Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении факторов, определяющих востребованность и возможности интеграции форматов eLearning — главным образом, видео и онлайн курсов — в учебный процесс РЭУ им. Г.В. Плеханова с позиций преподавателей и студентов. В качестве гипотезы выступило предположение о позитивном восприятии этих форматов обеими сторонами при одновременном существовании ряда ограничений, снижающих энтузиазм преподавателей в отношении расширения рамок традиционных методов подачи учебного материала. Стремление выяснить мотивы и уточнить аргументы за и против использования онлайн и видео технологий направлено на решение практической задачи максимального раскрытия потенциала университета в современной образовательной среде. Результаты исследования позволяют сформировать рекомендации по созданию необходимых программ, в т.ч. мотивационных, а также эффективных инструкций и схем работы и взаимодействия подразделений, преподавателей и студентов университета, способствующих распространению инновационных процессов в сфере высшего образования.
Материалы и методы основаны на теоретических источниках, содержащих опубликованные оценки российских и зарубежных экспертов в отношении развития SmartEducation, а также примеры эффективного применения eLearning в университетах и критическое изучение этого опыта с учетом специфики РЭУ им. Г.В. Плеханова. Полевое исследование проведено посредством анкетирования преподавателей и студентов университета. Содержание вопросов, вошедших в анкеты для каждой анализируемой группы (преподаватель/студент), определялось поставленной целью исследования и учитывало особенности каждой стороны. Методический подход позволил сформировать объективную картину перспективности и готовности к наращиванию применения форматов eLearning в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Результаты исследования показали в целом позитивное отношение студентов и преподавателей к внедрению eLearning в процесс обучение в РЭУ им. Г.В. Плеханова. При этом выявлена определенная доля скептицизма и критической реакции преподавателей на распространение онлайн составляющей учебного процесса. В статье приведены конкретные данные по опасениям, связываемым преподавателями с расширением инструментария eLearning в их работе. Основные проблемы касаются необходимости личностной адаптации к цифровому пространству, непонимания принципов закрепления авторства и учета виртуальных курсов в академической нагрузке и проч. Заключение. Выявленные факторы наибольшего влияния на восприятие студентами и преподавателями онлайн и видео технологий в учебных процессах РЭУ им. Г.В. Плеханова позволяют увидеть ряд сложностей, возникающих в процессе развития образовательных технологий, которые, однако, не являются непреодолимыми. Целесообразное увеличение онлайн компонента в структуре учебной дисциплины, предложение разнообразных форм интерактива, овладение навыками применения новейших технических достижений представляют сегодня важнейшие элементы прогрессивности высшего образования. Сделанные в исследовании выводы предлагаются к рассмотрению при формировании планов университета, связанных с инновационными задачами вуза.
Ключевые слова
Для цитирования:
Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей. Открытое образование. 2020;24(1):21-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33
For citation:
Dokukina A.A., Shtykhno D.A. Video and Online Courses in the Educational Process of Plekhanov Russian University of Economics: opportunities, advantages and problems for students and professors. Open Education. 2020;24(1):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-21-33