Использование учебного сайта преподавателя при осознанном подходе к изучению русского языка как иностранного


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-18-28

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования показать продуктивность использования учебного сайта преподавателя русского языка как иностранного на подготовительном курсе вуза. Учебный сайт преподавателя является эффективным средством обучения, который обусловлен принципом сознательности и активности обучающихся под руководством преподавателя. Учебный сайт как информационно коммуникативное средство способен объединить в себе дидактический материал, обучающие методы и приёмы при разных формах организации работы: очной, смешанной, дистанционной; также дидактические материальные средства: учебные комплексы, информационно коммуникационные средства, контрольно-обучающие. Важным принципом, лежащим в основе предлагаемого способа обучения, является отказ от использования методов бессознательного повторения.

Материалы и методы. Для выявления эффективности применения учебного сайта преподавателя использовались разные образовательные площадки с разными целевыми и национальными группами. Проделан анализ исследований о механических повторениях известных физиологов, биологов, педагогов, что позволило прийти к выводу о неэффективности использования приёмов с неосознанными повторениями в учебном процессе. Систематическое использование сайта преподавателя в процессе обучения показало, что наиболее эффективными признаются следующие методы и приёмы: аудиовизуальный, текстовые упражнения от простого к сложному с озвучиванием, звуковой приём обучения фонетике и грамоте, «живой диалог» как новый приём в обучении русского языка как иностранного, словарная работа, дифференцированный подход. Применялись методы наблюдения, сравнения и сопоставления, которые помогли выявить продуктивность обучения с применением мультимедиа. Для выявления научной новизны использовался эмпирический метод путём внедрения авторской разработки учебного персонального сайта преподавателя с описанием наблюдений и резюмирования результатов.

Результаты. Отмечено, что предложенный формат сайта является инновацией в сфере обучения русскому языку как иностранному на подготовительном курсе. Результативно доказано, что использование персонального сайта преподавателя с возможностью обратной связи, даёт хорошие результаты при обучении русскому языку как иностранному в сжатые сроки в неязыковом вузе, в период дистанционного обучения, при смешанной форме обучения.

Заключение. Исследования с применением сайта продолжаются в разных группах по национальности (возможно наличие сразу несколько язычных), по количеству (возможно обучение группы до 15 человек), по степени подготовки (возможно А1-В1). Сайт имеет ряд преимуществ: возможность редактировать по мере необходимости, изменять интерфейс и генерировать контент. В исследовании показано, как дидактика взаимосвязана с физиологией, а в компетентность педагога входит творчество, которое в современных информационных условиях рассмотрено через приём мультимедиа – учебный персональный сайт преподавателя www.russian-teacher.ru


Об авторе

С. В. Марчук
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Россия

Светлана Владимировна Марчук– аспирант, Кафедра педагогики и педагогических технологий

 SPIN-код: 6187-4394

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71–77.

2. Ellis R. Understanding Second language Acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1996.

3. Полат Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы (на примере английского языка): диссертация доктора педагогических наук: 13.00.02. М.: 1988. 551 с.

4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электрон. ресурс]. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28088595.

5. Geake J. «Neuromythologies in education» // Educational Research. 2008. Т. 50. № 2. С. 123–133. DOI: 10.1080/00131880802082518.

6. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 5. С. 48–70. DOI: 10.15293/2658-6762.

7. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга – 2-е изд. Москва; Ленинград: Госиздат, 1927. 372 с.

8. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990. С. 494.

9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 5 с.

10. Абдурахманова Н.Г. Генеративная грамматика и концепция «врождённых идей» [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7(1). С. 216–220. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp id=2379171.

11. Chomsky N. Réflexions sur le langage. Paris: Flammarion. 1997.

12. Féréol P. Pédagogie du numérique en anglais L2 dans l’enseignement secondaire professionnel: reconstruire, remotiver, remédier: Thèse de doctorat en linguistique et didactique de l’anglais Linguistique. Bordeaux: Université Michel de Montaigne, 2016. 220 с.

13. Марчук С.В. Исследование истории методики преподавания РКМ – критерий компетентности [Электрон. ресурс] // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2019. № 3. С. 14–20. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=40649946.

14. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. Казань: КФУ, 2015. 40 с.

15. Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучении и интеллект [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 31–39. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38543078.

16. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

17. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4(30). С. 65–71. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.30.65.

18. Гречко П.К. Коммуникация и коммуникативность: различительное единство [Электрон. ресурс] // Ценности и смыслы. 2013. № 4(26). С. 26–37. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20266455.

19. Шафер С. HTML и XHTML и CSS. Библия пользователя, 5-е издание.: Пер. с англ. [Электрон. ресурс]. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2011. 656 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19588294.

20. Лысенко Н.Е. Развитие приёмов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков [Электрон. ресурс] // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6(44). С. 412–419. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17568807.

21. Dubinina I., Berestneva O., Sviridov K. Educational Technologies for Forming Intellectual Competence in Scientific Research and Engineering Business // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. № 166. С. 317–324. DOI: 10.1016/j. sbspro.2014.12.530.

22. Марчук С.В. Учебный сайт как эффективный инструмент повышения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 42–52. DOI: 10.15293/1813-4718.1905.05.

23. Chen M. Improving website structure through reducing information overload // Decision Support Systems. 2018. № 110. С. 84–94. DOI: 10.1016/j.dss.2018.03.009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Марчук С.В. Использование учебного сайта преподавателя при осознанном подходе к изучению русского языка как иностранного. Открытое образование. 2020;24(5):18-28. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-18-28

For citation: Marchuk S.V. Using the Lecturer’s Training Site with a Conscious Approach to Learning Russian as a Foreign Language. Open Education. 2020;24(5):18-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-18-28

Просмотров: 171

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)