Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 24, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 

4-16 993
Аннотация

Цель исследования. В статье рассматриваются разные взгляды  на  онлайн-образование: студентов,  преподавателей, политиков. Массовые  открытые  онлайн-курсы на западе  начали активно внедрять с 2012 года, однако уже через три года европейские и американские вузы  стали  разочаровываться  в них и пошли на понижение  их значимости в обучении. В России онлайн-обучение – популярный современный  образовательный тренд,  о котором  все чаще говорят на самом высоком  уровне и который  пропагандируют центральные  вузы,  стремящиеся покрыть своими цифровыми курсами все образовательное пространство. Спецпредставитель  президента  РФ по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрий  Песков в октябре 2019 г. описал ключевые тренды для российских университетов  в  ближайшие   5–10  лет:  первый  сценарий «каннибалистический»  – несколько   ведущих   университетов создают онлайн-платформы и фактически вымывают ядро региональных  университетов. Второй  – это цифровые платформы и цифровизация, когда все университеты создают свои онлайн-курсы. Но за всем этим практически не слышно голосов студентов  – хотят ли они массово перейти на дистанционное образование  в интернете?

Материалы  и методы.  Исследование мнений  студентов  было проведено в 2019 году (с мая по декабрь) на базе Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).  Работа проводилась в рамках  изучения  базового курса «Психология и педагогика», который читается  магистрантам 1 курса и аспирантам 2 курса и при проведении  педагогической практики у  магистрантов 2  курса  и  аспирантов 3  курса.  В качестве основного метода выступал письменный опрос обучающихся  о достоинствах и  недостатках  онлайн-обучения  с последующим  групповым  обсуждением  на занятиях.

Результаты были апробированы  на «Зимней  школе преподавателя – 2020», которую в январе 2020 года провело издательство «Юрайт» для преподавателей России, Казахстана, Белоруссии, Армении  и Украины.  Материалы исследования  были представлены на вебинаре «Онлайн-образование глазами студентов» (спикер  – Иванова А.Д.)  и вызвали  широкое обсуждение и множественные  отзывы  слушателей в групповом  чате.  В статье приведены результаты опроса студентов УГАТУ и высказывания из чата  педагогов.

Заключение. Выводы, полученные в результате обработки опроса магистрантов и аспирантов УГАТУ практически полностью  совпали  с выводами  преподавателей, участвующих в «Зимней  школе  преподавателя – 2020»: школу  и первое  послешкольное обучение (средне-профессиональное или высшее) необходимо получать в «классическом» формате. Лучшими вариантами для применения  онлайн-образования все признали: повышение квалификации; получение второго образования; курсы для саморазвития и по новейшим  открытиям и технологиям. Дистанционное образование  необходимо  развивать, но только без кампанейщины: осознанно,  методически и технологически продуманно. Необходимо офлайн проверять «квалификацию» людей с интернет-дипломами. Главное, в погоне за рейтингами и экономической выгодой не спешить с принятием  непродуманных и опрометчивых решений,  способных  привести  к интеллектуальной деградации  молодежи и исправление которых обойдется нашему  государству  стократ  дороже.

17-28 312
Аннотация

Цель исследования. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, выполнено с целью активизации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов в информационной среде обучения путём рационального индивидуального подбора учебно-тренировочных заданий. В ходе исследования выполнены разработка, реализация и внедрение в учебный процесс способа автоматического подбора заданий для самостоятельного выполнения, основанного на прогнозировании трудности и обучающего эффекта задания для конкретного студента с учётом сложности задания и подготовленности студента к выполнению этого задания.

Методы и материалы. В статье даётся чёткое разграничение понятий сложности, трудности и обучающего эффекта учебно-тренировочных заданий. На этой основе поставлена задача прогнозирования уровня трудности задания для студента как задача автоматической классификации пар «студент-задание», представляющих собой множество характеристик студента и задания, которые имеются в базе данных системы электронного обучения. Результатом классификации является прогноз уровня трудности задания для студента, на основе которого принимается решение об обучающем эффекте этого задания.

Задача классификации является одной из хорошо проработанных задач машинного обучения «с учителем». Из нескольких известных обучаемых моделей классификации для реализации были выбраны деревья решений, поскольку они, в отличие от нейросетей, представляют правила прогнозирования в наглядной форме, выделяя при этом значимые признаки. Этап обучения модели состоит в построении дерева решений на основе обучающей выборки, содержащей данные о прецедентах выполнения заданий студентами. В результате вычислительного эксперимента были построены деревья решений для нескольких дисциплин, в которых практикуется автоматическая проверка решений студентов, т.е. имеются данные для формирования обучающей выборки.

