УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании , посвящённых цифровому поколению и формированию информационного общества в Российской Федерации, а также законодательных актов Российской Федерации. Дополнительно был проведен анализ опыта использования систем обнаружения заимствований в организациях общего образования, вузах РФ и зарубежных стран.
Результаты. Проведённое исследование позволило выявить состояние текущей ситуации с оценкой и формированием основных навыков самостоятельной и творческой работы учащихся разных уровней обучения, а именно: отсутствие единых стандартизованных методологических основ и практики преподавания основ академической этики и академического письма, а также отсутствие автоматизированных средств контроля самостоятельного выполнения письменных работ, что, несомненно, ведет к снижению качества выполнения учебных работ школьниками. Заключение. В статье авторы приводят базовые рекомендации и предложения по улучшению текущей ситуации, такие как: введение в систему школьного образования информирования учащихся о требованиях к самостоятельности при выполнении учебных работ как части академической этики, включение в образовательный процесс занятий по типам цитирования и правилам его оформления, внедрение использования систем обнаружения заимствований в письменных работах для контроля самостоятельности их выполнения и разработка программ освоения преподавателями данных средств контроля.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В статье проанализированы основные направления по совершенствованию деятельности высших учебных заведений в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы.
Автором показано, что в современный период в Республике Узбекистан уделяется пристальное внимание развитию образовательной сферы и в частности высшему образованию. Принят ряд нормативно-правовых документов, успешно реализуется комплекс мер по выполнению Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».
В настоящей публикации проведен анализ литературных и интернет источников по проблеме оптимизации образовательной, воспитательной и научной деятельности в высшем учебном заведении на основе совершенствования цифровой инфраструктуры, а также методов и форм обучения.
Кроме того, в статье отмечено, что цифровые технологические решения находят свое эффективное применение не только в оптимизации диалога профессорско-преподавательского состава вуза и студентов, но и служат надежным помощником руководству вуза при проведении мониторинга учебного процесса и в принятии грамотных управленческих решений.
В данной статье автором представлен опыт использования цифровых технологий в Ташкентском государственном экономическом университете. В частности, отмечено, что цифровые технологические решения делают учебный процесс более адаптивным, комплексным и интересным. Использование виртуальной среды предоставляет студентам огромные возможности для саморазвития и исследовательской деятельности. Кроме того, инновационные технологии помогают студентам участвовать в научных разработках стартап-проектах совместно со студентами других вузов и специалистами-практиками.
Также автором отмечено, что опыт применения цифровых и передовых педагогических технологий показал, что в современный период очень важно совмещение в учебном процессе и в управленческой деятельности вуза как очного общения профессорско-преподавательского состава со студентами, так и использование полного комплекса новейших цифровых технологий. Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений модернизации деятельности высших учебных заведений на основе оптимального применения цифровых технологий для повышения качества обучения и управленческих процессов в вузах с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы.
Материалы и методы. При написании настоящей статьи были использован научный базовый метод теоретико-эмпирического исследования: сравнение когнитивных операций, лежащих в основе суждений о сходстве или различии объектов, методы монографического исследования, анкетного опроса, методы работы со специализированными программными продуктами, интернет-источниками, методы анализа, синтеза, сопоставления, индукции, дедукции.
Результаты. В данной статье автором доказано, что формирование цифровой экономики способствует развитию цифровой инфраструктуры вуза, повышению уровня цифровой компетентности всех участников учебного процесса в вузе, что в свою очередь служит залогом подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей и сфер национальной экономики и как следствие – росту конкурентоспособности страны на мировом экономическом рынке.
Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения влияния цифровых технологий на деятельность высших учебных заведений. Показано, что применение цифровых технологических решений способствует индивидуализации и персонализации образования, обеспечению мгновенной обратной связи между преподавателем и студентами, что в свою очередь влечет изменение роли преподавателя в современном учебном процессе вуза, способствует выработке осознанного подхода к обучению студентами и устранению страха перед неудачами при освоении учебного материала. Кроме того, в настоящей работе на основе изучения научных исследований проиллюстрировано, что в настоящее время в учебный процесс постепенно начинают внедрятся системы искусственного интеллекта, которые способствуют повышению эффективности изучения иностранных языков с помощью языковых ботов, математических дисциплин с помощью персонализации обучения, хорошо применимы в качестве тренажеров при обучении медицинским наукам. Автором также отмечено, что воспитание значимости цифровой этики и конфиденциальности становится очень важным фактором в современной образовательной среде.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является изучение проблематики особенностей технологий обучения современных искусственных нейронных сетей для проведения процедуры однозначной аутентификации обучающихся по заранее сформированной эталонной базе цифровых биометрических характеристик санкционированных пользователей в сфере дистанционных образовательных технологий.
