Реализация смешанной модели обучения информатике
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-39-46
Аннотация
Цель исследования. В условиях цифровизации общества и экономики главной ценностью считаются не материальные блага, а информация. То есть, информация и информационные технологии приобретают сегодня особую значимость. Так как под термином «информатика» понимается и информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о повышении значимости обучения студентов информатике, независимо от выбранной специальности. Основная цель работы заключается в выявлении наиболее эффективной технологии обучения информатике студентов технического вуза, как представителей цифрового поколения и построение с этих позиций методики обучения информатике в цифровой образовательной среде.
Материалы и методы. В данной статье проведен анализ двух моделей обучения: очной и электронной, выявлены их положительные и отрицательные стороны. Установлено, что в современных условиях цифровизации общества и образования можно оптимально комбинировать сильные стороны традиционного обучения с преимуществами электронной технологии. Предложена смешанная модель обучения информатике студентов технического вуза, как гармоничное сочетание очной и дистанционной технологий. Применение смешанной модели обучения в преподавании информатики приводит к изменению роли педагога и реорганизации, как содержания дисциплины, так и методов и средств обучения. Опорными пунктами выступают требования к специалистам цифрового общества, особенности цифрового поколения студентов и принципы цифровой дидактики, обеспечивающие формирование и развитие требуемых сегодня компетенций.
Результаты. Описаны этапы проектирования курса «Информатика» по смешанной модели обучения: проектирование результатов обучения по дисциплине; разработка оценивающих мероприятий; разработка системы взаимодействия участников. В соответствии с принципами личностно-центрированного подхода к обучению, содержание дисциплины имеет модульную структуру. Это дает возможность студенту построить свою индивидуальную траекторию изучения информатики. Для учета особенностей восприятия информации представителями цифрового поколения содержание курса представлено с использованием традиционной методики и нелинейных технологий обучения информатике: концентрической, параллельной и когнитивной; лекции даны виде текста, презентации и инфографики; для каждого модуля создана ментальная карта, позволяющая охватить содержание модуля целиком и изучать его не последовательно, а по своему усмотрению. Каждому модулю прописаны соответствующие цели и ожидаемые результаты обучения с указанием уровня по таксономии Блума. В качестве оценивающих мероприятий выделены контрольные вопросы к теоретическому материалу, выполнение практических заданий, промежуточные и итоговое тестирование по модулю.
Заключение. Обучение информатике по смешанной модели обеспечивает повышение уровня мотивации студентов к обучению и уровня понимания теоретического материала; повышение уровня их активности при изучении информатики в информационно-образовательной среде и формирование коммуникационных компетенций; освоение студентами новых видов деятельности; гибкость, мобильность и доступность обучения. Все это в итоге способствует формированию компетенций, требуемых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях.
Об авторах
Т. П. ПушкареваРоссия
Татьяна Павловна Пушкарева
Доктор педагогических наук, доцент, профессор
Красноярск
В. В. Калитина
Россия
Вера Владимировна Калитина
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярск
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 — «Кадры и образование») [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
2. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение // XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (912 апреля 2019 г., Москва). М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.
3. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 46-55.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 01.09.2016).
5. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89-90.
6. Архангельская А.Л., Жигунова О.М. E-learning в системе современного высшего образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (33). C. 19-22.
7. Мамедова Г. А., Агаев Ф. Т. Современные технологии электронного образования // Открытое образование. 2017. № 3. С. 73-79. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-3-73-79.
8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
9. Леднев В.А. «MOSCOW Education Online» - дискуссионная площадка электронного обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 5-8.
10. Патаракин, Е.Д. Социальное взаимодействие и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.
11. Ступин А.А., Ступин Е.Е. Электронное обучение (E-Learning) - проблемы и перспективы исследований // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 1. С. 38-49.
12. Шкапенко Т.М. Электронное обучение: актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и зарубежных стран // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6 (33). С. 72-75.
13. Можаева Г.В. Лучшие практики электронного обучения. Томск: Издательство Томского университета, 2015.
14. Скляренко Т. М. Дистанционное образование: зарубежные концепции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С. 65-69.
15. Ferguson R. Learning analytics: Drivers, developments and challenges // International Journal of Technology Enhanced Learning. 2012. № 4 (5-6). С. 304-317.
16. Alvarez C., Salavati S., Nussbaum M., & Milrad M. Collboard Fostering new media literacies in the classroom through collaborative problem solving supported by digital pens and interactive whiteboards // Computers and Education. 2013. № 63. С. 368-379.
17. Illiana Mijares I Blended learning: Are we getting the best from both worlds? Literature Review for EDST 561 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.14288/1.0075749
18. Richards Griff. Athabasca University. Learning Analitics: On the Way to Smart Education [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// slideplayer.com/slide/3740970/
19. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 272-279.
20. Капустин Ю.И. Становление и развитие системы дистанционного образования в высших учебных заведениях. М.: МГОПУ, 2006. 82 с.
21. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века [Электрон. ресурс] // Интерактивное образование. Информационно-пу блицистический образовательный журнал. Режим доступа: http://interactiv.su/2017/12/31/смешанное-обучение-инновация-xxi-века.
22. Афонин С. 6 моделей смешанного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sergeyafonin.ru/6-modelej-smeshannogo-obucheniya/
23. Пушкарева Т. П., Калитина В. В. О формировании математической компетентности студентов на основе проектно-целевого подхода [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29081
Рецензия
Для цитирования:
Пушкарева Т.П., Калитина В.В. Реализация смешанной модели обучения информатике. Открытое образование. 2020;24(2):39-46. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-39-46
For citation:
Pushkaryeva T.P., Kalitina V.V. The Blended Learning Science Training. Open Education. 2020;24(2):39-46. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-39-46