Результаты. В статье приводится пример дерева решений, построенного по обучающей выборке, которая сформирована на основе данных электронного практикума по дисциплине «Иностранный язык». Качество прогнозной модели определялось на экзаменационной выборке по критериям точности и обобщающей способности (степень выраженности «эффекта переобучения»). Полученные значения этих показателей позволяют признать качество приемлемым. Проанализированы первые результаты практического применения предложенного способа подбора заданий в учебном процессе. Программное обеспечение, разработанное в ходе выполнения исследования, можно рассматривать как основу рекомендательной системы, которая не может заменить живое общение студента и преподавателя, но является их «умным» помощником в процессе обучения.

Заключение. В целом, результаты исследования показывают, что возможности технологий искусственного интеллекта, в частности, машинного обучения, позволяют воплотить на практике принцип индивидуализированного электронного обучения, адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям каждого студента с целью эффективного развития его профессиональных компетенций. Предлагаемый способ реализован и апробирован в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений Вологодского государственного университета, однако, данный подход представляется достаточно универсальным, поэтому может быть распространён и на другие предметные области и формы обучения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

29-38 347
Аннотация

Цель исследования. Введение в современных условиях системы дистанционного образования в форме электронной образовательной среды требует новых подходов к повышению заинтересованности обучаемых к усвоению материала. Особенно это касается дисциплин общеобразовательного цикла. Одним из путей повышения эффективности усвоения дисциплин является связь теории с практикой. Кроме того, традиционные практические задания по предметам общеобразовательного цикла не в полной мере учитывают применение получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности обучаемых. Поэтому, целью данной работы являются исследования методики и разработка решения заданий, наиболее полно учитывающих практическую направленность изучаемых дисциплин общеобразовательного цикла в технических вузах.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования выбран курс начертательной геометрии, как предмет наиболее сложный для усвоения студентами первого курса высших учебных заведений технического направления. На основе анализа структуры учебной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» авторы предлагают практическую часть курса привязать к конкретному техническому устройству. Затем, используя принятые допущения, теоретические положения и цели изучения начертательной геометрии, разработать комплекс взаимосвязанных задач, описывающих конструкцию технического устройства и взаимодействие его элементов, позволяющих выработать начальные навыки работы студента с машиностроительными чертежами вручную, а также посредством компьютерных программ как стандартных, так и разработанных преподавателями кафедры «Начертательная геометрия и графика» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Результаты. В статье представлены результаты применения практической направленности теоретических положений начертательной геометрии для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В качестве наглядного технического устройства выбран регулятор подачи жидкости, используемый в автомобильной технике. По своей сути практическая направленность заключается в решении трех взаимосвязанных задач по определению параметров регулятора методами начертательной геометрии: взаимное расположение элементов конструкции регулятора (комплексная позиционная задача); определение натуральных величин элементов регулятора (способы преобразования чертежа); определение характеристик корпуса регулятора для создания опоки при его отливке (пересечение поверхностей и развертка одного из тел с нанесенной на нее линией пересечения). Результаты решения поставленных задач представляются в виде расчетно-графических работ (РГР) и выкладываются в электронную среду дистанционного обучения, как итоговые отчетные документы по изучению основных разделов курса начертательной геометрии. Преподаватель размещает в электронной образовательной среде примеры выполнения РГР, особенности формирования начальных навыков для составления и чтения машиностроительных чертежей, а студенты загружают свои решения на страницу соответствующего курса поэтапно или выполненную в целом работу.

Заключение. В заключительной части статьи сформулированы выводы по результатам проделанных авторами исследований. В выводах отражены пути реализации целей изучения начертательной геометрии с использованием компьютерных технологий и электронного образования. Кроме того, показана уникальность и результаты применения предлагаемой методики в техническом вузе.

39-46 493
Аннотация

Цель исследования. В условиях цифровизации общества и экономики главной ценностью считаются не материальные блага, а информация. То есть, информация и информационные технологии приобретают сегодня особую значимость. Так как под термином «информатика» понимается и информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о повышении значимости обучения студентов информатике, независимо от выбранной специальности. Основная цель работы заключается в выявлении наиболее эффективной технологии обучения информатике студентов технического вуза, как представителей цифрового поколения и построение с этих позиций методики обучения информатике в цифровой образовательной среде.

