Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-30-40
Аннотация
Цель исследования. Целью исследования является разработка новых подходов к повышению уровня подготовки IT-специалистов, обладающих знаниями и умениями, востребованными на рынке труда. Предлагаемая в работе методика определения наиболее востребованных работодателями компетенций IT-специалистов включает в себя определение структуры спроса на компетенции IT-специалистов в России в условиях цифровой экономики с помощью разработанного приложения. Применение методики для анализа содержания учебной дисциплины позволит сформировать рекомендации по выбору программных инструментов и технологий, используемых для обучения студентов практическим навыкам работы в рамках данной дисциплины на основе актуальных требований рынка труда.
Материалы и методы. Основная идея исследования заключается в разработке универсальной методики, позволяющей согласовывать содержание теоретической и практической составляющих учебных дисциплин с динамично изменяющимися квалификационными требованиями к специалистам ИТ-отрасли со стороны работодателей. Исследование существующих подходов к определению квалификационных требований к специалистам IT-отрасли показало, что наиболее эффективной может быть методика, основанная на анализе больших объемов статистических данных, применении современных методов анализа Data mining, Text mining, использовании баз данных для хранения собранной информации. В статье рассматривается комплексная методология сбора и анализа информации, собранной с сайтов рекрутинговых компаний, включающая: 1) алгоритм определения наиболее востребованных работодателями компетенций IT-специалистов; 2) модель базы данных для хранения информации о вакансиях; 3) алгоритм приведения неструктурированной текстовой информации о вакансии к фактографической базе данных; 4) авторское аналитическое приложение на базе BI-системы Qlik Sence, позволяющее проводить мониторинг вакансий. Новизна применения предлагаемых подходов заключается возможности оперативной актуализации содержания учебных дисциплин на основе требований рынка труда.
Показатель востребованности профессиональной компетенции (спроса на специалистов, владеющих IT-технологией) предлагается определять, как отношение числа вакансий, в которых упоминается данная компетенция к общему числу вакансий по потенциальным направлениям работы выпускников. Очевидно, что те компетенции, которые покажут наилучшие результаты и являются востребованными на рынке труда.
На основе анализа требований работодателей к соискателям, размещенных на сайте российской компании HeadHunter рассматривается пример определения актуальных компетенций в области технологий баз данных. В качестве инструмента использовалась аналитическое приложение, разработанное на базе BI-системы Qlik Sence. Сбор информации производился при помощи парсера Datacol (модуля «парсер резюме hh.ru»).
Результаты. В целом, предлагаемая методика может применяться для анализа актуальности программных инструментов, используемых для обучения студентов практическим навыкам работы в рамках учебной дисциплины. Полученные в результате проведения исследования конкретные результаты могут быть полезны при формировании практикума преподавателям таких дисциплин как «Базы данных», «Системы управления базами данных» и других дисциплин данного направления.
Заключение. В условиях динамичного развития сферы информационных технологий постоянная актуализация дисциплин данного профиля является обязательным условием качественной подготовки IT-специалистов. В работе предложена методика выбора используемых для обучения студентов программных продуктов на основе актуальных требований рынка труда. Предлагаемая вниманию читателей статья основана на результатах научно-практической разработки «Разработка новых подходов к подготовке IT-специалистов в РЭУ им. Г.В. Плеханова с учетом требований работодателей», выполненной в рамках внутреннего гранта РЭУ им. Г.В. Плеханова. По результатам выполнения научно-практической разработки получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ.
Об авторах
А. В. ГавриловРоссия
Александр Викторович Гаврилов, к.т.н., доцент, доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности
МоскваС. В. Куликова
Россия
Светлана Викторовна Куликова, к.э.н., доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности
МоскваГ. Е. Голкина
Россия
Галина Евгеньевна Голкина, к.э.н., доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности
МоскваСписок литературы
1. Куликова С.В., Голкина Г.Е., Гаврилов А.В. Методика определения наиболее востребованных направлений подготовки IT-специалистов // Плехановский научный бюллетень. 2018. № 2 (14). С. 72–77.
2. Гильманов А.З. Требования рынка труда к высококвалифицированным специалистам с высшим образованием // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 6. С. 336–344.
3. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // СОЦИОСФЕРА. 2011. № 1. С. 42–46.
4. Морозова О.П. Подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности на основе взаимодействия преподавателей и работодателей // Экономика Профессия Бизнес. 2016. № 2. С. 89–92.
5. Брагина З.В. Опыт взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовании // Вестник университета. 2010. № 3–1. С. 107–111.
6. Дурнев А.Я. Взаимодействие вузов с работодателями в процессе организации практической подготовки // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 2 (6). С. 55–57.
7. Живолупова Н.А., Шубина А.С. Взаимодействие вуза и работодателей как условие эффективной реализации стандартов третьего поколения // В сборнике: Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Берулавы. 2013. С. 182–186.
8. Вадова Л.Ю. Система взаимодействия вуза и работодателей в подготовке будущих специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5–2. С. 311–315.
9. Мареева Л.А. Методика взаимодействия высшего образования с работодателями // В сборнике: Модернизация содержания и технологий вузовского образования на основе стандартов профессиональной деятельности материалы Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Л. П. Филатова. 2016. С. 88–90.
10. Данилаев Д.П. Управление процессом подготовки высококвалифицированных технических специалистов // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2013. № 1–2. С. 124.
11. Васильев Л.И. Особенности управления нелинейным образовательным процессом в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 12. С. 54–58.
12. Васильева Е.В. Моделирование спроса на квалификацию кадров ИТ-отрасли // Управление. 2017. № 4. С. 34–39.
13. Зиндер Е.З. Базовые требования к информационно-образовательным пространствам, основанные на их фундаментальных свойствах // Открытое образование. 2015. № 3.
14. Тельнов Ю.Ф., Лебедев С.А., Гаспариан М.С. Проектирование основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Прикладная информатика» на основе профессиональных стандартов // В сборнике «Новые информационные технологии в образовании: инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С. Часть 1. Сборник научных трудов 17-ой Международной научно-практической конференции. 2017. C. 20–26.
15. Гаврилов А.В. Методика выбора CASE-средств структурного проектирования для обучения по направлению подготовки «Прикладная информатика» // (ИП&УЗ-2015): сборник научных трудов XVIII научно-практической конференции. 21–24 апреля 2015 г. Под науч. ред. Ю. Ф. Тельнова. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), 2015. С. 230–241.
16. DB-Engines. Аналитический ресурс по сбору и представлению информации о системах управления базами данных [Электрон. ресурс]. Режим доступа https://db-engines.com (Дата обращения: 20.02.2019).
17. Tagline. Русскоязычное аналитическое агентство. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://tagline.ru/database-management-systems-rating (Дата обращения: 20.02.2019).
18. Краткий обзор Qlik Sense. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://help.qlik.com/ru-RU/sense/June2019/Subsystems/Hub/Content/Sense_Hub/Introduction/qlik-sense-product-family.htm (Дата обращения 09.08.2019).
19. Официальный сайт группы компаний HeadHunter [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://hh.ru/ (Дата обращения 09.08.2019).
20. Парсер резюме hh.ru. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://web-data-extractor.net/parser-rezyume-hh-ru/ (Дата обращения 09.08.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилов А.В., Куликова С.В., Голкина Г.Е. Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда. Открытое образование. 2019;23(6):30-40. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-30-40
For citation:
Gavrilov A.V., Kulikova S.V., Golkina G.E. Improving the level of training of IT-specialists based on analysis of labor market requirements. Open Education. 2019;23(6):30-40. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-30-40