В современном мире искусственные нейронные сети успешно применяются как в прикладной, так и в научной областях. Задача аутентификации личности человека, которая реализуется с использованием искусственных нейронных сетей, находит практическое применение при решении таких задач, как защита государственных и корпоративных информационных ресурсов, робототехника, системы управления доступом, информационный поиск, системы контроля и т.д., а уже начинает находить применение в сфере дистанционных образовательных технологий. В марте 2021 года Правительство Российской Федерации разработало постановление, на основании которого высшим учебным заведениям разрешается использовать дистанционные образовательные технологии. Проводя дистанционно мероприятия промежуточной и итоговой аттестации, а также контролируя текущую успеваемость обучающихся как дистанционной формы обучения, так и студентов очной и очно-заочной формы при временном переходе на дистанционную форму обучения в условиях пандемии, возникает проблема идентификации личности обучающегося для достижения однозначного распознавания санкционированных пользователей с целью достоверного оценивания результатов обучения, которую и можно решить, применяя современные технологии искусственных нейронных сетей.
Материалы и методы. В качестве материалов и методов были использованы методы обзора научной литературы по тематике исследования, методы сбора, структурирования и анализа полученной информации.
Результаты. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: для решения задачи аутентификации обучающихся в системах дистанционного образования необходимо вначале сформировать собственно базу эталонов биометрических характеристик санкционированных пользователей, с которыми будут сопоставляться с биометрические данные идентифицируемого пользователя, а для процедуры распознавания нейронную сеть необходимо заранее обучить на специальных обучающих наборах (dataset). Процедуру идентификации необходимо повторять несколько раз в течение сеанса работы, чтобы обеспечить подтверждение личности санкционированного пользователя.
Заключение. Реализуя поставленную цель – исследование проблематики особенностей технологий обучения современных искусственных нейронных сетей для проведения процедуры однозначной аутентификации обучающихся по заранее сформированной эталонной базе цифровых биометрических характеристик санкционированных пользователей в сфере дистанционных образовательных технологий, и опираясь на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта и собственных исследований, авторы выделили два независимых этапа в алгоритме реализации задачи идентификации личности обучающегося: формирования эталонной базы цифровых биометрических характеристик санкционированных пользователей и аутентификация пользователя по сформированной ранее эталонной базе, а также выявили, что при обучении нейронной сети необходимо учитывать достаточно большое количество различных атрибутов, влияющих на нее. При недостаточном числе обучающих наборов (dataset) нейронные сети начинает воспринимать ошибки как надежную информацию, что в результате приведет к необходимости переобучения нейронных сетей. При достаточно большом числе обучающих наборов (dataset) появляется больше версий зависимостей и изменчивостей, что дает возможность создавать достаточно сложные модели машинного обучения нейросетей, в которых основное место занимает переобучение.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Целью настоящей статьи является развитие у студентов критического мышления для решения задач в области информационной безопасности за счет использования метода проблемного обучения в преподавании дисциплины «Информационная безопасность». Подчеркивается место данного метода в развитии критического мышления, исследовательской креативности студентов и достижений ими лучшего понимания учебного материала в области информационной безопасности.
Материалы и методы исследования. Методом анализа предметной области выделены главные условия эффективности проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность»: мотивация студентов, посильность и значимость предлагаемых студентам проблемных ситуаций по различным аспектам информационной безопасности, диалогическое доброжелательное общение преподавателя со студентами. В качестве материалов исследования рассматривается пример использования метода проблемного обучения в решении задачи защиты информации в государственных информационных системах (ГИС) с устройствами терминального доступа. В примере представлена проблема повышения эффективности защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа, т.е. ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», а также предложен способ ее решения за счет оценки угроз и совершенствования соответствующих механизмов обеспечения информационной безопасности, представленных в нормативно-правовых документах, регламентирующих требования по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа.
Результаты. В работе рассмотрена практическая задача создания и разрешения проблемной ситуации по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа, которую можно использовать в учебном процессе для решения аналогичных задач методом проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации основано на имеющихся противоречиях в нормативно-правовых актах, регулирующих функционирование и защиту информации такого типа систем, в которых защищаемая информация обрабатывается в целях исполнения законодательства и обеспечения функционирования органов власти. В результате использования системного подхода, предполагающего рассмотрение процесса защиты информации в виде совокупности этапов формирования требований к ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», совершенствования нормативно-правовой базы, обучаемые формируют предложения по защите информации в ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента» для обеспечения проектной защищенности ГИС, учитывающие комплекс актуальных угроз безопасности информации. Представленное разрешение проблемной ситуации в рассмотренной задаче требует от обучаемых общекультурных компетенций, таких как: выявление противоречий, сталкивание противоположных точек зрения, сопоставление фактов, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, обобщение, конкретизация фактов и т. д.