Материалы и методы. В данной статье проведен анализ двух моделей обучения: очной и электронной, выявлены их положительные и отрицательные стороны. Установлено, что в современных условиях цифровизации общества и образования можно оптимально комбинировать сильные стороны традиционного обучения с преимуществами электронной технологии. Предложена смешанная модель обучения информатике студентов технического вуза, как гармоничное сочетание очной и дистанционной технологий. Применение смешанной модели обучения в преподавании информатики приводит к изменению роли педагога и реорганизации, как содержания дисциплины, так и методов и средств обучения. Опорными пунктами выступают требования к специалистам цифрового общества, особенности цифрового поколения студентов и принципы цифровой дидактики, обеспечивающие формирование и развитие требуемых сегодня компетенций.

Результаты. Описаны этапы проектирования курса «Информатика» по смешанной модели обучения: проектирование результатов обучения по дисциплине; разработка оценивающих мероприятий; разработка системы взаимодействия участников. В соответствии с принципами личностно-центрированного подхода к обучению, содержание дисциплины имеет модульную структуру. Это дает возможность студенту построить свою индивидуальную траекторию изучения информатики. Для учета особенностей восприятия информации представителями цифрового поколения содержание курса представлено с использованием традиционной методики и нелинейных технологий обучения информатике: концентрической, параллельной и когнитивной; лекции даны виде текста, презентации и инфографики; для каждого модуля создана ментальная карта, позволяющая охватить содержание модуля целиком и изучать его не последовательно, а по своему усмотрению. Каждому модулю прописаны соответствующие цели и ожидаемые результаты обучения с указанием уровня по таксономии Блума. В качестве оценивающих мероприятий выделены контрольные вопросы к теоретическому материалу, выполнение практических заданий, промежуточные и итоговое тестирование по модулю.

Заключение. Обучение информатике по смешанной модели обеспечивает повышение уровня мотивации студентов к обучению и уровня понимания теоретического материала; повышение уровня их активности при изучении информатики в информационно-образовательной среде и формирование коммуникационных компетенций; освоение студентами новых видов деятельности; гибкость, мобильность и доступность обучения. Все это в итоге способствует формированию компетенций, требуемых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях.

47-54 569
Аннотация

Цель исследования. Актуальность статьи обусловлена цифровой трансформацией образовательного процесса и возрастающими при этом требованиями к цифровому образованию. Цель данного исследования — разработка когнитивной модели траектории обучения на основе цифрового следа и проведение анализа результатов ее апробации.

Материалы и методы. Исследование включает в себя обзор библиографических источников по проблемам использования цифрового следа в системе образования, а также построение модели системы управления траекторией электронного обучения с учетом цифрового следа обучаемых с ее реализацией в электронной образовательной среде на базе LMS Moodle.

Результаты. В данной работе дается понятие цифрового следа обучаемых, рассматривается структура его компонент. Под цифровым следом при этом понимается электронная форма представления данных о результатах учебной, профессиональной и социальной деятельности человека, характеризующей уровень его профессиональной компетентности с точки зрения траектории личностного и профессионального развития. При этом выделяются такие компоненты цифрового следа как технико-технологический, личностно-психологический, поведенческий, деятельностный, компетентностный, коммуникативный, рефлексивный. Также дается понятие структуры когнитивной модели обучаемого, включающей в себя личностный опыт и компетентность, познавательные способности, социально-обусловленные и биопсихические особенности, способность к рефлексии, техническую оснащенность в процессе обучения. При этом можно сделать вывод, что цифровой след обучаемого является цифровым отпечатком его текущей когнитивной модели, зафиксированным в определенный момент времени и показывающим место конкретного человека в социальной и профессиональной среде.

На основе результатов моделирования траектории электронного обучения спроектирована концепция электронного учебного курса, предназначенного для формирования и оценки профессиональных компетенций обучаемых с учетом их цифрового следа. Проведена апробация модели в системе электронного обучения LMS Башкирского ГАУ как для студентов очной формы обучения, так и для слушателей дистанционной группы курсов повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования. Предлагаемый электронный курс позволяет, в том числе, реализовывать когнитивную модель образовательного процесса за счет варьирования учебных заданий и их траектории изучения.

