Основные направления совершенствования высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации экономики
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-40-47
Аннотация
Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений совершенствования высшего образования Республики Узбекистан и выработке оптимальных решений, способствующих достижению высоких результатов в данной сфере экономики. В современный период под воздействием процессов глобализации и всеобщей цифровизации в мировой экономической системе происходят серьезные качественные изменения, которые отражаются на развитии всех отраслей и сфер экономики, в том числе и системы образования.
Материалы и методы. В настоящем работе использованы методологические выводы и фундаментальные положения по развитию системы высшего образования. Информационную базу исследования составляют материалы официальных статистических источников, данные периодической печати. При написании статьи были использованы методы анализа, синтеза, специальные методы работы с компьютерными сетями и компьютерными базами данных.
Результаты. Данная статья освещает базовые направления развития системы высшего образования в Республики Узбекистан в условиях мировой цифровизации экономики. В статье показано, что в современный период в Республике Узбекистан подготовка высококвалифицированных кадров является первостепенной задачей в развитии страны. Автором отмечено, что развитие высшего образования реализуется на основе целого комплекса правительственных документов и направлена на оптимизацию системы высшего образования с целью достижения высоких показателей в мировом образовательном рейтинге. В статье показано, что большую роль в развитии высшего образования играют запросы экономико-социальной сферы, науки, технологического комплекса, рынка труда, а также прогнозируемые потребности их дальнейшего развития. Также автором констатируется, что учет всех взаимосвязанных факторов развития экономических, социальных и технологических процессов позволит сформировать оптимальную систему высшего образования в едином социально-экономическом комплексе страны. В настоящей статье высказано предположение автора о том, что цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, разнообразят, развивают у обучающихся самостоятельность. Таким образом, повышается качество образования, и речь идет не только о полном и качественном выполнении требований учебной программы: занятия начинают отвечать личным интересам и потребностям студентов и магистрантов. В качестве одного из выводов настоящего исследования автором отмечено, что главной задачей современного высшего образования в Республике Узбекистан является обеспечение качества образования па основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, эффективного применения передовых педагогических и цифровых технологий.
Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения развития системы высшего образования в Республике Узбекистан, изучен передовой опыт в данной сфере и высказаны основные направления дальнейшего совершенствования данной отрасли национальной экономики.
Об авторе
Ш. Ш. СадыковУзбекистан
Шохрух Шухратович Садыков - докторант кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии»
Ташкент
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» // Народное слово. 2020.
2. Алимов Р.Х. Хайитматов У.Т. Перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане // Сборник статей и тезисов докладов Республиканской научно-практической конференции «Рақамли иқтисодиет: иқтисодий ривожланиш тенденцияларини моделлаштириш ва замонавий ахборот-коммуникация технологияларини қўллаш истиқболлари». (2 декабря 2019 г. Ташкент). 2019. С. 12–20.
3. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Методологические основы влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие национальной экономики. Монография. Ташкент: IQTISODIYOT, 2018. 178 с.
4. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики. Mонография. Курск: ЮЗГУ, 2017. 156 с.
5. Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. Development of digital economy in the republic of Uzbekistan. VII Uzbek-Indonesian Joint international scientific and practical conference “Innovative development of entrepreneurship” with the framework of scientific and research project” Global economic challenges and national economy development” Tashkent-Jakarta, 2018. С. 180–183.
6. Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2016. № 4. С. 17–22.
7. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2(232). С. 55–60.
8. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. М.: Олимп – Бизнес, 2017. С. 235.
9. Ходиев Б.Ю. Узбекистан: построение «цифровой экономики» // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 12. С. 3–12.
10. Кубарева Ф. Чем живешь, молодежь? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.ut.uz/ru/eshyo/analitika/chem-zhivesh-molodezh/.
11. Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 8. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.bulletennauki.com. DOI: 10.33619/2414-2948/45.
12. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года №1111-2909 №18, ст. 313, № 19, ст. 335, № 24, ст. 490, №37, ст. 982). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: www.lex.uz.
Рецензия
Для цитирования:
Садыков Ш.Ш. Основные направления совершенствования высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации экономики. Открытое образование. 2021;25(1):40-47. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-40-47
For citation:
Sadykov S.S. The Main Directions of Improving Higher Education in the Republic of Uzbekistan in the Context of Digital Transformation of the Economy. Open Education. 2021;25(1):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-40-47