Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 24, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

4-13 396
Аннотация

В последнее время индустрия создания онлайн курсов для учителей приобрела большую популярность. Однако, несмотря на значительное их количество, удовлетворенность слушателей этих курсов не очень высока. Ценность онлайн образования для практикующих педагогов должна быть связана с актуальными для его профессиональной деятельности персонифицированными знаниями и возможностью приобретения опыта работы в современной открытой образовательной среде. Умения профессионально осуществлять распределённо-коллективную деятельность при обучении детей в условиях массовой коммуникации и глобализации образования становятся важной составляющей цифровой грамотности педагога. Опыт реализации проекта «Мега-класс» в условиях образовательных кластеров, организуемых кафедрой Информатики и информационных технологий Красноярского государственного педагогического университета, позволил выявить существенные дефициты профессиональной подготовки учителя к осуществлению таких видов деятельности и необходимости рекурсивного повышения квалификации непосредственно в процессе организации мега-уроков. При этом следует отметить различный уровень готовности учителей к сетевой образовательной деятельности и значительный разброс профессиональных притязаний.

Целью настоящего исследования является создание и обоснование персонифицированной модели онлайн курса подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности в цифровой среде на примере платформы «Мега-класс».

Идея создания персонифицированных онлайн курсов связана с трансформацией учебного содержания в проблемно-вопросный формат структурирования модулей курса (перевернутый курс). Подобная реструктуризация учебного контента позволяет осуществить смену стратегии обучения: от парадигмы «накопление знаний для решения задач» к парадигме «решение задач путем освоения необходимых знаний».

В результате анализа видов деятельности и возможных дефицитов всех участников образовательного кластера при проектировании и проведении мега-уроков предложена модель персонифицированного онлайн курса для подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности. На её основе разработан онлайн курс «Технология разработки и проведения мега-урока» состоящий из модулей, отвечающих на вопросы: что такое мега-урок, как спроектировать результативно-целевую модель, как формировать soft-skills, как отбирать содержание, как спроектировать организационно-деятельностную модель урока, как организовать взаимодействие участников, разрабатывать или искать цифровые ресурсы и сервисы и т.д. Обучение организуется в процессе реальной профессиональной деятельности по проектированию и проведению мега-уроков в условиях образовательного кластера.

Курс размещен на платформе «Электронный университет КГПУ им. В.П. Астафьева», проведена его апробация при обучении учителей школ в процессе подготовки мега-уроков, студентов КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках дисциплины «Методика обучения информатике».

Заключение. Предложенный способ персонализации онлайн курса позволяет повысить его потребительские качества, существенно поднять уровень удовлетворенности слушателей за счет перехода к стратегии обучения «от моих профессиональных дефицитов к необходимым знаниям» и возможности выбора индивидуального маршрута обучения. Материалы статьи могут представлять интерес для разработчиков онлайн курсов, а так- же преподавателей, желающих приобрести необходимые знания и опыт работы в образовательных кластерах, в частности на платформе «Мега-класс».

14-21 648
Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании необходимости применения методов извлечения знаний при проектировании и создании новой продукции и услуг и целесообразности применения метода самоорганизующейся карты Кохонена посредством ее формирования. Такая карта помогает при выявлении ранее неизвестных групп в частности, как в случае данной статьи – групп потребителей, а их анализ даст возможность для формирования новых тарифов на услуги биллинговой системы сотового оператора. Основной причиной исследования является то чтобы показать организациям возможность проектирования и создания инновационной продукции.

Методы и методы исследования имеют эмпирический характер, основанные на сборе и накоплении данных о поведении потребителей на рынке и последующем их анализе. В целях анализа собранных данных используются методы Data Mining (интеллектуального анализа данных), в частности, метод самоорганизующейся карты Кохонена, позволяющий получать автоматическую кластеризацию потребителей на рынке по различным признакам. Кластеризация проводилась с использованием алгоритма самоорганизующихся карт Кохонена, реализованных в аналитической платформе BaseGroup Labs Deductor Studio. Выбор данного программного продукта объясняется понятным интерфейсом и наличием требуемого функционала. Исследование опиралось на данные предоставленные биллинговой системой сотового оператора. Это достаточно большой объем данных, показывающий совершенные операции абонентов связи сотового оператора.

Результаты. В статье проведен обзор источников в которых предлагаются возможные методы извлечения знаний и способы их обработки. Также построена карта Кохонена, позволяющая из различных самостоятельно выделенных областей получить информацию о текущей ситуации по абонентам сотовой связи. После анализа этой информации выявленные знания применяются в формировании новых тарифов и услуг сотового оператора. Такой способ извлечения знаний может применятся и на других данных больших объемов из различных сфер деятельности. Однако существует ограничение при использовании такого варианта извлечения знаний, которое состоит в том, что данные должны быть структурированы. В случае использования неструктурированных данных можно рассмотреть другие методы извлечения знаний, описанных в данной статье.