Заключение. Рассмотренная методология формирования образовательной траектории на основе цифрового следа предназначена для совершенствования образовательного процесса, повышения его эффективности путем усиления контроля текущего уровня сформированности компетенций обучаемых. Предлагаемая концепция электронного обучения с учетом когнитивной модели обучаемого позволяет строить гибкую траекторию обучения, учитывающую имеющийся уровень профессиональной компетентности студента и его индивидуальные особенности и потребности. При этом делается вывод, что формирование и оценка профессиональных компетенций обучаемых является сложной, комплексной задачей, для эффективного решения которой необходима интеграция усилий всех участников образовательного процесса - как со стороны преподавателей, так со стороны самих обучаемых.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

55-64 375
Аннотация

Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие управленческих компетенций студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Актуальность данной проблемы обусловлена переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью успешно решать практические и теоретические задачи на своих рабочих местах, в том числе, с использованием современных информационных технологий.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа и сравнения уже существующих подходов к решению проблемы, а в качестве основного метода был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение субъектов и объектов образовательной деятельности в высшем учебном заведении как элементов управленческой системы. В этом контексте образовательная деятельность студентов исследуется с позиций демократизации управления, в том числе, соуправления и самоуправления. В целях повышения эффективности образовательного процесса рассмотрена возможность использования системы дистанционного обучения (СДО) Moodle в качестве программной среды для разработки и размещения учебных и методических материалов, организации на их основе учебного процесса, включая оценку образовательных достижений студентов. Апробация разработанной технологии проведена в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами в рамках учебных дисциплин направления подготовки — «Менеджмент: 38.03.02», направленность (профиль) программы — «Менеджмент организации» и «Антикризисное управление», уровень высшего образования — «Бакалавриат», а также в работе с магистрантами направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность (профиль) программы «Стратегическое и корпоративное управление".

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная информационно-педагогическая технология с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle, основанная на вовлечении обучающихся в управленческую деятельность, задействующая в образовательном процессе механизмы демократизации и инклюзии, способствующая развитию в студенческих и магистерских группах организационной культуры команды и способности работать в конкурентной среде. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет придать подготовке студентов и магистрантов практико-ориентированный характер уже на первом курсе их обучения в университете. Опрос студентов и магистрантов в ходе и по итогам изучения учебных дисциплин с использованием рассматриваемой информационно-педагогической технологии свидетельствует о том, что она им нравится. Абсолютное большинство студентов и магистрантов в анкетах отметили, что они удовлетворены качеством преподавания и результатами собственной деятельности, а также формирующимися в результате работы позитивными взаимоотношениями в коллективе.

Заключение. Предлагаемая технология гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, и позволяет организовать управленческую практику студентов и магистрантов непосредственно на занятиях в вузе. Таким образом уже на первых стадиях обучения в университете реализуется практико-ориентированный подход, направленный на формирование и развитие у студентов и магистрантов управленческих и цифровых компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.

65-72 773
Аннотация

Цель исследования заключается в разработке цифровой платформы для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов, способных интегрироваться в среду электронного обучения университета. Платформа «Цифровой тьютор» призвана обеспечить учебный процесс онлайн инструментами, позволяющими реализовать адаптацию контентной части электронного курса в соответствии с индивидуальным уровнем компетентности обучающегося за счет инструментов адаптивного тестирования в целях достижения уровня компетентности обучающегося, установленной образовательными и профессиональными стандартами.

Материалы и методы исследования. Методологическую базу исследования составляют методы и технологии системного анализа и управления знаниями. Выводы и положения работы основываются на анализе отечественной и зарубежной литературы по использованию цифровых технологий в образовании. При подготовке статьи использовались материалы, полученные авторами в ходе выполнения научно-практической разработки прототипа платформы «Цифровой тьютор» для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

Результаты. Цифровая платформа для размещения репозитория учебных объектов и самих онлайн курсов размещена на информационных ресурсах Университета с возможностью интеграции в электронную образовательную среду Университета. Реализация данного проекта позволит: студентам и слушателям использовать учебный контент, подготовленный на основе актуального учебного материала, а также самим участвовать в его создании и обсуждении;разрабатывать более динамичные и качественные учебные курсы, способствующие формированию у студентов и слушателей требуемых компетенций; значительно снизить нагрузку на преподавателей при работе с удаленными студентами, высвободить им больше времени для актуализации учебного материала, формирования практических и проектных заданий; реализовать концепцию персонализации обучения — создание учебного материала, нацеленного на конкретного обучающегося; обеспечить сопровождение создания и актуализации собственных МООС; трансформировать систему дополнительного образования под требования и потребности бизнеса; с опережением реагировать на потребности общества в квалифицированных кадрах для цифровой экономики.

