Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года)


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-4-16

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. В статье рассматриваются разные взгляды  на  онлайн-образование: студентов,  преподавателей, политиков. Массовые  открытые  онлайн-курсы на западе  начали активно внедрять с 2012 года, однако уже через три года европейские и американские вузы  стали  разочаровываться  в них и пошли на понижение  их значимости в обучении. В России онлайн-обучение – популярный современный  образовательный тренд,  о котором  все чаще говорят на самом высоком  уровне и который  пропагандируют центральные  вузы,  стремящиеся покрыть своими цифровыми курсами все образовательное пространство. Спецпредставитель  президента  РФ по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрий  Песков в октябре 2019 г. описал ключевые тренды для российских университетов  в  ближайшие   5–10  лет:  первый  сценарий «каннибалистический»  – несколько   ведущих   университетов создают онлайн-платформы и фактически вымывают ядро региональных  университетов. Второй  – это цифровые платформы и цифровизация, когда все университеты создают свои онлайн-курсы. Но за всем этим практически не слышно голосов студентов  – хотят ли они массово перейти на дистанционное образование  в интернете?

Материалы  и методы.  Исследование мнений  студентов  было проведено в 2019 году (с мая по декабрь) на базе Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).  Работа проводилась в рамках  изучения  базового курса «Психология и педагогика», который читается  магистрантам 1 курса и аспирантам 2 курса и при проведении  педагогической практики у  магистрантов 2  курса  и  аспирантов 3  курса.  В качестве основного метода выступал письменный опрос обучающихся  о достоинствах и  недостатках  онлайн-обучения  с последующим  групповым  обсуждением  на занятиях.

Результаты были апробированы  на «Зимней  школе преподавателя – 2020», которую в январе 2020 года провело издательство «Юрайт» для преподавателей России, Казахстана, Белоруссии, Армении  и Украины.  Материалы исследования  были представлены на вебинаре «Онлайн-образование глазами студентов» (спикер  – Иванова А.Д.)  и вызвали  широкое обсуждение и множественные  отзывы  слушателей в групповом  чате.  В статье приведены результаты опроса студентов УГАТУ и высказывания из чата  педагогов.

Заключение. Выводы, полученные в результате обработки опроса магистрантов и аспирантов УГАТУ практически полностью  совпали  с выводами  преподавателей, участвующих в «Зимней  школе  преподавателя – 2020»: школу  и первое  послешкольное обучение (средне-профессиональное или высшее) необходимо получать в «классическом» формате. Лучшими вариантами для применения  онлайн-образования все признали: повышение квалификации; получение второго образования; курсы для саморазвития и по новейшим  открытиям и технологиям. Дистанционное образование  необходимо  развивать, но только без кампанейщины: осознанно,  методически и технологически продуманно. Необходимо офлайн проверять «квалификацию» людей с интернет-дипломами. Главное, в погоне за рейтингами и экономической выгодой не спешить с принятием  непродуманных и опрометчивых решений,  способных  привести  к интеллектуальной деградации  молодежи и исправление которых обойдется нашему  государству  стократ  дороже.


Об авторах

А. Д. Иванова
Уфимский государственный авиационный технический университет
Россия

Алла Дмитриевна Иванова

Кандидат педагогических наук, доцент

Уфа



О. В. Муругова
Уфимский государственный авиационный технический университет
Россия

Оксана Владимировна Муругова

Аспирант

Уфа



Список литературы

1. Лакман И.А., Иванова А.Д. Перспективы применения кейс-обучения в высшей школе. Электронное обучение в непрерывном образовании 2018 // Сборник V международной научно-практической конференции (18—20 апреля 2018 г., Ульяновск). Ульяновск: Издательство УлГТУ, 2018. С. 433-440.

2. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176-202.

3. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Instructional Quality of Massive Open Online Courses (MOOCs) // Computers and Education. 2015. № 80. С. 77-83.

4. Allen E. I., Seaman J. Grade Level: Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, LLC [Электрон. ресурс] // Babson Survey Research Group. 2015. Режим доступа: http://www.onlinelearningsurvey.com/reports/gradelevel.pdf (Дата обращения: 10.03.2020).

