К вопросу практической направленности обучения студентов технического вуза основам начертательной геометрии
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-29-38
Аннотация
Цель исследования. Введение в современных условиях системы дистанционного образования в форме электронной образовательной среды требует новых подходов к повышению заинтересованности обучаемых к усвоению материала. Особенно это касается дисциплин общеобразовательного цикла. Одним из путей повышения эффективности усвоения дисциплин является связь теории с практикой. Кроме того, традиционные практические задания по предметам общеобразовательного цикла не в полной мере учитывают применение получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности обучаемых. Поэтому, целью данной работы являются исследования методики и разработка решения заданий, наиболее полно учитывающих практическую направленность изучаемых дисциплин общеобразовательного цикла в технических вузах.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования выбран курс начертательной геометрии, как предмет наиболее сложный для усвоения студентами первого курса высших учебных заведений технического направления. На основе анализа структуры учебной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» авторы предлагают практическую часть курса привязать к конкретному техническому устройству. Затем, используя принятые допущения, теоретические положения и цели изучения начертательной геометрии, разработать комплекс взаимосвязанных задач, описывающих конструкцию технического устройства и взаимодействие его элементов, позволяющих выработать начальные навыки работы студента с машиностроительными чертежами вручную, а также посредством компьютерных программ как стандартных, так и разработанных преподавателями кафедры «Начертательная геометрия и графика» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Результаты. В статье представлены результаты применения практической направленности теоретических положений начертательной геометрии для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В качестве наглядного технического устройства выбран регулятор подачи жидкости, используемый в автомобильной технике. По своей сути практическая направленность заключается в решении трех взаимосвязанных задач по определению параметров регулятора методами начертательной геометрии: взаимное расположение элементов конструкции регулятора (комплексная позиционная задача); определение натуральных величин элементов регулятора (способы преобразования чертежа); определение характеристик корпуса регулятора для создания опоки при его отливке (пересечение поверхностей и развертка одного из тел с нанесенной на нее линией пересечения). Результаты решения поставленных задач представляются в виде расчетно-графических работ (РГР) и выкладываются в электронную среду дистанционного обучения, как итоговые отчетные документы по изучению основных разделов курса начертательной геометрии. Преподаватель размещает в электронной образовательной среде примеры выполнения РГР, особенности формирования начальных навыков для составления и чтения машиностроительных чертежей, а студенты загружают свои решения на страницу соответствующего курса поэтапно или выполненную в целом работу.
Заключение. В заключительной части статьи сформулированы выводы по результатам проделанных авторами исследований. В выводах отражены пути реализации целей изучения начертательной геометрии с использованием компьютерных технологий и электронного образования. Кроме того, показана уникальность и результаты применения предлагаемой методики в техническом вузе.
Об авторах
Л. Г. ПоляковРоссия
Леонид Григорьевич Поляков
Т. Д. Полякова
Россия
Татьяна Дмитриевна Полякова
Список литературы
1. Дробинин Н.С., Нелюбин Д.И. Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 513—515.
2. Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки // Открытое образование. 2019. № 23(2). С. 14—22. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-2-14-22.
3. Поляков Л.Г., Полякова Т.Д., Гаврилюк Л.Е. Модель формирования мотивации обучения // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2020. №1 (26). С. 7—15.
4. Имас О.Н., Шерстнева А.И. Сравнительный анализ факторов, влияющих на успешное усвоение математических дисциплин студентами младших курсов высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.
5. Жирных Б.Г., Серёгин В.И., Ша- рикян Ю.Э. Начертательная геометрия. Под общ. ред. В.И. Серегина 1-е изд. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 168 с.
6. Оганесов О.А., Кузенева Н.Н., Рябико- ва И.М. Начертательная геометрия и инженерная графика: теория, контрольные задания и примеры решения задач. Ч. 1. М.: МАДИ(ГТУ), 2002. 65 с.
7. Леонова О.Н., Солодухин Е. А. Начертательная геометрия в примерах и задачах. СПб.: СПбГАСУ, 2015. 44 с.
8. Ахметов Н.Д., Феоктистова Л.А., Рзаева Т.В., Гимадеев М.М., Коробова А.Г., Кривошеев В.А.,
9. Набиуллина Г.И., Валлиахметова Л.Н. Начертательная геометрия. Практикум: учебное. пособие под ред. Н.Д. Ахметова. Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережно- челнинского института К(П)ФУ, 2017. 168 с.
10. Яковцева О.И., Бирилло Н.С. Начертательная геометрия: учеб.-метод. пособие по выполнению расчетно-графических работ. Гомель: БелГУТ, 2013. 52 с.
11. Мухина М. Л., Скобелева И. Ю. Начертательная геометрия под ред. И.А. Ширшовой. Нижний Новгород: НГТУ им Р. Е. Алексеева, 2014. 159 с.
12. Золотарева С. В. Начертательная геометрия: учебное пособие. Комсомольск на-Амуре: Государственное образовательное учреждение высшего образования «Комсомольский-на- Амуре государственный университет», 2017. 92 с
13. Поляков Л.Г. Начертательная геометрия и инженерная графика. Часть 1. Начертательная геометрия. Курс лекций по направлению 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Пенза: ПГУАС, 2017. 100 с.
14. Поляков Л.Г. Начертательная геометрия и инженерная графика. Ч. 1: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Пенза: ПГУАС, 2017. 214 с.
15. Поляков Л.Г. Начертательная геометрия и инженерная графика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Пенза: ПГУАС, 2017. 236 с.
16. Поляков Л.Г. Начертательная геометрия и инженерная графика: учебно-методическое пособие по выполнению расчетно-графических работ для направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Пенза: ПГУАС, 2017. 212 с.
17. Поляков Л.Г. Формирование методики обучения построению поверхностей в теории изображений. Пенза: ПГУАС, 2020. 172с.
18. Поляков Л.Г., Слюсар Г.С. Повышение прикладной направленности курса начертательной геометрии // Сборник статей международной научно-методической конференции «Инновационные технологии обучения в техническом ВУЗе». Пенза: ПГУАС, 2009. С. 43-49.
19. Б1.Б.1.10 Начертательная геометрия и инженерная графика [Электрон. ресурс]. Пенза: ПГУАС. Режим доступа: http://do.pguas.ru/ course/view.php?id=1437.
20. ГОСТ 2.301-68 Единая конструкторская документация. Форматы. М.: Стандартинформ, 2007. 6 с.
21. ГОСТ 2.303-68 Единая конструкторская документация. Линии. М.: Стандартинформ, 2007. 8 с.
22. ГОСТ 2.304-68 Единая конструкторская документация. Шрифты чертежные. М.: Стандартинформ, 2007. 30 с.
23. ГОСТ 2.307-2011 Единая конструкторская документация. Нанесение размеров и предельных отклонений (с поправками). М.: Стандартинформ, 2011. 32 с.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков Л.Г., Полякова Т.Д. К вопросу практической направленности обучения студентов технического вуза основам начертательной геометрии. Открытое образование. 2020;24(2):29-38. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-29-38
For citation:
Polyakov L.G., Polyakova T.D. On the Issue of Practical Orientation of Teaching Students of Technical Universities the Basics of Descriptive Geometry. Open Education. 2020;24(2):29-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-29-38