Онлайн курс персонализированной подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-4-13

Полный текст:


Аннотация

В последнее время индустрия создания онлайн курсов для учителей приобрела большую популярность. Однако, несмотря на значительное их количество, удовлетворенность слушателей этих курсов не очень высока. Ценность онлайн образования для практикующих педагогов должна быть связана с актуальными для его профессиональной деятельности персонифицированными знаниями и возможностью приобретения опыта работы в современной открытой образовательной среде. Умения профессионально осуществлять распределённо-коллективную деятельность при обучении детей в условиях массовой коммуникации и глобализации образования становятся важной составляющей цифровой грамотности педагога. Опыт реализации проекта «Мега-класс» в условиях образовательных кластеров, организуемых кафедрой Информатики и информационных технологий Красноярского государственного педагогического университета, позволил выявить существенные дефициты профессиональной подготовки учителя к осуществлению таких видов деятельности и необходимости рекурсивного повышения квалификации непосредственно в процессе организации мега-уроков. При этом следует отметить различный уровень готовности учителей к сетевой образовательной деятельности и значительный разброс профессиональных притязаний.

Целью настоящего исследования является создание и обоснование персонифицированной модели онлайн курса подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности в цифровой среде на примере платформы «Мега-класс».

Идея создания персонифицированных онлайн курсов связана с трансформацией учебного содержания в проблемно-вопросный формат структурирования модулей курса (перевернутый курс). Подобная реструктуризация учебного контента позволяет осуществить смену стратегии обучения: от парадигмы «накопление знаний для решения задач» к парадигме «решение задач путем освоения необходимых знаний».

В результате анализа видов деятельности и возможных дефицитов всех участников образовательного кластера при проектировании и проведении мега-уроков предложена модель персонифицированного онлайн курса для подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности. На её основе разработан онлайн курс «Технология разработки и проведения мега-урока» состоящий из модулей, отвечающих на вопросы: что такое мега-урок, как спроектировать результативно-целевую модель, как формировать soft-skills, как отбирать содержание, как спроектировать организационно-деятельностную модель урока, как организовать взаимодействие участников, разрабатывать или искать цифровые ресурсы и сервисы и т.д. Обучение организуется в процессе реальной профессиональной деятельности по проектированию и проведению мега-уроков в условиях образовательного кластера.

Курс размещен на платформе «Электронный университет КГПУ им. В.П. Астафьева», проведена его апробация при обучении учителей школ в процессе подготовки мега-уроков, студентов КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках дисциплины «Методика обучения информатике».

Заключение. Предложенный способ персонализации онлайн курса позволяет повысить его потребительские качества, существенно поднять уровень удовлетворенности слушателей за счет перехода к стратегии обучения «от моих профессиональных дефицитов к необходимым знаниям» и возможности выбора индивидуального маршрута обучения. Материалы статьи могут представлять интерес для разработчиков онлайн курсов, а так- же преподавателей, желающих приобрести необходимые знания и опыт работы в образовательных кластерах, в частности на платформе «Мега-класс».


Об авторах

Е. Г. Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Елена Геннадьевна Дорошенко - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Л. М. Ивкина
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
Россия

Любовь Михайловна Ивкина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Л. Б. Хегай
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Людмила Борисовна Хегай - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Т. А. Яковлева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Татьяна Александровна Яковлева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Список литературы

1. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 262–277.

2. Bulger M. Personalized Learning: The Conversations We’re Not Having [Электрон. ресурс] // Data a. Soc. Research Inst. Ре- жим доступа: https://datasociety.net/pubs/ecl/PersonalizedLearning_primer_2016.pdf. (Дата об- ращения: 12.10.2020)

3. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды раз- вития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2. С. 172–187.

4. Казакова Е.И., Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. и др. Персонализированная модель образования: методическое пособие. М.: АНО «Платформа новой школы», 2019. С. 27–33.

5. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования в школе». Программа реализуется в рамках нацпроекта «Образование» по поручению Президента РФ от 30.01.2019 г. № Пр-118. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-platformanovoy-shkoly/ (Дата обращения: 12.10.2020)

6. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. Персонализированная модель в «цифре» // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 132–141.

7. Кириллов П.А. Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система об- учения // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 39-43.

8. Колмычевская Е.С. Модели построения кастомизированных курсов и сферы их применения // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018: материалы международной конференции. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2018. С. 63–76.

9. Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2020. Т. 17. № 2.

10. Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «Мега-класс» как средство коллективной учеб- ной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. 2015. № 5 (112). С. 32–38.

11. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мега-класс» // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования-2016». М.: Из- дательство СГУ, 2016. С. 467–475.

12. Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Пак Н.И., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Организация и проведение мега-уроков в образовательных кластерах. Красноярск: Краснояркий государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. 72 с.

13. Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Пак Н.И., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Отбор содержания программы подготовки учителей к проведению мега-уроков на основе когнитивного подхода // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2020. № 2(52).

14. Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Пак Н.И., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Технология разработки и проведения Мега-урока: учебное пособие. Красноярск: Краснояркий государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2020. 92 с.

15. Карастелев В.Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? // Современное образование. 2018. № 4. С. 104–118.

16. Карастелев В.Е., Данилова В.Л., Елизарова Е.М. Исследование результатов сессий интерактивного вопрошания [Электрон. ресурс] // Интерактивное образование: Информационно публицистический образовательный журнал. 2020. № 2. Режим доступа: https://interactiv.su/wp-content/uploads/2020/06/IO_20_2-blok.pdf. (Дата обращения: 12.10.2020)

17. Данилова В.Л., Елизарова Е.М., Карастелев В.Е. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования [Электрон. ресурс] // Интерактивное образование: Информационно публицистический образовательный журнал. 2020. № 2. Режим доступа: https://interactiv.su/wp-content/uploads/2020/06/IO_20_2-blok.pdf. (Дата обращения: 12.10.2020)

18. Moore M. Editorial: Three types of interaction // American Journal of Distance Education. 1989.Т. 3. № 2. С. 1–7. DOI: 10.1080/08923648909526659. (Дата обращения: 12.10.2020)

19. Корпоративный университет Сбербанка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sberbank-university.ru/edutech-club/glossary/901/. (Дата обращения: 12.10.2020)

20. Nabavi R.T. Bandura’s social learning theory & social cognitive learning theory [Электрон. ресурс] // Theory of Developmental Psychology. 2012. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/267750204_Bandura’s_Social_Learning_Theory_Social_Cognitive_Learning_Theory. (Дата обращения: 12.10.2020)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Онлайн курс персонализированной подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности. Открытое образование. 2020;24(6):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-4-13

For citation: Doroshenko E.G., Ivkina L.M., Khegay L.B., Yakovleva T.A. Online Course of the Lecturer PersonalizedTraining for Network Educational Activity. Open Education. 2020;24(6):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-4-13

Просмотров: 115

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)