бизнес-процессов на протяжении всего жизненного цикла. При этом в работе делается акцент на реализацию гибких процессов создания инновационных продуктов с помощью интеллектуальных моделе-ориентированных технологий.

Цель исследования  заключается в построении алгоритма формирования структуры сетевого предприятия, который обеспечивал бы наилучшую реализацию цепочки добавленной ценности при минимальных рисках несоответствия конструкций и производственных процессов ценностным качественным характеристикам и требованиям к инновационному продукту. Построение алгоритма формирования структуры сетевого предприятия предполагает решение задач моделирования структуры инновационного продукта на основе анализа качественных ценностных характеристик и требований к компонентам продукта, процессов его создания, распределения ролей участников предприятия и анализа их способностей.

Методы исследования.  В качестве основного метода исследования является метод построения модели «цифровой нити» создания инновационного продукта. Наиболее полно применение этого метода осуществляется в рамках референсной модели архитектуры предприятия для Industrie 4.0 (RAMI). Получаемая концептуальные модель инновационного продукта и связанных производственных и бизнес-процессов реализуется с помощью онтологического подхода. В качестве методов построения структуры сетевого предприятия предлагается применять комбинацию методов развертывания функции качества QFD (Quality Function Deployment) и анализа видов и последствий потенциальных несоответствий FMEA (Failure Mode and Effects Analysis).

Основными результатами исследования  являются онтология и алгоритм формирования структуры сетевого предприятия. Отличительной особенностью предлагаемой онтологии сетевого предприятия является четкое разделение ценностных качественных характеристик продукта и требований к его созданию, а также выделение способностей участников предприятий по реализации необходимых процессов. Новизна представленного алгоритма формирования структуры сетевого предприятия заключается в комбинированном применении методов QFD и FMEA, а также в итерационности моделирования структуры инновационного продукта с позиции наилучшей реализации качественных ценностных характеристик и функциональных требований.

Выводы, перспективы.  Предложенный алгоритм формирования структуры сетевого предприятия позволяет получать наилучшие решения по критерию оценки наивысшего рейтинга реализации качественных характеристик и требований к компонентам цепочки добавленной ценности и её участникам при условии получения минимальных оценок рисков несоответствия конструкций и процессов создания инновационных продуктов. Разработанные онтология и алгоритм формирования структуры сетевого предприятия имеет практическое значение для создания интеллектуальной системы поддержки принятия инновационных решений для динамического построения сетевых предприятий в Интернет-среде.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)