Заключение. В статье рассмотрен этап извлечения знаний при проектировании и создании новой продукции и услуг на основе методов Data Mining, в частности самоорганизующейся карты Кохонена. Инновационность процессов проектирования и создания продукции и услуг подчеркивается изменчивостью данных в соответствии с динамичностью поведения потребителей на рынке, что вызывает необходимость периодического пересмотра требований и концепции выводимой на рынок продукции и услуг.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

22-30 491
Аннотация

Цель. Представить детальное обоснование методологических принципов, которыми руководствуются специалисты проекта «Антиплагиат.РГБ» при проведении независимой оценки оригинальности научных текстов.

Материалы и методы. Реализация этих принципов показана на примерах из практики проверок. Предлагаемый материал, основанный на более чем десятилетнем опыте проверок научных работ на обнаружение заимствований, даст авторам и администраторам научных учреждений более ясное представление о процедуре и требованиях, предъявляемых к академическим текстам.

Результаты. Автоматизированная проверка академических текстов на оригинальность стала обыденным явлением, которое затрагивает все уровни – от написания выпускных квалификационных работ до защиты докторских диссертаций, публикации монографий и учебных пособий. На рынке представлен целый спектр программного обеспечения по сопоставлению текстов и выявлению как дословно совпадающих фрагментов, так и перефразированных. Вместе с тем, все, кто сталкивался с процессом проверки, понимают, что невозможно полагаться исключительно на количественные показатели, представленные в отчете системы. Оценка результатов проверки – сфера, где приходится иметь дело с различным, порой не совсем верным пониманием оригинальности научных текстов.

Российская государственная библиотека (РГБ) отвечает требованиям как национального центра депонирования, так и независимости от академической институциональной среды. В статье представлены базисные принципы проверки, осуществляемой в РГБ, в основе которых лежит организационная легитимность, выявление индивидуальной мотивации и соответствие актуальному нормативному регулированию.

Методология проверки основывается на пяти ключевых принципах: объективности, конфиденциальности, системности, конкретности и комплексности. Помимо этого, рассматриваются определенные вопросы объективной оценки заимствований с целью привлечь внимание к факту, что независимая (делегированная) проверка научных текстов является одной из составляющих процесса поддержки академической честности в современных условиях распространения и воспроизводства информации.

Заключение. Детальная проверка текстов на наличие заимствований позволяет внести исправления, доработать тексты, устранить недостатки, вызванные невнимательностью или небрежностью автора. Вместе с тем, преднамеренные заимствования, даже если они могут показаться незначительными, являются наиболее серьезным проступком с точки зрения научной этики, и институциональный контроль в этой сфере необходим.

31-40 632
Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является разработка предложений по формированию нейрообразовательной среды, обеспечивающей получение обучаемыми компетенций, необходимых для решения задачи внедрения сквозных цифровых технологий в рамках реализации программы цифровой экономики. Проведенный анализ показал, что совершенствование подготовки специалистов в области нейротехнологий и искусственного интеллекта в цифровой экономике является актуальной и востребованной задачей. В статье рассмотрен подход к решению задачи совершенствования подготовки специалистов в области нейротехнологий с учетом требований Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» путем создания технологической платформы нейрообразовательной среды, обеспечивающей приобретение обучаемыми необходимых компетенций.

Материалы и методы исследования. В процессе выполнения исследований развиты теоретические положения в области теории нейронных сетей, предложен новый класс нейронов и нейронных сетей, приближенных по функциям к биологическим нейронным сетям и получивших название избирательных. Разработана технология обучения и применения избирательных нейросетей. Показано преимущество избирательных технологий по сравнению с классическими нейрсетями. Разработаны и применяются в учебном процессе аппаратные модели нейросетей, входящие в состав нейрообразовательной системы. Разработана общая методология обучения нейросетевой технологии, как одной из сквозных технологий цифровой экономики, а также методология применения нейронных сетей при решении экономических задач в условиях цифровой трансформации.