5. Jansen D., Konings L. MOOC Strategies of European Institutions [Электрон. ресурс] // The OER knowledge cloud. 2017. Режим доступа: ttps://oerknowledgecloud.org/sites/oerknowledgecloud.org/files/MOOC_Strategies_of_European_Institutions.pdf (Дата обращения: 10.03.2020).

6. Иванова А.Д., Иванова О.В. Опыт организации самостоятельной работы магистров при изучении курса «Психология и педагогика» // Педагогический журнал. 2016. № 5. С. 305-314.

7. Иванова А.Д. Центениалы в современном цифровом мире: психолого-педагогические особенности развития. Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе // Сборник Материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием (7-8 июня 2018 г., Уфа). Уфа: Издательство БГУ, 2018. С. 53-58.

8. Лекции переносят в онлайн-аудиторию. Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате [Электрон. ресурс] // Газета Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3758336 (Дата обращения: 10.03.2020).

9. Ректор ВШЭ призвал заменить доцентов без научных работ онлайн-курсами [Электрон. ресурс] // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/26/02/2018/5a93f2889a79475483ae233e (Дата обращения: 10.03.2020).

10. Спецпредставитель президента назвал ключевые тренды для вузов на 5-10 лет [Электрон. ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20191001/1559310578.html (Дата обращения: 10.03.2020).

11. Зимняя школа преподавателя - 2020 «Цифровизация образования: основные тренды и оценивание образовательных достижений» (27 января - 2 февраля 2020 г.) [Электрон. ресурс] // Образовательная платформа ЮРАЙТ. Режим доступа: https://urait.ru/info/teacher-school (Дата обращения: 10.03.2020).

12. Онлайн-образование глазами студентов. Вебинар в издательстве «Юрайт» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9IxH00xDFgo&t=205s (Дата обращения: 10.03.2020).

13. Нововведения в ДВФУ: высшая математика «по скайпу» и оценки самим себе [Электрон. ресурс] // НАКАНУНЕЖи. Режим доступа: https://www.nakanune.ru/articles/114512/ (Дата обращения: 10.03.2020).

14. Муругова О.В., Иванова А.Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. 2018. № 2(19). С. 140-146.

15. Диалог на равных с Ярославом Кузьминовым [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/AZG4DbeHwe0 (Дата обращения: 10.03.2020).

16. Жук Л.Г. Иноязычные массовые открытые онлайн-курсы как один из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-1). С. 235-243.

17. Агапова Н.А. Опыт создания MOOK: взгляд изнутри (методический и управленческий аспекты) // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4 (60). С. 36—43.

18. Елизарьева Ю.А. Современный преподаватель в процессе «МООКизации» образования // Гуманитарная информатика. 2016. № 10. С. 92-100.

19. Путин призвал ликвидировать вузы-«пустышки» [Электрон. ресурс] // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/973089/2020-02-06/putin-prizval-likvidirovat-vuzy-pustyshki (Дата обращения: 10.03.2020).

20. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-144.

21. «Мы обойдёмся и без вас, а вы без нас — нет»: онлайн и офлайн обсуждают будущее ИТ-образования. Дискутируют руководители Skillbox, Geekjob, HighLoad++ и Beta [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/skillbox/96139-dispute?utm_campaign=dbr&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (Дата обращения: 10.03.2020).

22. Копытова Н.Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус. 2015. № 2 (26). С. 37-42.

23. Мухаметшин Р.Р., Иванова А.Д. Как заинтересовать студентов инженерных специальностей учебным процессом // Молодежный Вестник УГАТУ. 2019. № 2(21). С. 177-182.-


Дополнительные файлы

Для цитирования: Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года). Открытое образование. 2020;24(2):4-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-4-16

For citation: Ivanova A.D., Murugova O.V. Online Education Through the Eyes of Students and Lecturers (Based on the Results of a Pedagogical Study in 2019). Open Education. 2020;24(2):4-16. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-4-16

Просмотров: 194

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)