Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-36-46

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении особенностей организации дистанционного обучения органической химии в Омском государственном педагогическом университете в период пандемии коронавирусной инфекции в условиях самоизоляции.

Материалы и методы. Для решения поставленной задачи авторами статьи был проведен анализ педагогической литературы, практического опыта организации дистанционного обучения студентов, а также самоанализ опыта организации дистанционного обучения органической химии бакалавров 3 курса ОмГПУ (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Биология и Химия») с использованием электронной информационно-образовательной среды вуза на платформе Moodle с последующим обобщением и систематизацией выявленных особенностей. На основе анкетирования студентов выявлено их отношение к дистанционному обучению органической химии, показаны проблемы и трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся и преподаватели.

Результаты. Описаны возможности проведения лекционных и практических занятий по органической химии в формате видеоконференции BigBlueButton. Показаны методические приемы использования статических и квазинтерактивных мультимедийных презентаций, демонстрационных роликов, разработанных авторами. Раскрыты возможности элементов курса «чат» и «форум» на портале ОмГПУ и мессенджера WhatsApp для решения организационных вопросов, консультаций и корректировки деятельности студентов, построения их индивидуальной образовательной траектории. Показаны особенности проведения практических занятий, методические приемы использования видеодемонстраций. На основе анализа результатов анкетирования студентов и их ответов на экзамене выявлены важнейшие недостатки дистанционного обучения органической химии. Обучение в электронной среде не дает возможности в полной мере сформировать умения, необходимые будущим педагогам для общения со школьниками. Ущерб наносится развитию устной речи, умению грамотно использовать химическую терминологию, объяснять материал, применяя различные средства обучения, формированию навыков группового и парного взаимодействия. Замена реального химического эксперимента на виртуальный не позволяет сформировать экспериментальные умения, специфичные для органической химии. Поэтому, по мнению авторов, при изучении органической химии дистанционное обучение должно обязательно сочетаться с традиционным, с занятиями в химической лаборатории.

Заключение. Выявлены наиболее эффективные инструменты организации дистанционного обучения органической химии с учетом специфики учебной дисциплины. Показаны способы решения тех затруднений, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели в условиях дистанционного обучения. Разработанные и описанные приемы работы со студентами при организации дистанционного обучения органической химии могут быть использованы для повышения эффективности освоения содержания дисциплины и формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.


Об авторах

Е. А. Алехина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Елена Анатольевна Алехина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии

Омск



Н. А. Макарова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Наталья Анатольевна Макарова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии

Омск



Список литературы

1. О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России № 398, 14 марта 2020 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (Дата обращения:30.07.2020)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (последняя редакция). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 15.05.2020)

3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 196 с.

4. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25–33.

5. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие: (обобщение методологии и практики использования). М.: Дашков и К, 2006. 292 с.

6. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 4–16.

7. Киян И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. 2012. № 2. С. 76–84.

8. Курицына Г.В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8. С. 17–21.

9. Романенкова Д.Ф. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения // Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.У. Увайсова. М.: МИЭМ, 2012. С. 142–144.

10. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

11. Яшина Л.И., Горева О.М. Проблемы внедрения дистанционного обучения в вузе // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 4. С. 84–90.

12. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. Режим доступа: http://science-education. ru/ru/article/view?id=29830. DOI: 10.17513/ spno.29830. (Дата обращения: 30.07.2020)

13. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях СOVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. № 2. Т. 7. С. 62–75.

14. Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858. DOI: 10.17513/spno.29858. (Дата обращения: 01.08.2020)

15. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19 [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. Режим доступа: ttp://science-education. ru/ru/article/view?id=29772. DOI: 10.17513/spno.29772. (Дата обращения: 02.08.2020)

16. Кенже А., Нурмаханова Д. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения химии // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5 (3). С. 330–331.

17. Кенже А.Б., Бекназарова А.Б., Мейирова Г. Алгоритм изучения органической химии в вузе при дистанционном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9(1). С. 123–124.

18. Толкач О.Я. Организация управляемой самостоятельной работы при изучении органической химии с использованием элементов дистанционного обучения // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. № 1(29). С. 4–7.

19. Бекназарова А.Б., Мейрова Г. Методологические вопросы создания дистанционного курса органической химии для педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 118.

20. Рабочая программа дисциплины органическая химия. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Направленность (профиль) «Биология и Химия». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edu.omgpu.ru/course/view.php?id=47710/. (Дата обращения: 30.07.2020)

21. Омский государственный педагогический университет. Электронная информационно-образовательная среда [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://omgpu.ru/elektronnaya-informacionnoobrazovatelnaya-sreda (Дата обращения: 31.07.2020)

22. Алехина Е.А. Использование образовательного портала для изучения номенклатуры органических соединений в педагогическом вузе // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Первые Макаренинские чтения: Материалы 18-й Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 29–32.

23. Алехина Е.А., Медведченкова А.Ю. Комплекс мультимедийных средств обучения к разделу «Номенклатура органических соединений алифатического ряда» курса органической химии высшей школы. Версия 1. М.: ВНТИЦ, 2007.

24. Шалыгин С.П., Алехина Е.А., Бельгибаева А.М. Номенклатура и классификация органических соединений: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Омск: ООО «ИТЦ», 2012. 166 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Алехина Е.А., Макарова Н.А. Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Открытое образование. 2020;24(5):36-46. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-36-46

For citation: Alekhina E.A., Makarova N.A. Specifics of Organizing Distance Learning of Organic Chemistry at a Pedagogical University in Conditions of a Pandemic Coronavirus Infection. Open Education. 2020;24(5):36-46. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-36-46

Просмотров: 58

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)