Результаты. Разработана технологическая платформа нейрообразовательной среды, включающее программное обеспечение, аппаратные модели классических нейронов и перцептронов (МакКаллока-Питтса), а также нейронов и перцептронов нового класса, получивших название избирательных. Разработано и предложено программное средство для обучения стандартным и избирательным нейротехнологиям, на которое получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Для усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков разработаны методические материалы, авторские практические задачи и авторские лабораторные работы, входящие в состав технологической платформы. Предложенные в статье подходы могут быть использованы при организации изучения теории нейросетей и методов прикладного применения нейротехнологий при решении задач внедрения сквозных цифровых технологий в рамках реализации программы цифровой экономики. Результаты разработки подтверждены 4-мя патентами на изобретение. С целью более эффективного освоения теоретических положений и особенностей практического применения нейротехнологий основное внимание уделяется физическому смыслу и представлению происходящих процессов при функционировании нейронной сети в виде формальных описаний, которые обеспечивают более эффективное усвоение основ теории нейронных сетей и нейротехнологий с использованием существующих стандартных нейросетевых архитектур, а также архитектур, построенных на основе избирательных нейросетей.

Заключение. Разработана архитектура и компоненты технологической платформы нейрообразовательной среды на основе нейрообразовательных комплексов. Разработан общий методический подход для обучения основам нейротехнологии на основе стандартных и избирательных нейронных сетей и особенностям их применения в рамках реализации программы цифровой экономики. Разработана методика обучения основам нейротехнологии на основе стандартных и избирательных нейронных сетей, которая включает математическую теорию стандартных и избирательных нейронных сетей, описание процесса обучения стандартных нейронных сетей, построенных на основе нейронов МакКаллока-Питтса, а также избирательных нейронных сетей, построенных на основе избирательных нейронов.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

41-50 886
Аннотация

Цель исследования. Представлены данные и проведен анализ практики перевода крупного всероссийского мероприятия в системе дополнительного образования – Российского национального юниорского водного конкурса - в дистанционный формат, обусловленный коронавирусной пандемией. Сформированная в рамках Водного конкурса система дополнительного обучения старшеклассников для адаптации выпускников школ к технологическим и коммуникационным реальностям «взрослой жизни» совмещает проектное обучение с форматом конкурсной составляющей. В рамках подготовки и проведения исследовательских проектов школьник получает методическую, организационную и образовательную поддержку педагогов и консультантов из вузов и академических институтов, посещает специальные семинары, тренинги и мастер-классы по проектной деятельности.

Система развивается с использованием модели сотрудничества в образовательной сфере «НКО-государство-бизнес» с 2003 года и за эти годы 32 тысяч школьников всех регионов выполнили и представили на конкурс 23 тысячи исследовательских и прикладных проектов по решению экологических проблем. Победители региональных этапов участвуют в общероссийском финале, ежегодно проводимый в Москве. Победитель финала представляет страну на международном Стокгольмском конкурсе. Мероприятия 2020 года совпали с эпидемией коронавируса. Необходимо было в течение месяца перевести офлайн-финал в онлайн и обеспечить информационное взаимодействие между всеми участниками так, чтобы онлайн-мероприятие было полным аналогом офлайн-финала.

Материалы и методы. Перевод традиционных публичных мероприятий финала в дистанционный формат осуществлялся с использованием комплекса организационных мероприятий и информационных технологий по следующему алгоритму: выбор технологий для видеоконференции и трансляции, работа с сайтом, обучение и тестирование технических возможностей участников, работы по синхронизации, поддержке и помощи участникам с заключительным анкетированием.

Результаты. Очевидное преимущество онлайн-формата - существенное расширение внешней аудитории и экспоненциальный рост информационного следа: в течение месяца в Интернете было размещено более 400 публикаций, количество просмотров составило 300 тысяч. Коэффициент ER (Engagement Rate) - показатель реакции аудитории на публикацию, продемонстрировал стремительное увеличение в сравнении с предыдущими годами.

Анкетирование участников позволило понять настроение и оценку мероприятий целевыми аудиториями. Количество зрителей каждого транслируемого мероприятия составляла от 2 до 5-6 тысяч человек. Проведение онлайн-финала позволило вовлечь в общую систему адаптационной подготовки помимо школьников, педагогов и региональных партнеров, другую заинтересованную аудиторию, при этом 77% респондентов высказались в поддержку очного финала, 23% - дистанционного, отметив, что организаторам удалось сохранить эмоциональную атмосферу мероприятий финала.

Заключение. В целом, система дополнительного образования школьников, совмещенного с конкурсной составляющей, оказалась способной к оперативному переформатированию с сохранением уровня и качества мероприятий в условиях новых вызовов. В процессе перевода в дистанционный режим финальных мероприятий цикла дополнительного адаптационного образования, совмещенного со всероссийским конкурсом проектов старшеклассников, показана возможность онлайн-реализации практически всех видов взаимодействия с целевой аудиторией – юниоров-участников, включая мастер-классы, общие дискуссии и персональные консультации и конкурсную составляющую.

