Моделирование бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» в условиях цифровой трансформации предприятий


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-51-59

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является анализ эффективности совместного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов в учебном процессе вуза.

Актуальность проблем, изложенных в данной статье, определяется необходимостью развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли и непрерывного повышения качества подготовки специалистов в данной области.

Объектом исследования является подготовка студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования в части формирования навыков системного и бизнес-анализа цифрового предприятия как объекта экономики и управления.

Материалы и методы исследования. В статье даётся анализ возможности эффективного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей в учебном процессе при формировании навыков моделирования в рамках выполнения научно-исследовательской работы у бакалавров по направлению «Бизнес-информатика».

Результаты. С учётом проведенного анализа опыта использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей, показана перспективность их совместного использования в учебном процессе при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов. Предложена структура научно-исследовательской работы студентов и последовательность этапов моделирования, которые хорошо себя зарекомендовали на кафедре бизнес-информатики и систем управления производством.

Заключение. При переходе к цифровой экономике ключевой сложностью в нашей стране является недостаток квалифицированных и компетентных кадров. Необходимо правильно формировать подходы к обучению специалистов ИТ-отрасли.

Совместное использование в НИТУ «МИСиС» компетентностно-деятельностного подхода, подразумевающего формирование знаний у студентов в процессе разработки проекта процессной информационной системы и междисциплинарных связей при формировании навыков в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов, подтвердило свою эффективность. Обобщён опыт использования моделирования бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» и предложена последовательность этапов моделирования, позволяющая рассмотреть и всесторонне описать цифровое предприятие как объект экономики и управления в виде архитектурных моделей, а также подход к формированию навыков моделирования и управления бизнес-процессами предприятия у обучающихся.

Этот подход позволил вовлечь студентов в процесс активного обучения, улучшить процесс формирования ключевых компетенций, значительно повысить качество дипломных работ и их практическую значимость, а также повысить уровень соответствия обучения мировым трендам эпоху цифровой трансформации.

Цель исследования. Целью исследования является анализ эффективности совместного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов в учебном процессе вуза.

Актуальность проблем, изложенных в данной статье, определяется необходимостью развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли и непрерывного повышения качества подготовки специалистов в данной области.

Объектом исследования является подготовка студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования в части формирования навыков системного и бизнес-анализа цифрового предприятия как объекта экономики и управления.

Материалы и методы исследования. В статье даётся анализ возможности эффективного использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей в учебном процессе при формировании навыков моделирования в рамках выполнения научно-исследовательской работы у бакалавров по направлению «Бизнес-информатика».

Результаты. С учётом проведенного анализа опыта использования компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей, показана перспективность их совместного использования в учебном процессе при формировании навыков моделирования в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов. Предложена структура научно-исследовательской работы студентов и последовательность этапов моделирования, которые хорошо себя зарекомендовали на кафедре бизнес-информатики и систем управления производством.

Заключение. При переходе к цифровой экономике ключевой сложностью в нашей стране является недостаток квалифицированных и компетентных кадров. Необходимо правильно формировать подходы к обучению специалистов ИТ-отрасли.

Совместное использование в НИТУ «МИСиС» компетентностно-деятельностного подхода, подразумевающего формирование знаний у студентов в процессе разработки проекта процессной информационной системы и междисциплинарных связей при формировании навыков в области инжиниринга предприятий и реинжиниринга бизнес-процессов, подтвердило свою эффективность. Обобщён опыт использования моделирования бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» и предложена последовательность этапов моделирования, позволяющая рассмотреть и всесторонне описать цифровое предприятие как объект экономики и управления в виде архитектурных моделей, а также подход к формированию навыков моделирования и управления бизнес-процессами предприятия у обучающихся.

Этот подход позволил вовлечь студентов в процесс активного обучения, улучшить процесс формирования ключевых компетенций, значительно повысить качество дипломных работ и их практическую значимость, а также повысить уровень соответствия обучения мировым трендам эпоху цифровой трансформации.


Об авторах

М. В. Ушакова
Научно-исследовательский технологический университет МИСиС
Россия

Мария Викторовна Ушакова - кандидат технических наук, доцент

Москва



А. В. Габалин
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
Россия

Алексей Валерьевич Габалин - старший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Цифровая трансформация в России: аналитический отчёт на основе результатов опроса российских компаний [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: https://komanda-a.pro/blog/dtr_(Дата обращения: 15.09.2020)

2. Зиндер Е.З. Новая парадигма инжиниринга предприятий и требования к новым ИТ-специальностям [Электрон. ресурс] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2013. № 9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-paradigma-inzhiniringa-predpriyatiy-itrebovaniya-k-novym-it-spetsialnostyam. (Дата обращения: 16.11.2020)

3. Зиндер Е.З., Тельнов Ю.Ф., Юнатова И.Г. Методика построения модели компетенций на основе профессиональных стандартов в области ИКТ для создания программ дополнительно- го профессионального образования // Вестник УМО. 2011. № 5.

4. Лебедев С.А., Гаспариан М.С., Тельнов Ю.Ф. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов по направлению подготовки «прикладная информатика». В сборнике: Новые информационные технологии в образовании Сборник научных трудов 18-й международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Чистова. 2018. С. 509–513.

5. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Подходы к разработке практико-ориентированных образовательных программ подготовки кадров для ИТ-индустрии на основе профессиональных стандартов. В сборнике: Современная экономика: концепции и моде- ли инновационного развития Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 78–81.

6. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Практика совершенствования образовательных программ по направлению «Прикладная информатика» в сотрудничестве с компанией «1С» с учетом требований профессиональных стандартов // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Под общ. ред. Д.В. Чистова. Часть 1. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. 620 с.

7. Вендров А.М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов. Корпоративные системы // Jet Info. 2004. № 10. С. 32–37.

8. Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: пер. с англ. А.В. Шеер. Под. ред. М. С. Каменова, А. И. Громов. 2-е изд. М.: Весть-Мета Технология, 2000. 152 с.

9. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Компонентная методология. М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процес- сов. М.: Финансы и статистика, 2006.

11. Калянов Г.Н. Формальные методы инжиниринга и верификации бизнес-процессов // Труды 16-й научно-практической конференции “Инжиниринг предприятий и управление знаниями”. М.: 2013, С. 144–149.

12. Калянов Г.Н. О теории бизнес-процессов // Программная инженерия. 2018. Т 9. № 3. С. 99–109.

13. Калянов Г.Н. Концептуальная модель DFD-технологии // Открытое образование. 2017. № 4. С. 21–26.

14. Ушакова М.В., Габалин А.В. Использование электронной образовательной среды для междисциплинарных связей на примере профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Бизнес–информатика» // Открытое образование. 2019. № 23(4). С. 54–63.

15. Gabalin A.V., Razbegin V.P., Ushakova M.V. Architectural Approach Application Issues in Business Informatics Professional Training. Proceedings of the 11th International Conference «Management of Large-Scale System Development» (MLSD) [Электрон. ресурс]. M.: IEEE, 2018 Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/8551796. (Дата обращения: 5.09.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ушакова М.В., Габалин А.В. Моделирование бизнес-процессов при подготовке бакалавров по специальности «бизнес-информатика» в условиях цифровой трансформации предприятий. Открытое образование. 2020;24(6):51-59. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-51-59

For citation: Ushakova M.V., Gabalin A.V. Business Process Modeling During Bachelors Training in “Business Informatics” in the Con-text of Digital Transformation of Enterprises. Open Education. 2020;24(6):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-51-59

Просмотров: 127

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)