Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Цифровой поворот в высшем образовании и в педагогических технологиях требует применения разнообразных средств и методов обучения. Период карантина в связи с пандемией COVID-19 вызвали необходимость кардинальной трансформации системы высшего образования, её новой парадигмы в современном цифровом обществе. В таких условиях появляется необходимость формирования цифровой образовательной среды, с этой задачей столкнулись многие страны, в том числе и Республика Узбекистан. У обучающихся необходимо формировать навыки работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в Республике Узбекистан.

Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплин в высшей школе на примере Узбекистана. Результаты. В статье исследует электронные ресурсы для дистанционного образования, которые присутствуют в странах СНГ, так как электронные образовательные ресурсы как комплекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. Автор проводит анализ условий и перспектив развития дистанционного образования в Республике Узбекистан, отмечается концептуальный подход к образовательным цифровым платформам, способствующим повышению качества обучения. Исследуется система высшего образования Республики Узбекистан на современном этапе, а также условия и перспективы развития дистанционного образования в Республике Узбекистан. В статье выделяются основные тренды в современной образовательной онлайн среде. Кроме того, определены достоинства и недостатки электронных образовательных ресурсов. Также определяются стратегические цели развития высшего образования в Республике Узбекистан на новом этапе развития, а также представлен анализ интернет ресурсов для дистанционного образования, которые доступные в Узбекистане.

Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что в сложившихся условиях многие страны переходят на цифровые и электронные средства обучения, на примере Республики Узбекистан в статье показаны основные интернет-ресурсы, которые способствуют эффективности системы профессиональной подготовки бакалавров. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.


Об авторе

Л. С. Махмутходжаева
Ташкенский филиал Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова
Узбекистан
Луиза Сайфулловна Махмутходжаева – кандидат исторических наук, доцент

Ташкент



Список литературы

1. Кижнер И. А., Рудов И.Н., Румянцев М.В., Хлебопрос Р.Г. Конференция Digital Humanities. перспективы и вызовы для развития сообщества гуманитарной информатики // Научно-образовательный журнал «История». 2016. С. 137–171.

2. Макарова Н. Н., Чернова Н.В., Стародубова О. Ю. История культуры России IX-XXI вв. [Электрон. ресурс]. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2015.

3. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8–23.

4. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6(36). С. 105–113.

5. Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 34–44.

6. Пономарева Л.Д., Дорфман О.В. Методическая компетентность учителя русского языка в современной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. № 1. С. 18–23.

7. Бородкин Л. И. Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив. Очерки истории // Научно-образовательный журнал «История» 2016. 304 с.

8. Бородкин Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историкокультурного наследия? Историческая информатика // Научно-образовательный журнал «История». 2012. № 1. С. 14–21.

9. Веризов Т.Г., Костина Е.А. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 39–49.

10. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения Серия «История» // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 5–12.

11. Гарскова И. М. Информационное обеспечение гуманитарных исследований в цифровую эпоху: модели формирования и развития // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 76–86.

12. Постановление Президента РУз Мирзиеева Ш.М. от 06.09.2018 г. О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления и государственных закупок. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o- dopolnitelnykh-merakh-po-sovershenstvovaniyusistemy-podgo-06-09-2018.

13. Bennis, Warren; Nanus, Burt. Leaders: Strategies for Taking Charge. 1985.

14. Coursera. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/lecture/atc21s/5- 3-interview-patrick-griffin-and-esther-care-discusscps-slXcc.

15. Zotero. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.zotero.org.

16. Omeka. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://omeka.org.

17. Бородкин Л.И. Историк и мир (больших) данных: вызовы цифрового поворота [Электрон. ресурс] // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 14–30. DOI: 10.7256/25857797.2019.3.31383. Режим доступа: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=31383.

18. Махмутходжаева Л.С. Преподавание во время кризиса – новые тренды // Сборник трудов XIV международной научно-практической конференции «Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики». Минск. 2020.

19. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение №1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana.

20. Пять инициатив: до 2020 года правительство намерено привлечь в культуру и искусство два миллиона молодых людей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/politika/39753-pyat-iniciativ-do-2020goda-pravitelstvo-namereno-privlech-vkulturu-iiskusstvo-dva-milliona-molodyh-lyudey.html.

21. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я., Абдуллаева Ш.Р., Сидикова Ф.Х., Абирова Г.Р., Махмутходжаева Л.С., Мамаева М.Э., Архангельская Е.Г.; под ред. Академика АН РУз К.Х. Абдурахманова. Организация дистанционного образования в современных условиях. Т.: Ташкентский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. 192 с.

22. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 474–488.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махмутходжаева Л.С. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана. Открытое образование. 2021;25(3):46-61. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61

For citation: Makhmutkhodjaeva L.S. Online and Digital Education at Universities of Uzbekistan. Open Education. 2021;25(3):46-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61

Просмотров: 59

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)