Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17
Аннотация
Цель исследования – изучить и проиллюстрировать основные этапы внедрения дистанционного обучения (ДО) в школе, колледже, вузе на примерах работы реальных образовательных организаций.
Материалами для изучения послужили результаты работы авторов статьи по внедрению ДО в учебный процесс своих организаций. Методологическая работа была построена на базе теоретических основ ДО научной школы Е.С. Полат и ее последователей.
Для достижения поставленной цели и решения задач применялись следующие группы методов исследования:
– теоретические – анализ психологической, педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов в аспекте исследуемой проблемы; моделирование процесса дистанционного обучения в образовательных организациях, систематизация научно-теоретических и опытно-экспериментальных данных; классификация выделенных компонентов и характеристик;
– эмпирические – диагностические (анкетирование); обсервационные (наблюдение – прямое и косвенное, длительное и кратковременное);
– статистические – измерения полученных данных (сбор статистического материала); определение и обработка количественных и качественных показателей эксперимента.
Теория и практика ДО в России насчитывает уже более 20 лет. При внедрении ДО в образовательной организации администрации важно изучить основные концепции ДО российских и зарубежных научных школ, определиться со стратегией внедрения, а не действовать «вслепую». На первый план выходит огромная проблема: неготовность преподавательского состава к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации дистанционного учебного процесса. Отсутствие у большинства руководителей образовательных организаций понятия разработки педагогической системы ДО позволяет допустить некий сумбур в подаче и контроле учебного материала, процесс усугубляет отсутствие полноценных консультаций, в результате чего многие участники учебного процесса оказываются недовольны результатами. Вместо этапа серьезного проектирования системы ДО преподаватели ограничиваются оцифровкой готовых традиционных лекций, проведением их в режиме «говорящей головы» с зачитыванием теории с экрана, введением автоматизированной системы тестирования или любого количества заданий «из учебника» с посылом «прислать фото выполненного задания», что, безусловно, не может привести к качественному процессу обучения. Педагоги в большинстве пытаются при смене формы обучения перенести на автомате все элементы очной системы обучения в дистанционную, что в принципе невозможно при смене среды. Новая среда ДО имеет иные возможности и требует от педагога иного планирования, представления информации, организации контроля и фиксирования результатов.
Результаты исследования позволили выделить общие тенденции при организации ДО на всех уровнях образования и специфические проблемы, характерные для конкретных уровней. Главной проблемой в организации ДО в школе стало создание условий для обучения (техническое обеспечение, интернет, организация педагогической системы ДО), а также методическое обеспечение процесса ДО (обучение учителей методике ДО). В вузах и колледжах главной проблемой оказалось именно стимулирование педагогического состава к освоению методических и технических основ ДО, поскольку мотивации для построения качественного ДО основной массе педагогов явно не хватало.
В заключение следует отметить, что для дальнейшего развития ДО руководству организаций необходимо задуматься о разработке экономических механизмов оплаты труда разработчиков дистанционных курсов и преподавателей ДО, проработке защиты авторских прав на созданные дистанционные курсы, обучение педагогов методике разработке и проведения дистанционных курсов, закупке профессиональных СДО (LMS) с гарантией техподдержки от разработчиков на несколько лет и настройки под нужды организации. Также необходима система льгот и поощрений для дистанционных преподавателей по охране здоровья и стимулирования к дальнейшей качественной работе.
Об авторах
Н. В. НикуличеваРоссия
Наталия Викторовна Никуличева – кандидат педагогических наук, директор проекта
Москва
О. И. Дьякова
Россия
Оксана Ивановна Дьякова – заместитель директора по учебной и научно-методической работе
Тольятти
О. С. Глуховская
Россия
Ольга Сергеевна Глуховская – учитель начальных классов
Москва
Список литературы
1. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Под ред. Е.С. Полат. 3-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2020. 392 с.
2. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Под редакцией Е.С. Полат. 2-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2020. 434 с.
3. Научная школа А.В. Хуторского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://khutorskoy. ru/science/. (Дата обращения: 11.09.2020)
4. Научная школа МИМ ЛИНК [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.mimlink. ru/about_institute/science/. (Дата обращения: 11.09.2020)
5. Научная школа НТУ «Харьковский политехнический институт» (Украина) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dl.khpi.edu.ua/mod/page/view.php?id=12445&fbclid=IwAR1wYVVMXtdhyXzI-1BUm6BSd05Vx7TZc-Kn7KgzeDqVl1yM-PoZvcXpuM (Дата обращения: 11.09.2020)
6. Научная школа Майкла Г. Мура (США) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/043/71043/files/3214647.pdf. (Дата обращения: 11.09.2020)
7. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.
8. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения. М.: 2016. 72 с.
9. Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ). Монография. М.: 2014. 222 с.
10. Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М.: МИПК, 2013. 57 с.
11. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 84 с.
12. Бендова Л.В. Тьютор в системе открытого дистанционного образования: монография. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013. 116 с.
13. Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 179–184.
14. Полат Е.С., Петров А.Е., Татаринова М.А. и др Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Под ред. Е.С.Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
15. Ладыженская, Н.В. Проблемы педагогического общения при дистанционном обучении // Материалы 15-й конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2008». М.: 2008. С. 215.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009. 272 с.
17. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 221 с.
18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
19. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.
20. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
Рецензия
Для цитирования:
Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе. Открытое образование. 2020;24(5):4-17. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17
For citation:
Nikulicheva N.V., Dyakova O.I., Glukhovskaya O.S. Organization of Distance Learning in School, College, University. Open Education. 2020;24(5):4-17. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17