Смешанная форма обучения высшей математике студентов с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-34-44
Аннотация
Одной из устойчивых тенденций в современной образовательной среде является повсеместный переход от традиционной формы обучения к смешанной путем введения в учебный процесс новых электронных образовательных инструментов и средств обучения, основанных на возможностях и технологиях сети интернет. Сложность перевода учебных дисциплин на смешанную форму обусловлена необходимостью одновременно разрабатывать две взаимосвязанные, но при этом качественно различающиеся компоненты (традиционную и онлайн). Правильная балансировка традиционной и онлайн компонент смешанного обучения позволяет сделать учебный процесс более комфортным и адаптируемым под потребности каждого конкретного студента, а также расширить круг потенциальных получателей высшего образования. Решение этой задачи в значительной степени зависит от специфики конкретных учебных дисциплин. В данной работе мы предлагаем решение, ориентированное на базовые математические дисциплины, которые читаются студентам с ограниченными возможностями здоровья на младших курсах в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Целью исследования является поиск наиболее оптимальной организации процесса обучения высшей математике студентов с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках смешанной модели обучения, сочетающей в себе как элементы традиционной формы обучения в классе, так и элементы обучения через интернет.
Материалы и методы исследования включают анализ научно-методической литературы по тематике смешанного обучения, подготовку и внедрение в учебный процесс электронных учебных материалов и средств обучения, анализ успеваемости и отзывов студентов, а также последующую корректировку учебного процесса на основе полученных данных.
Результатом исследования стало формирование сбалансированной двухкомпонентной структуры учебного процесса. Традиционная компонента включает в себя лекции, семинары и аудиторные консультации, а онлайн компонента состоит из электронных учебных материалов и средств коммуникации посредством сети интернет (электронная почта и средства проведения онлайн-консультаций). Специально подобранное аппаратное и программное обеспечение позволило сделать онлайн-консультации по эффективности практически неотличимыми от обычных аудиторных консультаций. Каждый студент, находясь в любом месте, где есть доступ в сеть интернет, способен не только видеть и слышать другихучастни-ков онлайн-консультации, но также видеть их записи и, в свою очередь, передавать им свои, сделанные от руки на обычном листе бумаги. Введение онлайн компоненты в учебный процесс позволило снизить высокий темп обучения, присущий традиционной форме, и сделать его более приемлемым для студентов, испытывающих те или иные проблемы со здоровьем.
Заключение. Результаты исследования используются при проведении занятий по четырем математическим дисциплинам: математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра и интегралы с дифференциальными уравнениями, которые читаются на первом и втором курсах в МГТУ им. Н.Э. Баумана, когда студенты с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельных сборных группах.
Об авторе
А. Н. СемакинРоссия
Артем Николаевич Семакин - кандидат физико-математических наук, доцент.
Москва, Тел: +7(915) 195-73-05
spin-code: 2619-6278
Список литературы
1. Goodyear P., Salmon G., Spector J.M., Steeples C., Tickner S. Competences for online teaching: a special report // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49, Issue 1. P. 65-72.
2. Types of Courses. Harvard Extension School. URL: https://www.extension.harvard.edu/types-courses (дата обращения: 17.12.2019)
3. Online Learning. University of Calgary Continuing Education. URL: https://conted.ucalgary.ca/elearn/ (дата обращения: 17.12.2019)
4. High quality e-learning — UOC (Universitat Oberta de Catalunya.) URL: https://www.uoc.edu/portal/en/metodologia-online-qualitat/index.html (дата обращения: 17.12.2019)
5. Truluck J. Establishing a mentoring plan for improving retention in online graduate degree programs // Online Journal of Distance Learning Administration. 2007. Vol. 10. No 1.
6. Picciano A.G. Beyond student perceptions: issues of interaction, presence, and performance in an online course // Journal of Asynchronous Learning Network. 2002. Vol. 6. Issue 1. P. 21—40.
7. Evans S.R., Wang R., Yeh T.-M., Anderson J., Haija R., McBratney-Owen P. M., Peeples L., Sinha S., Xanthakis V., Rajicic N., Zhang J. Evaluation of distance learning in an “Introduction
8. Graham C.R., Dziuban C.D. Blended learning environments. In: Spector J.M., Merrill M.D., J. van Merrienboer, Driscoll M.P. (Eds.) Handbook of Research on Educational Communications and Technology. New York: Taylor & Francis Group, 2008. 894 p.
9. Loch B. What do on-campus students do with mathematics lecture screencasts at a dual-mode Australian university? Proceedings of CETL-MSOR Conference 2009. Milton Keynes, United Kingdom. 2009. P. 43-47.
10. Larkin H.E. “But they won’t come to lectures ...” The impact of audio recorded lectures on student experience and attendance // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. Vol. 26. No. 2. P. 238-249.
11. Bonk C.J., Graham C.R. The handbook of blended learning: global perspectives, local designs. San Francisco: Pfeiffer, 2006. 624 p.
12. Juan A.A., Huertas M.A., Trenholm S., Steegmann C. Teaching mathematics online: emergent technologies and methodologies. Hershey: IGI Global, 2011. 414 p.
13. Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза // Открытое образование. 2017. Т. 21. №2. С. 21-28.
14. Вайнштейн Ю.В., Шершнева В.А., Есин Р.В., Зыкова Т.В. Адаптация математического образовательного контента в электронных обучающих ресурсах // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 4. С. 4-12.
15. XSEDE Seeking Partner Institutions to Offer Course in Applications of Parallel Computing. URL: https://portal.xsede.org/user-news/-/news/item/6927 (дата обращения: 12.09.19).
16. Семакин А.Н. Преподавание математического анализа студентам с нарушением слуха в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018. Т. 6. С. 231-237.
17. Sweller J. Cognitive load during problem solving: effects on learning // Cognitive Science. 1988. Vol. 12. Issue 2. P. 257-285.
18. Sangwin C. Computer aided assessment of mathematics. Oxford: Oxford University Press, 2013. 185 p.
19. Scagnoli N.I., Choo J., Tian J. Students’ insights on the use of video lectures in online classes // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. No. 1. P. 399-414.
20. Larkin H.E. “But they won’t come to lectures.” The impact of audio recorded lectures on student experience and attendance // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. Vol. 26. No. 2. P. 238-249.
21. Danielson J., Preast V., Bender H., Hassall L. Is the effectiveness of lecture capture related to teaching approach or content type // Computers & Education. 2014. Vol. 72. P. 121-131.
22. Li J., Kizilcec R., Bailenson J., Ju W. Social robots and virtual agents as lecturers for video instruction // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Part B. P. 1222-1230.
23. Kizilcec R.F., Bailenson J.N., Gomez C.J. The instructor’s face in video instruction: evidence from two large-scale field studies // Journal of Educational Psychology. 2015. Vol. 107. Issue 3. P. 724-739.
24. Chen C.-M., Wu C.-H. Effects of different video lecture types on sustained attention, emotion, cognitive load, and learning performance // Computers & Education. 2018. Vol. 80. P. 108-121.
25. Brecht H.D. Learning from online video lectures // Journal of information technology education: innovations in practice. 2012. Vol. 11. P. 227-250.
26. Chorianopoulos K. A taxonomy of asynchronous instructional video styles // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. Vol. 19. No. 1. P. 294311.
Рецензия
Для цитирования:
Семакин А.Н. Смешанная форма обучения высшей математике студентов с ограниченными возможностями здоровья. Открытое образование. 2020;24(1):34-44. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-34-44
For citation:
Semakin A.N. Blended learning in teaching higher mathematics to students with disabilities. Open Education. 2020;24(1):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-34-44