Продемонстрирована возможность использования дистанционного формата для реализации организационно-информационной инфраструктуры, оперативной коррекции образовательных адаптационных программ вслед за распространением инновационных технологий, приобретающих приоритетное значение для современного периода социально-экономического развития. Вместе с тем, весь объем обучения нельзя свести к формализованным формам без непосредственного присутствия преподавателей и консультантов в творческом процессе проектирования. Особенно актуальным прямое общение становится в начале пути при выборе тематики обучения и общего понимания экологических и сопутствующих проблем. Очевидно также, что эффективность дистанционного формата значительно повышается для подготовленной аудитории участников: тех, кто прошел в офлайне дополнительное обучение с разработкой проекта.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

51-59 590
Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является анализ эффективности совместного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов в учебном процессе вуза.

Актуальность проблем, изложенных в данной статье, определяется необходимостью развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли и непрерывного повышения качества подготовки специалистов в данной области.

Объектом исследования является подготовка студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования в части формирования навыков системного и бизнес-анализа цифрового предприятия как объекта экономики и управления.

Материалы и методы исследования. В статье даётся анализ возможности эффективного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей в учебном процессе при формировании навыков моделирования в рамках выполнения научно-исследовательской работы у бакалавров по направлению «Бизнес-информатика».

Результаты. С учётом проведенного анализа опыта использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей, показана перспективность их совместного использования в учебном процессе при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов. Предложена структура научно-исследовательской работы студентов и последовательность этапов моделирования, которые хорошо себя зарекомендовали на кафедре бизнес-информатики и систем управления производством.

Заключение. При переходе к цифровой экономике ключевой сложностью в нашей стране является недостаток квалифицированных и компетентных кадров. Необходимо правильно формировать подходы к обучению специалистов ИТ-отрасли.

Совместное использование в НИТУ «МИСиС» компетентностно-деятельностного подхода, подразумевающего формирование знаний у студентов в процессе разработки проекта процессной информационной системы и междисциплинарных связей при формировании навыков в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов, подтвердило свою эффективность. Обобщён опыт использования моделирования бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» и предложена последовательность этапов моделирования, позволяющая рассмотреть и всесторонне описать цифровое предприятие как объект экономики и управления в виде архитектурных моделей, а также подход к формированию навыков моделирования и управления бизнес-процессами предприятия у обучающихся.

Этот подход позволил вовлечь студентов в процесс активного обучения, улучшить процесс формирования ключевых компетенций, значительно повысить качество дипломных работ и их практическую значимость, а также повысить уровень соответствия обучения мировым трендам эпоху цифровой трансформации.

Цель исследования. Целью исследования является анализ эффективности совместного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов в учебном процессе вуза.

Актуальность проблем, изложенных в данной статье, определяется необходимостью развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли и непрерывного повышения качества подготовки специалистов в данной области.

Объектом исследования является подготовка студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования в части формирования навыков системного и бизнес-анализа цифрового предприятия как объекта экономики и управления.

Материалы и методы исследования. В статье даётся анализ возможности эффективного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей в учебном процессе при формировании навыков моделирования в рамках выполнения научно-исследовательской работы у бакалавров по направлению «Бизнес-информатика».

Результаты. С учётом проведенного анализа опыта использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей, показана перспективность их совместного использования в учебном процессе при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов. Предложена структура научно-исследовательской работы студентов и последовательность этапов моделирования, которые хорошо себя зарекомендовали на кафедре бизнес-информатики и систем управления производством.

Заключение. При переходе к цифровой экономике ключевой сложностью в нашей стране является недостаток квалифицированных и компетентных кадров. Необходимо правильно формировать подходы к обучению специалистов ИТ-отрасли.

Совместное использование в НИТУ «МИСиС» компетентностно-деятельностного подхода, подразумевающего формирование знаний у студентов в процессе разработки проекта процессной информационной системы и междисциплинарных связей при формировании навыков в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов, подтвердило свою эффективность. Обобщён опыт использования моделирования бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» и предложена последовательность этапов моделирования, позволяющая рассмотреть и всесторонне описать цифровое предприятие как объект экономики и управления в виде архитектурных моделей, а также подход к формированию навыков моделирования и управления бизнес-процессами предприятия у обучающихся.

Этот подход позволил вовлечь студентов в процесс активного обучения, улучшить процесс формирования ключевых компетенций, значительно повысить качество дипломных работ и их практическую значимость, а также повысить уровень соответствия обучения мировым трендам эпоху цифровой трансформации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)