Создание образовательных комплексов как способ обеспечения доступности дошкольного образования и соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-41-49
Аннотация
Цель данного исследования – трансляция результатов проекта, способствующих обеспечению эффективности управления системой образования за счёт повышения качества образования, достижения преемственности образовательных программ дошкольных и образовательных организаций, а также обеспечения территориальной доступности образовательных организаций.
Материалы и методы исследования – в основу проведения исследования были положены результаты выполненных работ в рамках исполнения обязательств по проекту «Анализ изменений, происходящих в системе образования, связанных с реструктуризацией сети, укрупнением образовательных организаций и созданием образовательных центров, включающих дошкольные образовательные организации» , а также использовались методы: анализа и синтеза, дедукции (индукции), поисковый метод, метод фиксации и сравнения, метод опроса по средством заполнения форм сбора данных, метод статистической обработки информации, метод отбора экспертов и экспертной оценки, метод компетенций, метод обсуждения, метод проведения организационных мероприятий, метод технического обеспечения работы каналов Интернет, метод сетевой коммуникации с «мгновенным» доступом к информации; метод изложения материала (проблемный, контекстный), метод описания, метод разработки структуры материала, метод включения, метод структурирования, метод корректуры текстового материала, метод подготовки содержания материала, метод дизайна, метод определения эффективного стилевого решения, метод комплектования, метод оформления и расстановки, и другие.
Результаты исследования – раскрыты актуальные вопросы модернизации дошкольного образования, связанные с процессом создания образовательных комплексов. Рассматриваются основные причины реорганизации дошкольных образовательных учреждений, а также представлены региональные практики, характеризующиеся наиболее эффективной организацией и функционированием образовательных комплексов.
Заключение – представлены основные направления развития дошкольных организаций в составе образовательных комплексов, а также управленческие действия, направленные на повышение качества образовательных услуг, что позволяет гражданам реализовать свое право на получение доступного дошкольного образования, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ГавриловаРоссия
Екатерина Алексеевна Гаврилова, ведущий методист проекта
МоскваН. А. Булаева
Россия
Наталья Александровна Булаева, президент
МоскваСписок литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. DiMaggio P.J., Powell W.W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. No. 2. P. 149.
3. Crozier, M. Brinton and Victor Nee (eds.). The New Institutionalism in Sociology. Stanford: Stanford University Press. 2001. P. 12
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко (перевод), Б.З. Мильнер (науч. ред.) М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 17.
5. Selznick P. Institutionalism «Old» and «New» // Administrative Science Quarterly. 1996. Vol. 41. No. 2. P. 270.
6. Mary C. Brinton and Victor Nee (eds.). The New Institutionalism in Sociology. Stanford: Stanford University Press, 2001. P. 12.
7. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. С. 146
8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.
9. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 77–84
10. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 89 c.
11. Данилова E.H. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3. С. 76–86.
12. Синцова Л.К. Социальное воспитание: опыт социально-философского анализа: монография. Барнаул, 2006. С. 24.
13. Хрипченко М.В Дошкольное образование – проблема семьи или государства? [Электрон. ресурс] // Образование и общество: матер. социол. конф. М.: ИС РАН, 2009. Режим доступа: http://www.ssarss.ru/files
14. Ядов В.А. Трансформации российских социальных институтов // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005. С. 168–180.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
16. Реорганизация образовательной организации: права и гарантии участников образовательного процесса [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edusev.ru/consultation/pravo/reorganizaciya_obrazovatelnoj_organizacii_prava_i_garantii_uchastnikov_obrazovatelnogo_processa
17. Реорганизация: за и против [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/51972
18. Дошкольное образование. Анализ и мониторинг [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://do.edu.ru/
19. Концепция многофункционального образовательного комплекса на территории Войковского района Северного административного округа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sch224s.mskobr.ru/files/obrazovat-kompleks/koncepciya-obraz-kompleksa.pdf
20. Образовательный комплекс – комплекс новых возможностей // [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651761/
21. Образовательные комплексы – плюсы и минусы объединения // [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://b-m.info/obshchestvo/obrazovatelnye_kompleksy_plyusy_i_minusy_obedineniya/
22. Официальный сайт Академической Гимназии № 56 // [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://b-m.info/obshchestvo/obrazovatelnye_kompleksy_plyusy_i_minusy_obedineniya/http://school56.org/podrazdeleniya/nacalnaya-school/pudozskaya
23. Информационная система образовательных услуг. Портал муниципальных услуг. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад № 44» г. Белгорода [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://uslugi.vsopen.ru/department_104202
24. Официальный сайт МБОУ Школа 43. Ростов-на-Дону [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://43donschool.ru/azbuk/
25. Структурное подразделение МОУ СОШ №5 «РАДУГА» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://shkola-sad6.narod.ru/
26. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/Сайт для педагогов дошкольного образования Республики Хакасия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/
27. Министерство науки и образования Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
28. Журнал «Современное дошкольное образование» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sdo-journal.ru/
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова Е.А., Булаева Н.А. Создание образовательных комплексов как способ обеспечения доступности дошкольного образования и соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Открытое образование. 2019;23(6):41-49. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-41-49
For citation:
Gavrilova E.A., Bulaeva N.A. Creation of educational complexes as a method of ensuring preschool education accessibility and compliance with the requirements of the federal state educational standard for preschool education. Open Education. 2019;23(6):41-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-41-49