Дополнительное образование в онлайн-формате: новая реальность в проектном обучении старшеклассников


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Представлены данные и проведен анализ практики перевода крупного всероссийского мероприятия в системе дополнительного образования – Российского национального юниорского водного конкурса - в дистанционный формат, обусловленный коронавирусной пандемией. Сформированная в рамках Водного конкурса система дополнительного обучения старшеклассников для адаптации выпускников школ к технологическим и коммуникационным реальностям «взрослой жизни» совмещает проектное обучение с форматом конкурсной составляющей. В рамках подготовки и проведения исследовательских проектов школьник получает методическую, организационную и образовательную поддержку педагогов и консультантов из вузов и академических институтов, посещает специальные семинары, тренинги и мастер-классы по проектной деятельности.

Система развивается с использованием модели сотрудничества в образовательной сфере «НКО-государство-бизнес» с 2003 года и за эти годы 32 тысяч школьников всех регионов выполнили и представили на конкурс 23 тысячи исследовательских и прикладных проектов по решению экологических проблем. Победители региональных этапов участвуют в общероссийском финале, ежегодно проводимый в Москве. Победитель финала представляет страну на международном Стокгольмском конкурсе. Мероприятия 2020 года совпали с эпидемией коронавируса. Необходимо было в течение месяца перевести офлайн-финал в онлайн и обеспечить информационное взаимодействие между всеми участниками так, чтобы онлайн-мероприятие было полным аналогом офлайн-финала.

Материалы и методы. Перевод традиционных публичных мероприятий финала в дистанционный формат осуществлялся с использованием комплекса организационных мероприятий и информационных технологий по следующему алгоритму: выбор технологий для видеоконференции и трансляции, работа с сайтом, обучение и тестирование технических возможностей участников, работы по синхронизации, поддержке и помощи участникам с заключительным анкетированием.

Результаты. Очевидное преимущество онлайн-формата - существенное расширение внешней аудитории и экспоненциальный рост информационного следа: в течение месяца в Интернете было размещено более 400 публикаций, количество просмотров составило 300 тысяч. Коэффициент ER (Engagement Rate) - показатель реакции аудитории на публикацию, продемонстрировал стремительное увеличение в сравнении с предыдущими годами.

Анкетирование участников позволило понять настроение и оценку мероприятий целевыми аудиториями. Количество зрителей каждого транслируемого мероприятия составляла от 2 до 5-6 тысяч человек. Проведение онлайн-финала позволило вовлечь в общую систему адаптационной подготовки помимо школьников, педагогов и региональных партнеров, другую заинтересованную аудиторию, при этом 77% респондентов высказались в поддержку очного финала, 23% - дистанционного, отметив, что организаторам удалось сохранить эмоциональную атмосферу мероприятий финала.

Заключение. В целом, система дополнительного образования школьников, совмещенного с конкурсной составляющей, оказалась способной к оперативному переформатированию с сохранением уровня и качества мероприятий в условиях новых вызовов. В процессе перевода в дистанционный режим финальных мероприятий цикла дополнительного адаптационного образования, совмещенного со всероссийским конкурсом проектов старшеклассников, показана возможность онлайн-реализации практически всех видов взаимодействия с целевой аудиторией – юниоров-участников, включая мастер-классы, общие дискуссии и персональные консультации и конкурсную составляющую.

Продемонстрирована возможность использования дистанционного формата для реализации организационно-информационной инфраструктуры, оперативной коррекции образовательных адаптационных программ вслед за распространением инновационных технологий, приобретающих приоритетное значение для современного периода социально-экономического развития. Вместе с тем, весь объем обучения нельзя свести к формализованным формам без непосредственного присутствия преподавателей и консультантов в творческом процессе проектирования. Особенно актуальным прямое общение становится в начале пути при выборе тематики обучения и общего понимания экологических и сопутствующих проблем. Очевидно также, что эффективность дистанционного формата значительно повышается для подготовленной аудитории участников: тех, кто прошел в офлайне дополнительное обучение с разработкой проекта.


Об авторах

Н. Г. Давыдова
Институт консалтинга экологических проектов
Россия

Наталья Геннадьевна Давыдова - кандидат технических наук, директор, руководитель Российского национального юниорского водного конкурса, член Национального комитета РФ по Межправительственной гидрологической программе ЮНЕСКО

Москва



А. Н. Косариков
Институт консалтинга экологических проектов
Россия

Александр Николаевич Косариков - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель

Москва



Д. М. Кириллов
Федеральное агентство водных ресурсов
Россия

Дмитрий Михайлович Кириллов - Руководитель

Москва



А. В. Игумнов
Институт консалтинга экологических проектов
Россия

Александр Владимирович Игумнов - Руководитель группы техподдержки

Москва



Список литературы

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

2. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Возне- сенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных меж- дународной статистики // Социология образования. 2008. № 6.

3. Botkin J., Elmandra M., Melitza M. No limits to learning, Oxford, 1979.

4. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1.

5. Rethinking education: towards a global common good, UNESCO. [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555.

6. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 80.

7. Voko Mochizuki, Nandini Chaterjee Singh. Rethinking Learning, MGIEP, 2019.

8. Косариков А.Н., Давыдова Н.Г. «Эко-проектирование. К целям устойчивого развития в старших классах» // Образовательная политика. 2019. № 4. С. 36–44.

9. Косариков А.Н., Давыдова Н.Г. «Дополнительное образование в стратегии перехода к постиндустриальному этапу развития» // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 82–89.

10. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2321. (Дата об- ращения: 23.12.2019)

11. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополни- тельных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/. (Дата обращения: 20.03.2020)

12. Ведомости-2020 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/04/827151-poltora.

13. Российский национальный юниорский водный конкурс-2020 [Электрон. ресурс] // Институт консалтинга экологических проектов. Режим доступа: http://www.eco-project.org/water-prize/.

14. Российский национальный юниорский водный конкурс [Электрон. ресурс] // Институт консалтинга экологических проектов. Режим доступа: http://www.eco-project.org/water-prize/impressions/.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Посмотреть (50KB)    
Метаданные
2. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (11KB)    
Метаданные
3. Abstract
Тема
Тип Чистый текст
Скачать (17KB)    
Метаданные
4. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (193KB)    
Метаданные
5. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (207KB)    
Метаданные
6. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (74KB)    
Метаданные
7. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (135KB)    
Метаданные
8. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (96KB)    
Метаданные
9. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (120KB)    
Метаданные
10. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (98KB)    
Метаданные
11. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (125KB)    
Метаданные
12. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (104KB)    
Метаданные

Для цитирования: Давыдова Н.Г., Косариков А.Н., Кириллов Д.М., Игумнов А.В. Дополнительное образование в онлайн-формате: новая реальность в проектном обучении старшеклассников. Открытое образование. 2020;24(6):41-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50

For citation: Davydova N.G., Kosarikov A.N., Kirillov D.M., Igumnov A.V. Online Format of Extracurricular Education: a New Reality of Project-Based Education for Senior High School Students. Open Education. 2020;24(6):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50

Просмотров: 183

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)