Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-50-58

Полный текст:


Аннотация

Целью работы  является рассмотрение возможности повышения качества и доступности учебно-образовательных ресурсов посредством разработки и применения электронного образовательного ресурса (далее по тексту ЭОР) на примере модуля «Системное проектирование». В статье представлено решение проблемы, которая является значимой при внедрении информационных технологий в образовании. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что благодаря использованию интерактивных инструментов в процессе обучения пользователи, как правило, ученик и преподаватель, могут активно взаимодействовать с этими информационными инструментами. Интерактивность предполагает наличие условий для образовательного диалога, один из участников которого является средство информатизации образования.

Материалы и методы.  Для решения поставленных задач в качестве основного был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение объектов образовательной деятельности как систем, функционирующих в некоторой среде, а также методы анализа и сравнения. Исследование проводилось в соответствии с педагогическими условиями обучения студентов и методическими требованиями к учебному продукту. Нами были рассмотрены методические рекомендации по использованию электронного обучения в образовательном процессе вуза, основные нормативные документы дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ, система дистанционного обучения Moodle, руководство к практическим занятиям, а также справочные материалы по системе Moodle.

Результаты.  В рамках исследования раскрыта проблема применения электронных образовательных ресурсов, их положительное и несколько негативное влияние на цели и результат образовательного процесса, а также существующие технологии по их созданию. На основе анализа множества технологий разработки по различным характеристикам обосновано решение об использовании среды LMS Moodle. Разработана структура модуля «Системное проектирование», а также произведена реализация данного модуля в среде LMS Moodle и проведена апробация в учебном процессе, выявлено, что уровень усвоения знаний и умений, а также владение ими выше у обучающихся, которые занимались по электронному образовательному ресурсу.

Заключение.  Таким образом, результаты исследования позволяют рекомендовать внедрение электронного образовательного ресурса в процесс обучения. Поскольку использование представленной разработки позволит не прерывать процесс обучения в случаях, когда обучающийся не может присутствовать на занятиях, а также поспособствует повышению эффективности формирования уровня компетентности обучающихся.


Об авторах

М. В. Махмутова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Марина Владимировна Махмутова, к.п.н., доцент, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных систем

Магнитогорск


Е. И. Сеничева
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Елизавета Ивановна Сеничева, студент магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» направления «Информационные технологии в образовании», кафедра БИиИТ

Магнитогорск


О. А. Акимова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Оксана Анатольевна Акимова, студент магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» направления «Информационные технологии в образовании», кафедра БИиИТ

Магнитогорск


Список литературы

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo

2. Цифровая экономика Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. Главные стратегические тренды в развитии ИТ в 2019 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=131673

4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/41d49f3cb61f7b636df2.pdf

5. ИТ в 2019 году: шесть тенденций, которые ожидают предприятия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=204313

6. Симонов П.С. Воспитание дисциплины и ответственности с помощью учебной среды Moodle // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 76-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. Т. 9. № 1. С. 2–4.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).

8. Mакhmutоvа M.V., Dаvlеtкirееvа L.Z., Lакtiоnоvа Yu.S., Bеlоusоvа I.D., Sаvinоvа Yu.А., Sаmаrокоvа I.V. Trаining оf IT-sресiаlists within thе univеrsity infоrmаtiоn-еduсаtiоnаl еnvirоnmеnt // Intеrnаtiоnаl Jоurnаl оfаdvаnсеd Biоtесhnоlоgyаnd Rеsеаrсh. 2017. Vol. 8. No. 2. Р. 753–761.

9. Махмутова М.В., Махмутов Р.Р. Развитие информационного общества страны через применение сервисов технологии дистанционного обучения [Электрон. ресурс] // В сборнике: Дистанционные образовательные технологии Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 52–58. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30052192_48354318.pdf – Дата обращения 04.04.2019.

10. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете [Электрон. ресурс] // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43–47 Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23181132_11153237.pdf (Дата обращения 04.04.2019.)

11. Ефимова И.Ю., Гусева Е.Н., Варфоломеева Т.Н., Чусавитина Г.Н. Формирование компетенции в области управления проектами у будущих ИТ – специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 80–86.

12. Чусавитина Г.Н. Формирование компетенций в области обеспечения информационной безопасности у студентов педагогических направлений вуза // Информатика и образование. 2018. № 1 (290). С. 12–26.

13. Хрипунова М.Б., Литвин П.О., Головинская И.В. Эпоха цифровой экономики: цифровое образование как неотъемлемая часть цифровизации экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 14. № 3 (87). С. 159–164.

14. Кurvаеvа L.V., Gаvrilоvа I.V., Mаhmutоvа M.V., Сhiсhilаnоvа S.А., Роvituhin S.А. Dеvеlорmеnt оf кnоwlеdgе bаsе оf intеllесtuаl systеm fоr suрроrt оf fоrmаl аnd infоrmаl trаining оf IT stаff // Jоurnаl оf Рhysiсs: Соnfеrеnсе Sеriеs. 2018. Vol. 1015.

15. Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З., Ефимова И.Ю., Курзаева Л.В., Макашова В.Н., Новикова Т.Б., Гаврилова И.В., Лапшина В.Б., Варфоломеева Т.Н., Чусавитин М.О., Крохалева М.В., Михайлова В.А. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза в условиях монопромышленного города: монография. Магнитогорск: МГТУ, 2017. 158 с.

16. Потапова А.И., Гаврилова И.В. Разработка электронного учебно-методического комплекса «Школа вожатых» на платформе Moodle // Современные материалы, техника и технология: Сборник научных статей 7-й международной научно-практической конференции, 2017.

17. Cherkasov K.V., Gavrilova I.V., Chernova E.V., Dokolin A S. The use of open and machine vision technologies for development of gesture recognition intelligent systems // Journal of Physics: Conf. Series 1015 (2018) 032166. DOI: 10.1088/1742-6596/1015/3/032166. http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1015/3/032166

18. Акманова С. В., Курзаева Л. В., Копылова Н. А. Развитие готовности личности к самообучению в течение всей жизни: разработка концепции в условиях медиаобразования // Информатика и образование. 2018. № 7. С. 35–43. DOI: 10.32517/0234-0453-2018-33-7-35-43

19. Marfil-Carmona R., Chacon P. Arts education and media literacy in the primary education teaching degree of the University of Granada // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1166–1172. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.174

20. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/43776716-Distancionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii.html. (Дата обращения: 14.07.2019)

21. Гусева Е.Н., Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. Методика формирования навыков имитационного моделирования у ИТ-специалистов // Открытое образование. 2019. 23(1). C. 4–13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-4-13


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махмутова М.В., Сеничева Е.И., Акимова О.А. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза. Открытое образование. 2019;23(6):50-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-50-58

For citation: Makhmutova M.V., Senicheva E.I., Akimova O.A. Technology for the development and use of electronic educational resources in the educational process of a university. Open Education. 2019;23(6):50-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-50-58

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)