Повышение качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность»


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-22-29

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования.  Целью исследования является обоснование и разработка подхода к повышению качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность», на основе повышения качества усвоения учебного материала дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Материалы и методы.  Для достижения поставленной цели предлагается использовать инновационные методы обучения, основанные на применении современных интерактивных образовательных технологий.

Проведенное исследование основано на анализе и использовании материалов исследований в области применения педагогических технологий в современном образовательном процессе, требований законодательства, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. При подготовке статьи также использовались материалы, полученные авторами в ходе планирования, подготовки, проведения и анализа лабораторных занятий со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Информационная безопасность».

Результаты.  Специфика подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность», обусловленная предъявляемыми к ним высокими требованиями со стороны работодателей, а также сложностью и необходимостью решения проблем, стоящих перед Российской Федерацией в области обеспечения информационной безопасности, заключается в необходимости в получении ими, наряду с фундаментальными знаниями в области информационной безопасности, знаний современных и перспективных технологий защиты информации. Важную роль в повышении качества подготовки специалистов высокой квалификации, профессионально востребованных и способных к саморазвитию в настоящее время играет применение новых подходов к их обучению, основанных на использовании инновационных методов.

Предложенный подход заключается в освоении обучающимися современных и перспективных технологий защиты информации с применением в ходе организации, подготовки и проведения учебных занятий инновационных методов обучения.

Одной из основных, наиболее важных в практическом, научноисследовательском аспекте, форм проведения занятий в процессе подготовки специалистов по информационной безопасности является лабораторный практикум.

Предложенный подход был апробирован в учебном процессе при планировании, подготовке и проведении лабораторной работы по теме «Создание виртуальной частной сети в виртуальной среде» по дисциплине «Технология обеспечения информационной безопасности». К основным особенностям этого занятия относятся актуальность, наукоемкость и практическая направленность темы занятия, а также его интерактивность.

Результатом применения предложенного подхода стало повышение степени усвоения, широты охвата изучаемого материала и, в итоге, повышение эффективности формирования у обучающихся компетенций, предусмотренных учебным планом.

Заключение.  В результате проведенных исследований был обоснован и разработан подход к повышению качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность».

Предложенный подход, заключающийся в применении инновационных интерактивных методов обучения в ходе организации, подготовки и проведения учебных занятий по актуальным, наукоемким темам, имеющим прикладное значение, был реализован на практике при освоении обучающимися материала дисциплины «Технология обеспечения информационной безопасности», что позволило повысить качество усвоения учебного материала дисциплины и, в конечном итоге, повысить качество подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность».


Об авторах

Д. С. Карпов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Сергеевич Карпов, к.т.н., доцент, доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности

Москва



А. А. Микрюков
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Андрей Александрович Микрюков, к.т.н., доцент, доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности

Москва


П. А. Козырев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Петр Александрович Козырев, ассистент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности

Москва


Список литературы

1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие. [Электрон. ресурс]. М.: Мир науки, 2016. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/10UPNPMN16.pdf (Дата обращения: 09.11.19).

2. Сысоева Е. Ю. Инновационные методы обучения в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 299–301.

3. Сысоева Е. Ю. Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов // В кн.: Образование и наука: современные тренды: коллективная монография. Гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1. 216 с. С. 113–133.

4. Белякова Е.М., Прокопьев А.В. Инновационные методы обучения в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (часть 1).

5. Трофименко А.С. Инновационные методы обучения в высшем образовании [Электрон. ресурс] // Sci-article.ru. 2014. № 13. Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616

6. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: Сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012.

7. Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности // Открытое образование. 2013. № 5 (100). С. 78–80.

8. Анурьева Н.С. Современная система образования в области информационной безопасности в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23. № 173. С. 111–120.

9. Астахова Л.В., Томилов А.А. Новые задачи подготовки кадров по защите информации в контексте «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (2016) [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26383 (Дата обращения: 09.11.19).

10. Некраха А.В., Русецкая И.А. Особенности преподавания дисциплины «Основы информационной безопасности» в российских вузах // Вестник научных конференций. 2016. № 7–1 (11). С. 89–91.

11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152ФЗ «О персональных данных» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_618011/ (Дата обращения: 09.11.19).

12. Постановление Правительства РФ № от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/ (Дата обращения: 09.11.19).

13. Приказ ФСТЭК от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146520/ (Дата обращения: 09.11.19).

14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (Дата обращения: 09.11.19).

15. Приказ ФСТЭК от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147084/ (Дата обращения: 09.11.19).

16. ГОСТ Р 51624 (проект, окончательная редакция) Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://fstec.ru/component/attachments/download/2066 (Дата обращения: 09.11.19).

17. Роганов А.А., Борисов Р.С., Карпов Д.С. Системы передачи информации: Учеб. пособие. Часть 1. М.: РГУТИС, 2013. 135 с.

18. Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, утвержденные Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушевым 31 августа 2017 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document155/ (Дата обращения: 09.11.19).

19. Раковенко А.А., Карпов Д.С., Гладышев А.И. Распознавания сосудистого русла в подсистеме биометрической аутентификации системы контроля управления доступом автоматизированной системы управления // Труды Шестнадцатой Международной научной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии». М.: Российский новый университет, 2015. С. 294–297.

20. Карпов Д. С., Спива А.И. Об одном способе воздействия на информационные ресурсы, имеющих выход в сеть интернет // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». Часть 3. Современные парадигмы информационных технологий в развитии общества. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2015. С. 88–93.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карпов Д.С., Микрюков А.А., Козырев П.А. Повышение качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность». Открытое образование. 2019;23(6):22-29. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-22-29

For citation: Karpov D.S., Mikryukov A.A., Kozyrev P.A. Improving the quality of learning of specialists in the field of learning “Information security”. Open Education. 2019;23(6):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-6-22-29

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)