Заключение. Предложена и апробирована новая модель реализации онлайн образования, заключающаяся в автоматическом построении онлайн курсов из учебных объектов репозитория в соответствии с мониторингом его активностей и персонально выстроенной траекторией для достижения требуемых результатов обучения. Концепция трансформации модели онлайн образования основана на создании современной информационно-образовательной среды на основе передовых цифровых, интеллектуальных технологий. По сравнению с существующими аналогами проект обладает конкурентными преимуществами, заключающимися в реализации новой бизнес-модели образования, основанной на наличии механизма автоматической актуализации учебного контента и построения курсов на базе репозитория учебных объектов, формирующих необходимые компетенции в соответствии с ФГОС и утвержденными профессиональными стандартами.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

73-79 458
Аннотация

Целью исследования является повышение эффективности управления информационной безопасностью для государственных информационных систем (ГИС) с устройствами терминального доступа за счет совершенствования нормативно-правовых актов, которые должны быть логически увязаны между собой и не противоречить друг другу, а также использовать единый профессиональный тезаурус, позволяющий понимать и описывать процессы в области информационной безопасности.

В настоящее время государственные информационные системы с устройствами терминального доступа используются для обеспечения реализации законных интересов граждан при информационном взаимодействии с органами государственной власти [1]. Одним из типов таких систем являются системы общего пользования [2]. Они предназначены для оказания электронных услуг гражданам, таких как оплата налогов, получение справок, подача заявлений и иных сведений. Обрабатываемые персональные данные могут относиться к специальным, биометрическим, общедоступным и иным категориям [3]. Различные категории персональных данных, сосредоточенные в большом объёме о большом числе граждан, могут привести к значительному ущербу в результате их утечки, а значит, это создаёт информационные риски.

Существуют несколько основных типов архитектур государственных информационных систем: системы на основе «тонкого клиента»; системы на основе одноранговой сети; файл -серверные системы; центры обработки данных; системы с удаленным доступом пользователей; использование разных типов операционных систем (гетерогенность среды); использование прикладных программ, независимых от операционных систем; использование выделенных каналов связи [4]. Такое разнообразие и неоднородность государственных информационных систем с одной стороны, и необходимость качественного государственного регулирования в области информационной безопасности в этих системах, с другой стороны, требуют изучения и развития нормативно-правовых актов, учитывающих в первую очередь особенности систем, имеющих типовую современную архитектуру «тонкого клиента».

Материалы и методы исследования. Защита государственной информационной системы регламентируется большим числом нормативно-правовых актов, которые постоянно совершенствуются с изменением и дополнением контента. На содержательном уровне она включает в себя множество этапов, таких как формирование требований к ГИС, разработка системы защиты, её внедрение, аттестация. Защищаемая информация обрабатывается в целях исполнения законодательства и обеспечения функционирования органов власти. Необходимость защиты конфиденциальной информации определяется законодательством Российской Федерации [5,6]. Поэтому для оценки качества нормативно-правовой базы информационной безопасности для устройств терминального доступа государственной информационной системы в работе проводится анализ основных нормативно-правовых актов и на его основе методом аналогии разрабатываются предложения по совершенствованию имеющихся регулирующих документов в области информационной безопасности.

Результаты. В работе разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы информационной безопасности для устройств терминального доступа государственной информационной системы

-          для единообразия и унификации обоснованы термины с соответствующими определениями для их установления в документы ФСТЭК или Росстандарта;

-          правила формирования требований к терминалам, которые должны быть аналогом требований к средствам вычислительной техники в «Концепции защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации».

Выводы. Предложены общие рекомендации по защите информации в государственных информационных системах, использующих архитектуру «тонкого клиента», а также обоснованы специфичные угрозы, отсутствующие в банке угроз ФСТЭК и определены направления дальнейшего обеспечения информационной безопасности для рассматриваемого класса государственных информационных систем. В связи с большим числом заинтересованных субъектов, участвующих в согласовании и выработки единых решений, более конкретное рассмотрение поднятых проблем и вопросов возможно только с привлечением к обсуждению представителей уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и представителей бизнеса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)