Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66
Аннотация
Целью исследования является анализ возможностей и обоснование использования веб-сервисов онлайн-досок в качестве мультимедийного средства обучения и организации групповой работы студентов на занятии по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Актуальность исследования обусловлена дидактическими сложностями и проблемными вопросами методического сопровождения образовательного процесса в контексте общего перехода высших учебных заведений РФ в формат электронного обучения.
Материалы и методы. В статье раскрыты специфические дидактические требования, обуславливающие выбор средств обучения и ресурсов для проведения групповых форм учебной деятельности студентов на практическом занятии по иностранному языку в условиях электронного обучения. Результаты исследования получены в ходе анализа теоретических и методологических научных публикаций, посвященных основам групповой работы и особенностям содержания практического занятия в системе высшей школы. Отдельное внимание отводится проблеме планирования совместной учебной деятельности с учетом специфики преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Следующий этап исследования включал изучение функциональных возможностей существующих веб-приложений онлайн-доски с целью определения преимуществ применения и вариантов использования рассматриваемого средства для обеспечения наглядности, интерактивности и организации групповой формы работы студентов на практическом занятии по иностранному языку в электронном обучении.
Результаты. В рамках исследования апробирован ресурс Linoit (пример одного из веб-сервисов онлайн-доски). Виртуальная доска использовалась как дополнительное средство организации форм групповой работы на практическом занятии по иностранному языку на портале дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе (https://distant.sev.msu.ru/). Различные функциональные возможности инструмента Linoit были протестированы в формате совместной работы студентов в процессе проведения практических занятий в период организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий для студентов 1–4 курсов направлений подготовки 46.03.01 «История», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». По результатам педагогического наблюдения и апробации технических возможностей онлайн-доски в статье представлены вариации использования ресурса для осуществления групповой деятельности на разных этапах практического занятия по иностранному языку. Приведены примеры учебных заданий, которые можно выполнять с помощью онлайн-доски.
Заключение. Использование онлайн-доски решает задачи обеспечения наглядности, интерактивности, наличия быстрой обратной связи, а также организации работы в едином веб-пространстве. Онлайн-доска является многофункциональным средством обучения. Прежде всего, ресурс предоставляет визуальный контакт для всех членов группы. Онлайн-доску можно рассматривать как эффективный инструмент для совместной учебной и проектной деятельности студентов благодаря функциям обмена файлами разного типа (мультимедиа объектами) и опции совместного редактирования материалов. Наличие онлайн-доски существенно облегчает процедуру проведения этапов контроля, а также взаимной проверки. Использование ресурса способствует развитию творческих способностей студентов, формированию универсальных и профессиональных компетенций на практическом занятии по иностранному языку в условиях электронного обучения.
Об авторе
А. В. ГлотоваРоссия
Александра Валерьевна Глотова - старший преподаватель кафедры иностранных языков
SPIN-код 9285-2528
Севастополь
Список литературы
1. Лубский А.В., Ковалев В.В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий юга России. 2020. Т. 9 (42). № 2. С. 33–50. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.2.2.
2. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3428–3437. DOI: 10.15372/PEMW20200105.
3. Zhang Zuochen, Bayley Jonathan G. Peer learning for university students’ learning enrichment: Perspectives of undergraduate students // Journal of Peer Learning. 2019. № 12. С. 61–74.
4. Савушкина Л.В. К проблеме использования цифровых технологий в современном образовательном пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 70. С. 5–10.
5. Капустина Л.В. Анализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих web-сайтов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 3. С. 48–56. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2020/201020.htm (Дата обращения: 17.07.2020).
6. Буцык С.В. Цифровое поколение в российском образовании: от актуальности проблемы к оценке воздействия цифровизации на обучающихся // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 24–32. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-24-32.
7. Журавлев В.В. Дидактические особенности организации практических занятий в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2008. № 1. С. 48–54.
8. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Издво «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. 224 c.
9. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 100–104.
10. Витченко О.В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам // International journal of experimental Education. 2013. № 4. С. 66–68.
11. Максудов У.О. Современные методы и приемы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Язык и культура. 2020. № 49. С. 242–254. DOI: 10.17223/19996195/49/16.
12. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 56–66. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-56-66.
13. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров. Под ред. Л. П. Крившенко. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. 488 с.
14. Абдуразакова Ш.Р. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского) как средство оптимизации процесса обучения [Электрон. ресурс] // Достижения науки и образования. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokahinostrannogo-yazyka-angliyskogo-kak-sredstvooptimizatsii-protsessa-obucheniya. (Дата обращения: 10.05.2020).
15. Горовенко Л.А., Алексанян Г.А. Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (231). С. 220–225.
16. Алексанян Г.А., Черняева Э.П. Использование информационных технологий в цифровизации образования на примере планшетного компьютера и электронной доски [Электрон. ресурс] // KANT. 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyhtehnologiy-v-tsifrovizatsii-obrazovaniya-na-primereplanshetnogo-kompyutera-i-elektronnoy-doski. (Дата обращения: 13.05.2020).
17. Горовенко Л.А., Алексанян Г.А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски RealTimeBoard // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 2 (241). С. 47–53.
18. Зайцев В.Г., Желтова А.А., Тибирькова Е.В. Разработка образовательных ресурсов с использованием web-сервиса Trello // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 94–98.
19. Фрик О. В. О дидактических возможностях использования виртуальной доски в образовательном процессе вуза // Вестник Сибирского института бизнес и информационных технологий. 2020. № 1 (33). С. 15–19.
20. Статья 16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fzob-obrazovanii-v-rf. (Дата обращения: 13.05.2020).
21. Портал дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://distant.sev.msu.ru/ (Дата обращения: 09.05.2020).
22. Lino sticky and photosharing for you. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://en.linoit.com/ (Дата обращения: 09.05.2020).
23. Лузина О. И. Анализ специфики визуального кодирования учебной информации гуманитарных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 1. С. 73–75.
24. Игнатенко И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды // Наука и школа. 2018. № 2. С. 135–139.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям бакалавриата. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4. (Дата обращения: 09.05.2020).
Дополнительные файлы
![]() |
1. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(159KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Глотова А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Открытое образование. 2020;24(4):56-66. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66
For citation:
Glotova A.V. Online Whiteboard Tool for Team Collaboration in the Foreign Language Classroom Via E-learning. Open Education. 2020;24(4):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66