Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении факторов, определяющих востребованность и возможности интеграции форматов eLearning — главным образом, видео и онлайн курсов — в учебный процесс РЭУ им. Г.В. Плеханова с позиций преподавателей и студентов. В качестве гипотезы выступило предположение о позитивном восприятии этих форматов обеими сторонами при одновременном существовании ряда ограничений, снижающих энтузиазм преподавателей в отношении расширения рамок традиционных методов подачи учебного материала. Стремление выяснить мотивы и уточнить аргументы за и против использования онлайн и видео технологий направлено на решение практической задачи максимального раскрытия потенциала университета в современной образовательной среде. Результаты исследования позволяют сформировать рекомендации по созданию необходимых программ, в т.ч. мотивационных, а также эффективных инструкций и схем работы и взаимодействия подразделений, преподавателей и студентов университета, способствующих распространению инновационных процессов в сфере высшего образования.

Материалы и методы основаны на теоретических источниках, содержащих опубликованные оценки российских и зарубежных экспертов в отношении развития SmartEducation, а также примеры эффективного применения eLearning в университетах и критическое изучение этого опыта с учетом специфики РЭУ им. Г.В. Плеханова. Полевое исследование проведено посредством анкетирования преподавателей и студентов университета. Содержание вопросов, вошедших в анкеты для каждой анализируемой группы (преподаватель/студент), определялось поставленной целью исследования и учитывало особенности каждой стороны. Методический подход позволил сформировать объективную картину перспективности и готовности к наращиванию применения форматов eLearning в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Результаты исследования показали в целом позитивное отношение студентов и преподавателей к внедрению eLearning в процесс обучение в РЭУ им. Г.В. Плеханова. При этом выявлена определенная доля скептицизма и критической реакции преподавателей на распространение онлайн составляющей учебного процесса. В статье приведены конкретные данные по опасениям, связываемым преподавателями с расширением инструментария eLearning в их работе. Основные проблемы касаются необходимости личностной адаптации к цифровому пространству, непонимания принципов закрепления авторства и учета виртуальных курсов в академической нагрузке и проч. Заключение. Выявленные факторы наибольшего влияния на восприятие студентами и преподавателями онлайн и видео технологий в учебных процессах РЭУ им. Г.В. Плеханова позволяют увидеть ряд сложностей, возникающих в процессе развития образовательных технологий, которые, однако, не являются непреодолимыми. Целесообразное увеличение онлайн компонента в структуре учебной дисциплины, предложение разнообразных форм интерактива, овладение навыками применения новейших технических достижений представляют сегодня важнейшие элементы прогрессивности высшего образования. Сделанные в исследовании выводы предлагаются к рассмотрению при формировании планов университета, связанных с инновационными задачами вуза.


Об авторах

А. А. Докукина
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Анна Анатольевна Докукина - кандидат экономическихнаук, доцент; доцент кафедры экономики промышленности.

Москва


Д. А. Штыхно
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно - кандидат экономическихнаук, доцент; проректор по стратегическому развитию и международной деятельности.

Москва



Список литературы

1. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Белоглазова И.А., Мальцев О.Л., Трубачеев Е.В., Никифорова С.А., Попенко В.В. Образовательные технологии онлайн-обучения: анализ массовых открытых онлайн-курсов российских вузов. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 4 (46). С. 50-57.

2. Варшавская Ю. Могут ли онлайн-курсы заменить учёбу в университете. URL: https://mel.fm/obrazovaniye/7629051-online_university (дата обращения: 23.09.2019)

3. Григорьева Н.В., Петунова С.А. Онлайн-коучинг и онлайн-тренинг как новые направления обучения. В сборнике: РОСТ — Развитие, Образование, Стратегии, Технологии. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2019. С. 37—41.

4. Готская И.Б., Жучков В.М. Современное состояние, проблемы и перспективы развития массовых открытых онлайн курсов // Преподаватель XXI век. 2016. № 4 (1). С. 117—127

5. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 1. С. 34—45.

6. Диканская Ю.В. Массовые онлайн-курсы и онлайн-сервисы в образовании // В сборнике: Конкурс молодых учёных. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 226—229.

7. Исследование Левада-Центра: 70 процентов россиян не владеют иностранными языками. // Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/news/2014/05/28/6787 (дата обращения: 11.10.2019)

8. Каленов О.Е. Характеристики и особенности виртуальных организаций // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 5 (101). С. 117—123.

9. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61—73.

10. Кирия И.В. Онлайн-образование и креативная мифология»: феномен массовых открытых онлайн-курсов через призму критической теории медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 1. С. 3—24.

11. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровиза-ции // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 13—22.

12. Корнилов Ю.В., Государев И.Б. Опыт разработки онлайн-курсов и организации онлайн-обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 60.

13. Кречетова А. Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii (дата обращения: 28.09.2019)

14. Купцова О.В. Преимущества и проблемы онлайн-обучения (на примере реализации онлайн-курса «Правоведение») // Право и образование. 2019. № 8. С. 55—61.

15. Открытые программы дистанционного обучения. © studyglobe.ru. URL: https://studyglobe.ru/distanzionnoe/udacity.html (дата обращения: 10.12.2019)

16. Петрова Л.Е., Кузьмин К.В. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством МООСs: методические решения преподавателя вуза // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 177—182.

17. Петровская И.А. Менеджмент как учебная дисциплина: проблемы и задачи преподавания // Научный журнал Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. Т. 2. № 22. С. 29—35.

18. Повный А. Виды онлайн-обучения (лекции, семинары, видео-курсы, онлайн-курсы, тренинги) — в чем различие? URL: http://www.electrolibrary.info/information/78-vidy-onlayn-obucheniya-v-chem-razlichie.html (дата обращения: 23.09.2019)

19. Рыжкина Н.А., Гардт М.А. Онлайн образование на примере открытых онлайн курсов (российский и зарубежный аспекты вопроса). // В сборнике: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию филиала КузГТУ в г. Междуреченске. 2018. С. 269—271.

20. Alhabeeb A., Rowley J. E-learning critical success factors: Comparing perspectives from academic staff and students. Computers & Education. 2018. № 127(1). P. 1—12. Elsevier Ltd. URL: https://www.learntechlib.org/p/200473/ (дата обращения 11.10.2019)

21. Gibson S.G., Harris M.L., Colaric S.M. Technology Acceptance in an Academic Context: Faculty Acceptance of Online Education // Journal of Education for Business. 2008. № 83(6). P. 355— 359. URL: https://www.learntechlib.org/p/74676/ (дата обращения 09.10.2019)

22. OtzyvMarketing — авторитетные отзывы от специалистов интрернет-рынка. URL: https://otzyvmarketing.ru/udemy/ (дата обращения 11.12.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей. Открытое образование. 2020;24(1):21-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33

For citation: Dokukina A.A., Shtykhno D.A. Video and Online Courses in the Educational Process of Plekhanov Russian University of Economics: opportunities, advantages and problems for students and professors. Open Education. 2020;24(1):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33

Просмотров: 41

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)