Выводы. Таким образом, в работе обоснован метод проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность» и представлен пример его использования в решении задачи защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. В результате обучаемые должны выявить угрозы, отсутствующие в банке данных угроз безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) и определить направления дальнейшего развития обеспечения информационной безопасности и защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. Практическое решение этой задачи группой студентов в рамках изучения дисциплины «Информационная безопасность» показало высокий уровень освоения компетенций.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Цель исследования. Цифровой поворот в высшем образовании и в педагогических технологиях требует применения разнообразных средств и методов обучения. Период карантина в связи с пандемией COVID-19 вызвали необходимость кардинальной трансформации системы высшего образования, её новой парадигмы в современном цифровом обществе. В таких условиях появляется необходимость формирования цифровой образовательной среды, с этой задачей столкнулись многие страны, в том числе и Республика Узбекистан. У обучающихся необходимо формировать навыки работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в Республике Узбекистан.
Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплин в высшей школе на примере Узбекистана. Результаты. В статье исследует электронные ресурсы для дистанционного образования, которые присутствуют в странах СНГ, так как электронные образовательные ресурсы как комплекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. Автор проводит анализ условий и перспектив развития дистанционного образования в Республике Узбекистан, отмечается концептуальный подход к образовательным цифровым платформам, способствующим повышению качества обучения. Исследуется система высшего образования Республики Узбекистан на современном этапе, а также условия и перспективы развития дистанционного образования в Республике Узбекистан. В статье выделяются основные тренды в современной образовательной онлайн среде. Кроме того, определены достоинства и недостатки электронных образовательных ресурсов. Также определяются стратегические цели развития высшего образования в Республике Узбекистан на новом этапе развития, а также представлен анализ интернет ресурсов для дистанционного образования, которые доступные в Узбекистане.
Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что в сложившихся условиях многие страны переходят на цифровые и электронные средства обучения, на примере Республики Узбекистан в статье показаны основные интернет-ресурсы, которые способствуют эффективности системы профессиональной подготовки бакалавров. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.
Цель этого исследования состояла в том, чтобы 1) изучить теории и практику формирования готовности к поступлению в колледж; 2) изучить политику Эфиопии в области подготовки к поступлению в колледж и учебную программу Эфиопии по подготовке к высшему образованию через призму теорий и практики, существующих во всем мире.
Материалы и методы. Для достижения этих целей были проведены обзоры существующей литературы. Для сбора ресурсов использовались международные исследовательские базы данных, такие как Scimago Journal и Country Rank, Web of Science и Google Scholar. Некоторые отчеты местных органов власти и результаты исследований были доступны в печатном виде. Ресурсы, рассмотренные в этом исследовании, состоят из отчетов о количественных, качественных, эмпирических исследованиях с использованием смешанных методов и систематических обзоров. Этот систематический обзор в основном сосредоточен на 1) поиске интервенционистских подходов, теорий и практик формирования готовности к поступлению в колледж в рамках образования к-12, выходящего за границы традиционного школьного преподавания и обучения; 2) как тенденции в формировании готовности к поступлению в колледж сосредоточены на сокращении разрыва между теорией и практикой за счет поддержки учащихся с ранних лет обучения, а также как практика направлена на эффективное управление и мониторинг результатов обучения учащихся.
Полученные результаты. Анализ обзора показывает, что нынешняя практика повышения готовности к поступлению в колледж имеет более глубокие социальные и экологические корни, чем когда-либо прежде. По этой причине традиционное формирование готовности к колледжам на базе школы, как правило, в большей степени дополняется продвинутой, ориентированной на исследования и основанной на сообществе или экологически обоснованной ранней поддержкой и мониторингом успеваемости учащихся. Учебная программа подготовки Эфиопских колледжей, процессы приема и практика преподавания-обучения в значительной степени основаны на базе школ и являются традиционными по сравнению с современными практиками повышения готовности колледжей во всем мире. Системы раннего предупреждения и поддержки в значительной степени зависят от аудиторных тестов учителей и национальных оценок, которые проводятся только на некоторых уровнях обучения.
Заключение. Повышение готовности к поступлению в колледж является важным фактором, способствующим успеху в колледже и результатам обучения студентов высших учебных заведений. На готовность современного колледжа и переход к высшему образованию в значительной степени влияют многочисленные личностные и экологические факторы, в дополнение к традиционной школе, учебной программе и факторам преподавания-обучения. Многочисленные общинные и ориентированные на исследования ранние вмешательства и системы поддержки должны дополнять роль школьного образования в повышении готовности к поступлению в колледж. Учебная программа и процессы преподавания и обучения должны быть достаточно насыщенными, чтобы сократить разрыв между теориями и практикой. Учителя играют большую роль в формировании готовности к поступлению в колледж.
ISSN 2079-5939 (Online)