Опыт проведения внеклассных мероприятий в Азербайджанских школах и странах ближнего и дальнего зарубежья
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-60-69
Аннотация
Введение. Основной задачей общеобразовательных школ является подготовка нового поколения к деятельности, развитие творческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокупностью интеллектуальных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий. Целью данной статьи является анализ опыта проведения внеклассных занятий в школах Азербайджана и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Методология и методы исследования. В 2019 году был проведен педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ Азербайджана. Первоначально был проведен предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов и несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» был проведен повторный опрос среди 453 школьников. В качестве метода исследования использовался опрос.
Результаты и обсуждение. Описан международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Выдвинуты предложения по эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий в соответствии с требованиями XXI века. Описан опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. В процессе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. В ходе эксперимента мы обнаружили что школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Был проведен повторный опрос среди школьников и результаты показывают, что их больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке.
Заключение. Результаты исследований показывают, что правильная организация внеклассных мероприятий оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует достижению хороших результатов обучения в учебном процессе в школе. В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.
Об авторе
Б. ИсмайловаАзербайджан
Бахар Исмайлова - Ученый секретарь института образования
Баку
Список литературы
1. Образцовое положение общеобразовательной школы Азербайджанской Республики. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://eqanun.az/alpidata/framework/data/21/c_f_21148.htm. (на азербайджанском языке).
2. Дополнительное образование детей в России: одиночное и многогранное. 2019. 277 c. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/-DOD_text_print.1.pdf.
3. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.
4. Mahoney J. School Extracurricular Activity Participation as a Moderator in the Development of Antisocial Patterns // Child Development. № 71(2). С. 502–516. DOI:10.1111/1467-8624.00160.
5. Feldman A. The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions // Review of Educational Research. 2005. № 75(2). С. 159–210.
6. Eccles J., Barber B., Stone M., Hunt J. Extracurricular Activities and Adolescent Development // Journal of Social Issues. 2003. № 59(4). С. 865–889. DOI: 10.1046/j.0022-4537.2003.00095.x.
7. Pence A.R., Dymond, S.K. Extracurricular School Clubs: A Time for Fun and Learning // Teaching Exceptional Children. 2015. № 47(5). С. 281-288. DOI: 10.1177/0040059915580029.
8. Pica-Smith C. and Poynton T. Supporting interethnic and interracial friendships among youth to reduce prejudice and racism in schools: the role of the school counselor // Professional School Counseling: 2014-2015. 2014. № 18(1). С. 82-89. DOI: 10.5330/prsc.18.1.u80765360j5825l0.
9. Extracurricular Management System. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://clipboard.app/emss.
10. Devitt D. 11 Benefits of Automating Manual Processes. Sydcon. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://info.sydcon.com/blog/11-benefits-of-automating-manual-processes.
11. Darling N., Caldwell L., Smith R. Participation in School-Based Extracurricular Activities and Adolescent Adjustment // Journal of Leisure Research. № 37(1). С. 51-76. DOI: 10.1080/00222216.2005.11950040.
12. Park H., Zhan M. The impact of after-school childcare arrangements on the developmental outcomes of low-income children // Children and Youth Services Review. 2017. № 73. С. 230–241. DOI:10.1016/j.childyouth.2016.12.023.
13. The Benefits of Participation in After School Activities. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://blog.schoolspecialty.com/benefitsparticipation-school-activities/.
14. Behtoui A. Swedish young people’s afterschool extra-curricular activities: attendance, opportunities and consequences // British Journal of Sociology of Education. 2019. № 40(3). DOI: 10.1080/01425692.2018.1540924.
15. Chinese Taipei Student performance (PISA 2015), OECD. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-resultsin-focus.pdf.
16. Education. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Taiwan.
17. Chen S.Yen, Lu L. After-school time use in Taiwan: Effects on educational achievement and well-being // Adolescence. 2009. № 44(176). С. 891-909.
18. Has Educational Reform Succeeded in Taiwan? 4500-Percent Rise in Cram Schools over Past 30 Years. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://english.cw.com.tw/article/article.action?id=2639.
19. Китайская система образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html.
20. Азитова Г.Ш. Краснова М.Н. Особенности систем образования в Китае [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26953.
21. Extracurricular Activities for China’s Primary and Middle School Children. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.chinaeducationaltours.com/guide/article-afterschool-life-primary-and-middle.htm.
22. Yilin S. Report: Extracurricular Classes Growing in Popularity in China. 2018. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.womenofchina.cn/html/survey/18073543-1.htm.
23. Формы внешкольной деятельности в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГЭС НОО). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoydeyatelnosto-v.
24. Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-vshkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/.
25. Клюева Г. Н. Направления и формы организации внеклассных мероприятий. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.eduportal44.ru.
26. Кванториум. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kvantorium.ru.
27. Boys & Girls Clubs of America. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.bgca.org.
28. Junior achievement. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home.
29. Afterschool Alliance. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.afterschoolalliance.org/aboutUs.cfm.
30. Beans and Rice, Inc., Growıng capacities, building assets. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.beansandrice.org.
31. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.tipii.edu.az/az/article/336-oyunlarin-talimda-rolu (на азербайджанском языке).
32. Внеклассное обучение и воспитание. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.gov.az (на азербайджанском языке).
33. Заметки к учебным планам. 2019. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://edu.gov.az (на азербайджанском языке).
34. Ахмедов Х.Х., Исмайлова Б.И., Хумбаталиев Р.З. Использование ИКТ в модернизации образования. 2019. С. 76-82. (на азербайджанском языке).
Рецензия
Для цитирования:
Исмайлова Б. Опыт проведения внеклассных мероприятий в Азербайджанских школах и странах ближнего и дальнего зарубежья. Открытое образование. 2021;25(1):60-69. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-60-69
For citation:
Ismayilova B. Effective Organization of Extracurricular Activities in Azerbaijan Schools and Near and Far-Abroad Countries. Open Education. 2021;25(1):60-69. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-60-69